Стендовый доклад" Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста"
статья

Горбачева Татьяна Александровна

Стендовый доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 12 «Берёзка» комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста (школа родительской культуры).

Горбачева Татьяна Александровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

г. Искитим 2019

Великой ценностью для человека является его здоровье. Сохранение и укрепление здоровья детей – основная задача дошкольного воспитания. Работая инструктором по физической культуре в детском саду, и наблюдая за детьми, я отметила, что очень многие дети, имеют те или иные нарушения осанки.  Это подтверждается и результатами ежегодного осмотра детей специалистом городского лечебно-физкультурного диспансера и врача педиатра городской детской поликлиники.

При нарушении осанки у детей уменьшается подвижность грудной клетки и мышцы – диафрагмы, снижается жизненная ёмкость лёгких.  Уменьшенные колебания внутригрудного давления неблагоприятно отражаются и на деятельности сердечно – сосудистой системы. Все эти изменения делают детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям лёгких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. У таких детей нередки всякого рода дискинетические расстройства. При уменьшении физиологических кривизн позвоночника нарушение рессорной функции приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время движений, что отрицательно сказывается на ЦНС ребёнка и сопровождается повышенной утомляемостью и головными болями. Формирование правильной осанки – не только одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов у детей.

 Как показывает практика, достичь желаемых и эффективных результатов в решении любых задач оздоровления, развития и обучения дошкольников можно только, благодаря совместной деятельности детей, педагогов и родителей ( законных представителей). Это касается и вопроса формирования правильной осанки у дошкольников. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. Поэтому работая в этом направлении, определила в своей деятельности следующую цель -  Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были намечены следующие задачи:

- Создание благоприятных условий в саду для оздоровления детей.

- Формирование методической базы.

- Подборка подвижных игр, игровых упражнений и упражнений  для формирования правильной осанки.

- Организация работы с детьми.

- Организация работы с педагогическими работниками.

- Организация работы с родителями (законными представителями).

Ресурсное обеспечение процесса обучения.

В детском саду имеется отдельный спортивный зал, оснащённый в достаточном количестве специальным оборудованием  и инвентарём, различными мелкими пособиями, современной музыкальной техникой. В группах отведено пространство для занятий физическими упражнениями.

Пути решения профессиональной проблемы.

Исходя из задач, которые были обозначены ранее, работа была выстроена по направлениям: работа с детьми, взаимодействие с педагогическими работниками, сотрудничество с родителями (законными представителями).

Работа с детьми.

На начальном этапе работы было проведено обследование детей  специалистом городского лечебно-физкультурного диспансера и  врачом педиатром детской поликлиники.  Мною были  проведены практические тесты на силу мышц спины и брюшного пресса. У большинства детей  были выявлены те или иные нарушения осанки, многие дети имели  низкий   уровень развития силы мышц. Были подобраны подвижные игры, игровые упражнения и составлены комплексы  упражнений (рекомендуемых  врачом лечебной физкультуры) для формирования правильной осанки и мышечного корсета.  Эти упражнения постоянно  включены во все формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры на улице и др.) Детям объясняется,  что иметь правильную осанку - это не только Красиво, но и необходимо, чтобы быть здоровыми. Дети учатся  принимать  положение тела, характерное при правильной осанке. На физкультурных занятиях дошкольники приобретают навык выполнения упражнений для укрепления мышц и формирования мышечного корсета.  В работе широко используются различные здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, корригирующие упражнения, релаксация).

Взаимодействие с педагогическими работниками.

Организация деятельности на основе тесного взаимодействия всех педагогических работников детского сада является залогом успешного решения задач для достижения поставленной цели.

Формы взаимодействия с педагогическими работниками:

-Консультации («Совместная деятельность воспитателей и детей», «Совместная деятельность воспитателей и родителей» и др.)

-Теоретический и практические семинары («Формирование правильной осанки у детей» и др.)

-Открытая НОД, совместно с инструктором по физической культуре.

Сотрудничество с родителями (законными представителями).

 Необходимое условие успешной работы по оздоровлению детей – взаимодействие с семьёй. Для достижения поставленной цели, а именно - Воспитание осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста, в своей работе использую следующие формы взаимодействия:

- Групповые консультации ( «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию и оздоровлению детей», « Значение физических упражнений для формирования правильной осанки у дошкольников»).

- Беседы ( выявление запросов и потребностей родителей в получении информации по вопросам формирования правильной осанки, профилактики нарушений и коррекции имеющихся ).

- Индивидуальные консультации (Обсуждение динамики развития ребёнка, рекомендации  по организации занятий с ребёнком дома).

- Информационный стенд  ( выставка необходимой литературы, статей, памяток, комплексов). Педагогическое просвещение родителей.

- Открытые физкультурные занятия ( Демонстрация , чему дети научились, какими умениями и навыками овладели).

- Круглые столы (« Формирование правильной осанки у дошкольников», «Оздоровление детей в домашних условиях»). Обозначение данной проблемы. Обмен опытом оздоровления детей в домашних условиях.

- Дни открытых дверей ( Обучение родителей  практическим  методам и приёмам , физическим упражнениям  для формирования правильной осанки у детей).

Полученные знания на открытых занятиях и мастер-классах, проводимых мною с целью обучения родителей (законных представителей) практическим методам и приёмам, правильному выполнению упражнений для формирования мышечного корсета и правильной осанки, родители (законные представители) применяют на практике, занимаясь со своими детьми дома. Дети имеют возможность чаще и правильно выполнять необходимые физические упражнения под руководством  уже более грамотных в этих вопросах, взрослых. Осознанное отношение к этой проблеме даёт возможность более внимательно следить за осанкой своих детей.

После проведения определённой работы в данном направлении  и повторном осмотре детей специалистом лечебно-физкультурного диспансера, а также после проведения итоговых тестов на силу мышц спины и брюшного пресса, были видны положительные результаты. У многих детей  осанка улучшилась, часть детей - имеет незначительные улучшения,  и лишь у некоторых детей  - динамики нет( как правило,  родители последних  проявляют меньшую активность в сотрудничестве с детским садом).  Дети стали более общительны, коммуникабельны и уверены в себе.

У педагогических работников значительно повысился интерес к данной проблеме. Появляется мотивация использовать теоретические и практические наработки в своей деятельности.

По результатам проведённой работы с родителями отмечается повышение заинтересованности в результатах оздоровительной работы с детьми,  в формировании правильной осанки, понимание необходимости  систематического выполнения упражнений и формирования мышечного корсета у детей. Внедрение разнообразных форм работы с родителями делает сотрудничество с ними более тесным. Родители стали более грамотными в вопросах оздоровления детей и формирования у них правильной осанки.

Таким образом, разработанная и реализуемая система работы способствует воспитанию осознанного отношения у родителей к формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки для детей 4-5 лет.

Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

1 «Подтягивание»

И. п. лёжа на спине, ноги согнуть, поставить на стопы, руки в стороны. Поднять голову, плечи, спину, руками потянуться к коленям, затем вернуться в и. п. ( лечь, руки в стороны)    6 раз

(Отдых – потянуться).

2 «Велосипед»

И. п. лёжа на спине, ладони под шею, локти прижать к полу. Поднять ноги, имитация езды на велосипеде. (Следить за тем, чтобы при выпрямлении ноги, колено выпрямлять)     10раз

(Отдых – диафрагмальное дыхание).

Упражнения для укрепления мышц спины.

1 «Птичка»

И. п. Лёжа на животе, голову на лоб, ноги вместе, руки согнуты в локтях. Поднять голову, плечи, держать положение «птичка», лопатки свести. Голова на линии спины (назад не запрокидывать), смотреть в пол, счёт  - до 4, затем вернуться в и. п.        4 подъёма по 4 счёта

(Отдых – лёжа на животе, руки в стороны, голову на бок (на щёчку).

2 «Брасс»

И. п. то же, поднять голову, плечи и руками – имитация плавания «брассом» на 3 счёта, а на 4- вернуться в и. п.     3 раза

(Отдых – то же и «кошечка»- сесть на пятки, голову на лоб, руки вперёд- потянуть спинку)

3 «Звёздочка»

И. п. то же, сделать «лодочку», т.е. поднять голову, плечи, руки и ноги.  Разведение и сведение прямых рук и ног в стороны, над полом, голова на линии спины, смотреть в пол,  4раза.

(Отдых – то же самое)

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕЛАТЬ 2 ПОДХОДА!

Литература.

Список используемой литературы и интернет ресурсы:

  1. Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни». - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128стр.
  2. Т.К. Ишинбаева «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет» Волгоград, «Учитель», 2010.
  3. О.В. Музыка «Физкультурно-оздоровительная работа» Волгоград, «Учитель», 2011.
  4. Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева «Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации.» Часть 2. Москва, Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2010. - 112стр.
  5. В.В. Гаврилова «Занимательная физкультура для детей 4-7 лет» Волгоград, «Учитель», 2014. - 188стр.
  6. Е. А. Бабенкова «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» Москва, «ТЦ Сфера», 2008. - 96стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста" и "Плоско-вальгусная стопа"

Рекомендации для родителей, какие упражнения можно выполнять с детьми дома: упражнения по формированию правильной осанки у стены, упражнения для формирования навыка правильной осанки с предметом на го...

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием».

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям и воспитателям, как дома,...

Консультация для родителей "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Проблема оздоровления детей-это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка. Основы здоровья закладыва...

Консультация для родителей на тему " Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Большое значение и процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, паза детей во время занятий, груда и других видов самостоятельной деятельности. Правильную осанк...