Картотека артикуляционной гимнастики для старшей группы
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Латыпова Анастасия Ильдаровна

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

 

Орган артикуляцииЗадачи гимнастики
ГубыУкреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
ЯзыкУкреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
ЩёкиУкреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюстьРазвивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбоУчить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikullyatsionnaya_gimnastika_starshaya.docx202.55 КБ

Предварительный просмотр:

https://pandia.ru/text/81/255/images/img2_5.jpg

Сентябрь

Комплекс №1

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

 

  1. Упражнения для губ и щек:

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  1. Упражнения для языка:

  • «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
  • «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
  • «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
  • Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
  • «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  1. Речевая зарядка:

«Осень» Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

Сентябрь

Комплекс №2

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Брусничка» Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

  1. Упражнения для щек: «Голодный хомячок». Втянуть щеки. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

  1. Упражнения для языка:

  • «Горка» (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • «Катушка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

  1. Речевая зарядка: Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

  • Мал, да удал.
  • Два сапога - пара.
  • Нашла коса на камень

Октябрь

Комплекс №1

  1. Упражнение для жевательноартикуляционных мышц:
  • «Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов«Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

  1. Упражнения для губ:

«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию)- Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

  1. Упражнения для языка:
  • «Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  • «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить«Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
  • «Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

  1. Речевая зарядка:

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!

Октябрь

Комплекс №2

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

  1. Упражнения для губ и щек:

  • «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
  • «Спрячет сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
  • «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
  • «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

  1. Упражнения для языка:

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Маляр» Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

«Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

  1. Речевая зарядка:

«Маша и Даша в саду». Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились«О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла«Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Ноябрь

Комплекс №1

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз»«два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

  1. Упражнения для губ и щек:

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

  1. Упражнения для языка:

«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

  1. Речевая зарядка:

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная

Просто объеденье -

Ням-ням-ням-ням.

Ноябрь

Комплекс №2

  1. Упражнение для жевательноартикуляционных мышц:

«Сорвали и попробовали айву». Невкусная айва«Фа-фо, фы-фу!»

  1. Упражнение для губ и щек:
  • «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
  • «Заборчик» - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
  • «Улыбка» - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.
  1. Упражнение для языка.
  • «Горка» - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами
  • «Лошадка» - щелкать языком.
  • «Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  • «Качели» 

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у".

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

  • «Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

  1. Речевая зарядка:

«Вьюга». Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга«З-з-з-з-з-з»(С усилением звука.) Застонал. от вьюги: «М-м-м-м-

м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы«М-м-м-м-м-м»(Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м»(Тихо, высоким голосом.) Шумят ели«Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга«С-с-с-с-с-с».

Декабрь

Комплекс №1

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

  • Игровое упражнение «Жуем твердую грушу.
  • «Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

  1. Упражнения для губ и щек:

  • «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  • «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
  • «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
  • «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
  • «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

  1. Упражнения для языка:

Язык "лопаткой" положи

И спокойно подержи.

Язык "колышком" потом

Потянем тонким острием.

  • «Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
  • «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • «Пароход гудит».

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка

  1. Речевая гимнастика:

  • «Разговоры фруктов». Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".
  • «Яблоки падают на траву»: "Бам-бом-бум!»

Декабрь

Комплекс №2

  1. Упражнения для губ и щек:

  • «Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
  • «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.

  1. Упражнения для языка:
  • «Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
  • «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
  • «Индюк».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

  1. Речевая зарядка:

«Развитие интонационной выразительности речи»

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла -

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь.

- Здравствуй, пальчик,

Как живешь?

Январь

Комплекс №1

  1. Упражнения для щек и губ:

  • «Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
  • «Грустные снеговики весной». Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
  • «Рот закрыт». Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
  1. Упражнения для языка:

  • «Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
  • «Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
  • «Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  1. Речевая зарядка:

Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. —

Пейте чай, вода вскипела (Самовар)

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

Январь

Комплекс №2

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

  • «Жуем твердую морковь». Что лежит на подносе? (Морковь.)
  • «Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями. — Покажите, как грызет морковку зайка.

  1. Упражнения для губ и щек

  • «Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
  • «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

3.Упражнения для языка:

  • «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
  • «Дует ветерок».

Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

  • «Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук «д»произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

  1. Речевая зарядка:

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Февраль

Комплекс №1

  1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

  • «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
  • «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

  1. Упражнения для губ и щек:
  • «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
  • «Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
  • «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  1. Упражнения для языка:
  • «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

  • «Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
  • «Лошадка едет тихо».

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л».

Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!

Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

Кончик языка не должен загибаться внутрь.

Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

  1. Речевая зарядка:

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" - предлагают.

Февраль

Комплекс №2

  1. Упражнения для губ и щек:

  • «Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос, губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
  • «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  • «Рот закрыт». Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

  1. Упражнения для языка:
  • «Иголочка», («Стрелочка»«Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  • «Лошадка»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

  • «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.

Вот проснулся Язычок,

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

  • «Розовая кошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.

  1. Речевая зарядка:

Этот маленький дружок -

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом,

шутя!