Главные вкладки

    "Образовательная кинестетика как развивающая технология в образовательном учреждении»
    статья

    Порсева Наталья Владимировна

    Я  хочу предложить вашему вниманию материал  по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми.  Надеюсь, что данный опыт будет востребован  среди педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл interent_pedsovet.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села  Амзя  городского округа г.Нефтекамск

    Республики  Башкортостан

    Из опыта работы

    "Образовательная кинестетика как развивающая технология в образовательном учреждении»

    2020 год

         Побочным эффектом развития информационных технологий общества является то, что даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении и  имеют затруднения в обучении. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Известно, что успешность обучения зависит от уровня состояния здоровья, с которым ребенок придет в школу. От ребенка там будут ждать определенного результата, а ожидания педагогов, родителей и самого ребенка неотвратимо приведут к росту психической нагрузки. Поэтому актуальным становится поиск эффективных  приемов, методов и технологий в рамках образовательного учреждения.

    Я  хочу предложить вашему вниманию материал  по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми.  Надеюсь, что данный опыт будет востребован  среди педагогов.

         Одним из   направлений в развитии детей является образовательная  кинестетика – приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, ощущениях, об ощущении положения собственного тела в пространстве. А кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. В свою очередь гимнастика для мозга один из методов технологии образовательной кинестетики, который мы начали применять в своей практике. Основной идеей метода является  активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие. Доказано, что как мышцы атрофируются без физической нагрузки, так и мозг слабеет без умственной работы.

    Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. В ходе систематических занятий у воспитанников улучшается память, внимание, речь, зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Развитие мелкой и крупной моторики позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

    Освоив кинезиологические упражнения,  мы стали применять их  на своих занятиях и включать  в образовательный процесс. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы включены дыхательные-улучшают ритмику организма, активность мозга, особенно эффективны упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; глазодвигательные упражнения- движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения; упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица)- специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела; упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела, которые способствуют расслаблению и  снятию напряжения.

    Продолжительность  занятий зависит от возраста и может составлять в день от 5-10 минут для детей младшего дошкольного возраста и  до 20 минут для детей старшего дошкольного возраста.

     Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей, она успокаивает и  направляет на ритмичность выполнения упражнений. Также можно предложить детей прослушать рассказ: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, где ждет нас много интересных игр и заданий. Чтобы туда попасть, необходимо идти перекрестными шагами под веселую музыку (включается песня «Вместе весело шагать»). Мы пришли в лес. В лесу растут сказочные деревья. У них удивительным образом закручены ветви и стволы (Встать, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво упираются в пол. Вытянуть руки на уровне груди ладонями наружу и скрестить их, образуя замок. Согнуть локти, вывернуть «замок» из ладошек вовнутрь и прижать к груди. Голова не запрокидывается, плечи опущены. Дыхание ровное).

    К нам на веточку прилетела сова (машем кистью руки, изображая полет птицы и опускаем кисть на противоположное руке плечо). Она крепко держится за ветку ( сжимаем и разжимаем кисть, слегка массажируем косые мышцы плеча). Сова вращает головой направо и налево и «ухает». (Поворачиваем только голову направо и налево, губы «трубочкой», произносим «УХ». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, глаза с каждым движением расширяем, имитируя глаза совы). Делаем не менее 3-х раз. «Сова улетела (изображаем кистью полет в сторону)».

       С начало  выполняем пальчиковые игры от простого к сложному, после даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе с взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

    «Ухо – нос ».

        Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

    Речевое сопровождение:

    Села на нос мне, на правое ухо –

    Лезет назойливо черная муха.

    Снова на нос, но на левое ухо-

    Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

    «Кулак – ребро – ладонь».

       Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно.

    Для результативности  работы необходимо учитывать определенные условия:

    - занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

    - занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

    - от детей требуется четкое выполнение движений и приемов;

    - упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

             - упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

       Кинезиологические упражнения полезны для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.  

    В 2018 году при проведении базовой площадки в МОАУ СОШ с.Амзя мы поделились навыком владения метода  кинезиологической гимнастики. Таким образом, эти упражнения могут применять в своей работе  педагоги любых образовательных организаций.

    Используемая литература и интернет-ресурсы:

    1.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

    2.Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2005.

    3.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7784-2015-05-15-16-19-05.htm-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

    4.https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-gimnastika-mozga.html-  МааМ.ру

    5.http://www.doshcolniki.ru/ -Социально-педагогический портал «Дошкольники»

    6. http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

    Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

    Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

    Отчет об использовании современных образовательных информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    В настоящее время педагоги дошкольных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии....

    КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...

    Доклад из опыта работы «Включение игровых развивающих технологий в образовательный процесс в группе»

    В условиях введения ФГОС ДОУ для педагогов важно понять: что представляют собой  развивающие игры, как использовать их в образовательном процессе?...