Главные вкладки

    Консультация для педагогов «ПРОВЕДЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ».
    консультация (старшая группа)

    Дронова Светлана Викторовна

    Консультация для педагогов

    «ПРОВЕДЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_dlya_pedag_ritmicheskoy_gimnastiki.docx22.22 КБ

    Предварительный просмотр:


    Консультация для воспитателей

    «ПРОВЕДЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ».

    Подготовила воспитатель старшей группы

    Дронова Светлана Викторовна

    Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья будущего взрослого человека.

    Привить любовь к активной двигательной деятельности – значит заложить базис здорового образа жизни будущего человека. Утренняя гимнастика как ежедневная форма занятий физическими упражнениями в детском саду, без сомнения, может служить средством решения этой проблемы.

    Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.

    Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически, с соблюдением ряда правил.

    Задачами утренней гимнастики являются оздоровление детей, образование и воспитание.

    К образовательным задачам следует отнести закрепление двигательных навыков и умений. Необходимо уточнить, что это более характерно для детей старшего дошкольного возраста, так как двигательный опыт ребенка 3-4 лет очень мал, в то время как дети 5-7 лет уже знакомы с многими видами ходьбы, бега, прыжков, изучаемых  ими на физкультурных занятиях. А вот закрепление понятий из других  областей знаний вполне может осуществляться и для малышей. Например, закрепление счета ( подсчет прыжков:»Один, два, три, четыре, пять – будем прыгать мы опять»; « один, два, три- замри»; «Один, два, три, четыре, пять, шесть – нам не хочется присесть»; «Один, два, три, четыре, пять – лучше будем мы шагать»), знаний о животных, явлениях природы, профессиях и т.д., если ребенок при выполнении упражнения находится в соответствующем образе.

    Формирование потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развитие эстетического вкуса ребенка при условии красивого и правильного показа взрослым и музыкального сопровождения, подобранного в соответствии с характером движений и возрастными возможностями детей, - задачи воспитательного характера.

    « Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением их по словесной команде под счет для дошкольников непригодна. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения в этом возрасте носят игровой, имитационный характер.

    Утренняя гимнастика может проводиться с музыкальным сопровождением. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движения,тем самым способствуя более четкому и правильному выполнению упражнения, вызывает положительные  эмоции и создает бодрое настроение. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет резкость и угловатость при их выполнении.В утреннюю гимнастику включается и пение песен. Врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.  

    Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением можно проводить со 2 младшей группы(дети 3-4 лет), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется.Развивается воображение, ребенок уже способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку.Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику (громко, тихо), узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще не устойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов( птички клюют, воробышки прыгают,    

    мячики покатились и т.д.)

    Дети 4-5 лет ( средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

    У детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет) наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера.

    Большинство упражнений в комплексах утренней гимнастики для старших групп проводится с музыкой. Без музыкального сопровождения выполняются упражнения, которые требуют индивидуального темпа( чаще это касается упражнений для мышц брюшного пресса)

    Основные движения – ходьба, бег – хорошо сочетаются с музыкой – бодрой, энергичной; поскоки с ноги на ногу, подпрыгивание на двух ногах – с музыкой плясового характера, требующей в движении легкости, полетности.

    Для гимнастических упражнений, отличающихся четкостью, быстрой сменой направления движения, необходимы музыкальные произведения с короткими музыкальными фразами, с акцентированными сильными долями такта.

    ( например « Марш» И. Кишко)

    В перестроениях смена движений требует двух-, трехчастной формы музыкального произведения, характер каждой части должен быть различным. Перестроения из круга в звенья, из колонн в одну  шеренгу проводятся на музыку двухчастной формы. Это облегчает выполнение соответствующего движения .

    Все упражнения, включенные в комплекс утренней гимнастики, должны быть хорошо знакомы детям. разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии с музыкой . при таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.

    В период разучивания упражнений воспитателю следует использовать бубен. четкие удары в бубен хорошо регулируют темп выполнения упражнений.

    Во время бега нельзя встряхивать бубен, надо изменить силу и характер его звучания. В противном случае ребенок не чувствует ритмичности, его шаг становится дробным, мелким ( семенящим).

    Для регуляции дыхания при выполнении упражнений детям предлагают произносить слова, звуки. Например, опуская руки, сказать: « Вниз», приседая, постучать кончиками пальцев по коленям, сказать: « Клю-клю» и т.д.

    если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то бубен уже не используется, слова и звуки не произносятся, так как регулированию дыхания во время упражнения способствует точное соблюдение протяженности музыкальной фразы.

    Рекомендуется использовать для проведения утренней гимнастики музыкально – ритмические композиции.

    На помощь воспитателям в проведении утренней гимнастики может прийти инструктор по ритмической гимнастике.

    Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

    Занятия ритмикой имеют задачи обучения и воспитания, которые пересекаются с задачами по физическому воспитанию и в целом:

    Развитие двигательных качеств и умений:

    . развитие ловкости, точности, координации движений;

    . развитие гибкости и пластичности;

    . воспитание выносливости, развитие силы;

    . формирование правильной осанки, красивой походки;

    . развитие умения ориентироваться в пространстве;

    .обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений

    Развитие музыкальности:

    . развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

    . развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма;

    . развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

    . развитие музыкальной памяти.

    Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    . развитие творческого воображения и фантазии;

    . развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

         Развитие и тренировка психических процессов:

    . развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

    . тренировка подвижности ( лабильности) нервных процессов;

    . развитие восприятия, внимания, воли, памяти,  мышления.

    Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    . воспитание  умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

    . воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

     

    Использование в утренней гимнастики комплексы ритмической гимнастики позволит достичь высших результатов в поставленных задачах развития детей. Дети будут с большим интересом, желанием  и качеством  выполнять упражнения, а музыкальное сопровождение создаст эмоционально – положительный настрой на весь день!

    Ниже я представила варианты музыкальных произведений, которые можно использовать  для утренней гимнастики :

    Ходьба по залу под музыку  Г. Свиридова « Марш»,

    Обычный бег под музыку « Воздушная кукуруза» Т. Спенсера,

    ОРУ под  песню «Неприятность эту мы переживем» ( можно минусовку) сл. Хайта, музыка Б. Савельева.

    Список литературы

    « Комплексы утренней гимнастики» Е.А.Сочеванова

         Издат. « Детство-пресс», Санкт -Петербург, 2009г.

    « Утренняя гимнастика под музыку» Е.П. Иова, А.Я.Иоффе

     Издат. «Просвещение» 1984г.

    « Ритмическая мозаика» А.И.Буренина тип. НИИ « Гириконд» Ленинградский областной институт развития образования С-Петерург 2000г.

    « Занимательная физкультура в детском саду» для детей 5-7 летК.К. Утробина  Москва 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс музыкально-ритмической утренней гимнастики в подготовительной группе с элементами оздоровления "Морское путешествие".

    Комплекс музыкально-ритмической утренней гимнастики в подготовительной группе с элементами оздоровления ...

    Конспект утренней гимнастики для средней группы с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.

    Конспект утренней гимнастики для средней группы с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки....

    Консультация для педагогов "Проведение утренней гимнастики"

    Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....

    Консультация для воспитателей "Проведение ритмической гимнастики с целью включения ее элементов в утреннюю гимнастику"

    Консультация для воспитателей "Проведение ритмической гимнастики с целью включения ее элементов в утреннюю гимнастику"...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РИТМОПЛАСТИКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА УТРЕННЕЙ   ГИМНАСТИКИ ПОД МУЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РИТМОПЛАСТИКИ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ  ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Консультация для педагогов "Музыкально- ритмическая гимнастика. Влияние на организм ребенка"

    Музыкально ритмическая гимнастика. Влияние на организм ребенка....

    Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...