Главные вкладки

    Консультация для педагогов "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению"
    консультация (старшая группа)

    Дронова Светлана Викторовна

    Консультация для педагогов

    "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ

     по ФГОС.

     Формы и методы работы по здоровьесбережению"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_dlya_pedagogov_zdorovesberegayushch_teh.docx27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ

     по ФГОС.

     Формы и методы работы по здоровьесбережению"

    Подготовила воспитатель старшей группы

    Дронова Светлана Викторовна

     «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

    Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    üСуть здоровьесберегающих технологий:

    üформирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

    üорганизация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

    üзакладывание фундамента хорошего физического здоровья;

    üповышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

    üпроведение профилактической оздоровительной работы;

    üознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

    üмотивация детей на здоровый образ жизни;

    üформирование полезных привычек;

    üформирование валеологических навыков;

    üформирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

    üвоспитание ценностного отношения к своему здоровью.

    Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

    üмедико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

    üфизкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)

    üвалеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

    üвалеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

    üздоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

    Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

    Картотека здоровьесберегающих технологий:

    Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

    • Физкультминутки

    Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

    Цель таких физкультминуток заключается в:

    • смене вида деятельности;
    • предупреждении утомляемости;
    • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
    • активизации кровообращения;
    • активизации мышления;
    • повышении интереса детей к ходу занятия;
    • создании положительного эмоционального фона.

    Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.       

    Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

    • Дыхательная гимнастика

    Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

    Использование дыхательной гимнастики помогает:

    • улучшить работу внутренних органов;
    • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
    • тренировать дыхательный аппарата;
    • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
    • повысить защитные механизмы организма;
    • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
    • развивать речевое дыхание.

    На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

    В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

    • Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо того, такая гимнастика способствует развитию:

    • осязательных ощущений;
    • координации движений пальцев и рук;
    • творческих способностей дошкольников.

    Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

    • массаж;
    • действия с предметами или материалами;
    • пальчиковые игры.

    Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме того, необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

    • Гимнастика для глаз

    Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

    • снятия напряжения;
    • предупреждения утомления;
    • тренировки глазных мышц;
    • укрепления глазного аппарата.

    Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

    Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

    • Психогимнастика

    Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

    • проведение психофизической разрядки;
    • развитие познавательных психических процессов;
    • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
    • коррекция отклонений в поведении или характере.

    Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

    • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
    • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
    • этюдов с психотерапевтической направленностью.

    Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

    • Ритмопластика

    Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

    • восполнение «двигательного дефицита»;
    • развитие двигательной сферы детей;
    • укрепление мышечного корсета;
    • совершенствование познавательных процессов;
    • формирование эстетических понятий.

    Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

    • Игротерапия

    В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

    • проявить эмоции, переживания, фантазию;
    • самовыразиться;
    • снять психоэмоциональное напряжение;
    • избавиться от страхов;
    • стать увереннее в себе.

    Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

    • Ароматерапия

    Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

    • улучшение самочувствия и настроения детей;
    • профилактика простудных заболеваний;
    • решение проблем со сном.

    Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

    Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

    • фитотерапию;
    • цветотерапию;
    • музыкотерапию;
    • витаминотерапию;
    • физиотерапию;
    • гелиотерапию;
    • песочную терапию.

    Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению

    Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Испо...

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению...

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению.

    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической ку...

    Формы и методы работы по здоровьесбережению в ДОУ. Инструкция для начинающих.

    В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на пр...

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению.

    Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Здоро...