ПСИХОГИМНАСТИКА, КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ МЕТОДИКРАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОМПЛЕКСЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Наталья Витальевна Иванова

 

 

 

Статья предназначена для педагогов, работающих в ДОУ.. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения здоровья дошкольников. В работе рассматриваются понятия «здоровьесберегающие технологии» и «психогимнастика», представлены основные этапы формирования психогимнастики как коррекционного метода работы с детьми дошкольного возраста. Основное внимание в статье акцентируется на структуре и  содержании занятия с применением психогимнастических  упражнений.

 В заключении представлен анализ результатов проведённой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.24

Н.В. Иванова

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №21»

г. Тула, Россия

ПСИХОГИМНАСТИКА, КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ МЕТОДИКРАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОМПЛЕКСЕ   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме сохранения здоровья дошкольников. В работе рассматриваются понятия «здоровьесберегающие технологии» и «психогимнастика», представлены основные этапы формирования психогимнастики как коррекционного метода работы с детьми дошкольного возраста. Основное внимание в статье акцентируется на структуре и  содержании занятия с применением психогимнастических  упражнений.

 В заключении представлен анализ результатов проведённой работы.

Статья предназначена для педагогов, работающих в ДОУ.

Ключевые слова: здоровьесберегающие  технологии, психогимнастика, фазы занятия, эмпатия.

N.V.Ivanova

PSYCHOGYMNASTICS AS ONE OF THE MOST IMPORTANT METHODS OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF EMOTIONAL WELL-BEING OF PRESCHOOLERS IN THE COMPLEX OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Abstract. The article is devoted to the current problem of preserving the health of preschool children. The concepts of “health-saving technologies” and “psycho-gymnastics” are considered in the work, the main stages of the formation of psycho-gymnastics as a corrective method of working with preschool children are presented. The main attention in the article is focused on the structure and content of the lesson using psycho-gymnastic exercises.

 In conclusion, an analysis of the results of the work is presented.

The article is intended for teachers working in a preschool educational institution.

Keywords: health-saving technologies, psychogymnastics, phases of employment, empathy.

                

В настоящее время отмечается стабильное ухудшение состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ «только 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми (1гр.здоровья), 29% имеют функциональные отклонения (2 гр.здоровья), 52,8% страдают  хроническими болезнями в стадии компенсации (3 гр.здоровья)  и 0,5% - хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (4 гр.здоровья)»[2].

Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Ещё в рукописных памятниках древне – русской литературы («Гражданство обычаев детских», 12 век) упоминается о важности физического здоровья детей. С развитием российской педагогической науки решению проблемы здоровья ребёнка уделяется всё больше внимания (Ломоносов М. В.; Бецкой Л. И.;  Новиков Н. И., 1788г.;  Венцель  И. А., 1800г.;  Ободовский  А. Н., 1835г.;  Гориневский  В. В.; Кащенко В.П.; Сухомлинский В. А.; Амонашвили  Ш. А.). Поэтому естественным было появление термина «здоровьесберегающие технологии», которые сам родоначальник этого понятия, Смирнов Н. К., определял как: «… системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[1].

Здоровьесберегающие технологии хорошо изучены и сгруппированы.   Одно из таких  распределений:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы и др.)

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (занятия физической культурой, проблемно-игровые занятия, игровой самомассаж и др.)

3.  Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.)

В данной статье рассматривается такой вид коррекционной технологии  как психогимнастика.

Принято считать, что сам термин ввела в широкое употребление в середине 1970-ых годов чешский психолог Юнова Г.А. В своей работе онаопиралась на психотерапевтическую методику Дж. Морено (1892 – 1972) «Психодрама».

Советский педагог Чистякова М. И., модифицировавшая психогимнастику Юновой, определяла её так: «Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы)»[3].

В отличии от Юновой Г. А., работавшей с подростками и взрослыми людьми, Чистякова М.А.разработала  свою психогимнастику для  детей младшего возраста и добавила к уже выделенным трём фазам проведения занятия четвёртую – приобретение навыков в саморасслаблении.

Значительную работу по развитию этой методики в нашей стране проделали и такие специалисты как Осипова А.А., Захаров А.И., Хрящевая Н.Ю., Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу» СПб., 1993г.   В Европе и Северной Америке  по схожей тематике работали Анна Верной 1983.,  М. Депфнер, 1981., А. Вильда – Кизель, 1987.

Таким образом, значимость вопроса по сохранению здоровья дошкольников определяет актуальность изучения применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Основной целью исследования явилась разработка и апробирование программы по преодолению барьеров в общении между детьми, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения с помощью психогимнастики.

В начале 2018-2019 учебного года произошло объединение двух одновозрастных групп раннего возраста, которые продолжили существование в качестве младшей группы «Почемучки» МБОУ  «ЦО №21».На основе проведенных диагностики с детьми и анкетирования с родителями были выявлены следующие особенности группы, требующие особенного внимания:во-первых, разные методы и приемы работы педагогов в данных группах до момента объединения; во-вторых, разный уровень коммуникативных способностей детей. Немалую роль в принятии решения о разработке специальных занятий сыграло и то, что группа «Почемучки» состояла преимущественно из мальчиков, в поведении которых прослеживались отклонения от нормы. Несомненно, что каждая из здоровьесберегающих технологий оказывает положительное влияние на гармоничное развитие личности воспитанника, и большинство из них применяются в каждодневной работе воспитателя, но именно  психогимнастика  даёт ребёнку  возможность пережить, проиграть, повторить ситуацию, которая  «мучает» его в реальной жизни.

 Речь  шла не  о профилактике (эти занятия можно проводить с 10 – 12  участниками), а о психокоррекции ( занимаются  одновременно  не более 6-ти  детей), поэтому группа была разделена на 4 подгруппы, с такими краткими характеристиками:

  1. Соня Ж. – фон (ребёнок, не требующий психокоррекции; обладает артистическими способностями).

Слава Я. – упрямство, лень.

Миша Ш. – эгоизм.

Рита З. – отставание в становлении речи.

Вася Д. – заторможенность, амимия.

Семён К. – фон.

  1.  Глеб Б. – агрессия, отставание в становлении речи.

Маша О. – фон.

Алёша О. – пониженное настроение, агрессия.

Аня Х. – упрямство, жадность.

Денис С. – фон.

Дима С. – отгороженность.

  1. Саша М. – расторможенность.

Стёпа Н. -   неустойчивое внимание, отсутствие уважения  к

Василиса Е. – фон.

Лера З. – снижение познавательной активности.

Дима К. – отставание в развитии речи.

Ваня Д. – фон.

  1. Лера Т. – фон.

Глеб К. – отставание в развитии речи, эгоизм.

Настя М. – отгороженность.

Варя З. – фон.

Стас М. – упрямство, отсутствие уважения к другому человеку .

Саша Ч. – фон.

  Далее был составлен план  занятий с элементами психогимнастики, которые включали в себя четыре основные фазы:

  1. Мимические и пантомимические этюды.  
  2. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
  3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.
  4. Психомышечная тренировка. Рефлексия, релаксация, расслабление.

Игры и упражнения проводились с каждой подгруппой три месяца два раза в неделю по 15 минут и сопровождались музыкой. Каждое занятие составлялось на основе последовательности  фаз (Табл.1).

Занятие начинается с разминки, которая помогает ребёнку расслабиться, настроиться на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции и тому подобное: «Что изменилось в этой комнате?», « С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «Какие игрушки  - зверята  есть в этой комнате?».

Таблица 1 – Структура и содержание занятия с элементами психогимнастики.

Этапы занятия

Цели

Содержание

Первая фаза. Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения.

Целью этих маленьких сценок является «выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных  с переживанием телесного  и психического довольства и недовольства (радость, удивление, интерес, гнев…)». Дети знакомятся с различной мимикой, жестами, позами, видами походки.

«Зайчик любопытничает».  Зайчик притаился под окном домика, в котором живут петушок и котик, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: голову отклонить в сторону (слушать, подставляя руку к уху), взор устремить в противоположную сторону, губы полуоткрыты, в глазах интерес. Поза: ногу выставить вперёд, верхнюю часть тела немного склонить.

 «Бабочка». Ребёнок прогуливался  по парку и  увидел большую цветную бабочку. Только начал он к ней потихоньку подкрадываться. Только протянул ручки, чтобы накрыть его ладонями, а она миг – и вот уже трепещет крылышками на соседнем кустике. Звучит музыка Ан. Александрова  «Полёт».

Выразительные движения: голова поднята вверх,   взгляд не отрывается от бабочки, тело немного наклонить вперёд, медленно шагать «на цыпочках».

 «Изумление». Девочка ошеломлена. Она не верит своим глазам: увидела, как иллюзионист посадил в пустой сундук кролика и закрыл его на большой висячий замок, а когда открыл сундук, зверька там не оказалось… . Из сундука выбежала  кошка.

Мимика: губы приоткрыты,  верхние веки и брови приподняты . Поза: руки разведены в стороны, пальцы в движении.

Вторая фаза. Этюды на выражение  отдельных качеств характера и эмоций (удовольствия , радости, гнева).

Цель этих игр – изобразить черты, порождаемые социальной средой  с применением выразительных черт (жадность, доброта, честность…). Здесь важна моральная оценка обыгрываемого качества, прорабатываются модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Фаза носит психопрофилактический характер.

«Сладкий изюм».  Мальчик  держит в руках воображаемый пакет с  ягодками. Он предлагает её поочерёдно всем детям. Они аккуратно берут по одной изюминке и говорят мальчику: «спасибо», затем дуют на ягоду (ведь она может запылиться) и берут её в рот. По выражению их лиц понятно, что им очень понравился этот изюм.   Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».

«Маме улыбаемся». Дети под песню  «Маме улыбаемся» В. Агафонникова, которую поёт взрослый, проводящий занятие, выполняют движения.

Ой, лады, лады, лады, не  боимся мы воды, чисто умываемся – вот так! Маме улыбаемся – вот так!

1ая строчка – хлопают в ладоши.

2 ая строчка – отводят ручки в стороны ладошками вверх.

3 я строчка –  по кругу наглаживают  свои щёки.

4 ая строчка – опускают ручки и  улыбаются ротиком и глазками.

« Дедушка рассердился!». В далёкую деревушку на лето к старенькому дедушке  приехал мальчик Петя и немедленно же побежал гулять. Старик стал ругаться на мальчика за то, что он выбежал далеко за ворота. Неужели ты не думаешь о том, что из лесной чащи может выбежать  волк?

Мимика. Хмурое лицо, брови сведены вместе, глаза сердитые.

Во время проведения этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк», тема дедушки.

Третья фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность

Это уже непосредственно коррекция того настроения и отдельных черт характера ребёнка, которые вы запланировали  проработать. Тренинг моделирования стандартных ситуаций.

«Гневные мальчишки». Двое детей поссорились. Мальчики очень сердиты, нахмурили лица, насупили брови, машут руками, ходят вокруг друг друга, ещё немного – и будет драка…(Упражнение разыгрывается  под музыку Е. Ботлярова «Драчун».)

 «Злая большая собака лает и хочет укусить ребёнка». Девочка прогуливается около дома. Мимо на поводке рядом с хозяином бежит собака. Вдруг она начинает лаять на ребёнка и пытается, натягивая поводок, схватить зубами девочку за ножки. ( Во время проведения упражнения звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки»).

 «Стыдно». Мальчик Глеб заигрался с мячом дома и невзначай развил мамино зеркало.  Он начал сильно переживать, испугался, что мама расстроится и его отругает, накажет. Глеб соврал, что зеркало расколол его младший братик. Брата наказали. Старшему брату стало невыносимо стыдно.   Выразительные движения: голова  опущена, брови высоко подняты и сдвинуты, уголки рта опущены. Глаза грустные.

Четвёртая фаза. Психомышечная тренировка

Главное для педагога здесь – это снять психоэмоциональное напряжение, внушить желательное настроение, поведение, черту характера.

«Игра с шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук).  Мама – лисичка кидает лисятам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки, которые рассыпаются по сторонам.  Лисята раскидывают их подальше и  роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить  игру 2 – 3 раза.

Залог успешного занятия – в личности педагога. Он должен не только обладать артистическими способностями, умением распределять время и виды деятельности детей, но и чувствовать расположение к своим воспитанникам (эмпатия). Самое главное правило занятия: все дети успешны, хорошо всё, что они делают!

Предварительные результаты проведённых занятий с использованием психогимнастики позволили сделать следующие выводы:

- уменьшилось количество случаев проявления упрямства, лени, эгоизма;

- у детей с отставаниями в развитии речи повысился уровень речевого развития;

- вследствие обогащения эмоциональной жизни дети раскрепостились, приобрели навыки саморасслабления;

- дети, склонные к невротическим проявлениям  (страхам, ссорам и агрессии), сделали первые шаги на пути к умению управлять собой и своими эмоциями;

- расширение предметно-пространственной среды привело к развитию познавательной активности;

- необходимость действовать по строго заданному алгоритму повысила общий уровень внимания;

- дети научились сопереживать.

Первыми отмечают изменения вповедении ребёнка педагог и близкие люди из окружения дошкольника. Детям становится проще общаться с ровесниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость). Дети получают навык работы в команде, приобретают умение договариваться, учатся соблюдать нормы и правила поведения.

Таким образом, достигнута цель по преодолению барьеров между детьми, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения. Влияние психогимнастических упражнений несомненно. Своевременное их проведение способствует сохранению психического и физического здоровья дошкольников.

Список используемых источников и литературы.

1. Смирнов  Н. К  «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе » - М.: АПК и ПРО, 2002.- 121 с.

2. Храмцов П. И., Березина Н. О., «Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников», Сборник материалов Ежегодной международной научно – практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2014. -375 с.              

3. Чистякова  М. И. «Психогимнастика», под. ред. М. И. Буянова – 2-ое изд. – М.: Просвещение.  ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

©Н.В.Иванова, 2019-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

развитие и формирование эмоционального благополучия дошкольников...

ПСИХОГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она н...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной с...