"Образовательная кинестетика как развивающая технология в образовательном учреждении»
статья

Порсева Наталья Владимировна

Я  хочу предложить вашему вниманию материал  по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми.  Надеюсь, что данный опыт будет востребован  среди педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interent_pedsovet.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села  Амзя  городского округа г.Нефтекамск

Республики  Башкортостан

Из опыта работы

"Образовательная кинестетика как развивающая технология в образовательном учреждении»

2020 год

     Побочным эффектом развития информационных технологий общества является то, что даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении и  имеют затруднения в обучении. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Известно, что успешность обучения зависит от уровня состояния здоровья, с которым ребенок придет в школу. От ребенка там будут ждать определенного результата, а ожидания педагогов, родителей и самого ребенка неотвратимо приведут к росту психической нагрузки. Поэтому актуальным становится поиск эффективных  приемов, методов и технологий в рамках образовательного учреждения.

Я  хочу предложить вашему вниманию материал  по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми.  Надеюсь, что данный опыт будет востребован  среди педагогов.

     Одним из   направлений в развитии детей является образовательная  кинестетика – приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, ощущениях, об ощущении положения собственного тела в пространстве. А кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. В свою очередь гимнастика для мозга один из методов технологии образовательной кинестетики, который мы начали применять в своей практике. Основной идеей метода является  активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие. Доказано, что как мышцы атрофируются без физической нагрузки, так и мозг слабеет без умственной работы.

Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. В ходе систематических занятий у воспитанников улучшается память, внимание, речь, зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Развитие мелкой и крупной моторики позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Освоив кинезиологические упражнения,  мы стали применять их  на своих занятиях и включать  в образовательный процесс. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы включены дыхательные-улучшают ритмику организма, активность мозга, особенно эффективны упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; глазодвигательные упражнения- движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения; упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица)- специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела; упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела, которые способствуют расслаблению и  снятию напряжения.

Продолжительность  занятий зависит от возраста и может составлять в день от 5-10 минут для детей младшего дошкольного возраста и  до 20 минут для детей старшего дошкольного возраста.

 Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей, она успокаивает и  направляет на ритмичность выполнения упражнений. Также можно предложить детей прослушать рассказ: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, где ждет нас много интересных игр и заданий. Чтобы туда попасть, необходимо идти перекрестными шагами под веселую музыку (включается песня «Вместе весело шагать»). Мы пришли в лес. В лесу растут сказочные деревья. У них удивительным образом закручены ветви и стволы (Встать, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво упираются в пол. Вытянуть руки на уровне груди ладонями наружу и скрестить их, образуя замок. Согнуть локти, вывернуть «замок» из ладошек вовнутрь и прижать к груди. Голова не запрокидывается, плечи опущены. Дыхание ровное).

К нам на веточку прилетела сова (машем кистью руки, изображая полет птицы и опускаем кисть на противоположное руке плечо). Она крепко держится за ветку ( сжимаем и разжимаем кисть, слегка массажируем косые мышцы плеча). Сова вращает головой направо и налево и «ухает». (Поворачиваем только голову направо и налево, губы «трубочкой», произносим «УХ». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, глаза с каждым движением расширяем, имитируя глаза совы). Делаем не менее 3-х раз. «Сова улетела (изображаем кистью полет в сторону)».

   С начало  выполняем пальчиковые игры от простого к сложному, после даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе с взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

«Ухо – нос ».

    Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

«Кулак – ребро – ладонь».

   Выполнять движения желательно на поверхности стола. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью. Во втором и третьем положении следите, чтобы пальцы были выпрямлены. Сначала сделайте упражнение вместе с ребенком. Затем предложите повторить самостоятельно.

Для результативности  работы необходимо учитывать определенные условия:

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется четкое выполнение движений и приемов;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

         - упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

   Кинезиологические упражнения полезны для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.  

В 2018 году при проведении базовой площадки в МОАУ СОШ с.Амзя мы поделились навыком владения метода  кинезиологической гимнастики. Таким образом, эти упражнения могут применять в своей работе  педагоги любых образовательных организаций.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

2.Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 2005.

3.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7784-2015-05-15-16-19-05.htm-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

4.https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-gimnastika-mozga.html-  МааМ.ру

5.http://www.doshcolniki.ru/ -Социально-педагогический портал «Дошкольники»

6. http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p1aa1.html- Лаборатория дошкольного образования.