Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения физкультурных занятий»
презентация

Маслова Светлана Александровна

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx211.59 КБ
Файл prezintatsiya_konsultatsii.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №35 «МОРЕ» г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Консультация для педагогов

на тему:

«Организация и методика проведения физкультурных занятий»

                                      Выполнила: инструктор

 по физической культуре:

                                          Маслова С.А.

г. Феодосия

 2020 г.

Организация физкультурных занятий в детском саду.

Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми.  Такими организационными формами работы являются:

  • разные виды занятий по физической культуре;
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
  • активный отдых;
  • самостоятельная двигательная деятельность детей;
  • занятия в семье.

Традиционно считается, что физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Основными целями и задачами занятия являются:

  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности;
  • удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки;
  • воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю. Учебный процесс стоит организовывать таким образом, чтобы занятия спортом можно было проводить в первой половине дня. Также следует нормировать нагрузку и контролировать, чтобы продолжительность занятий не превышала 20 минут. В первую очередь для того, чтобы дети не израсходовали свой физический потенциал полностью и не переутомились, а, во - вторых, продолжительные занятия могут показаться им скучными.

Проводить физкультуру можно с использованием музыкального сопровождения или без него. На занятии дети должны учиться прыгать на возвышенность и в длину, приседать, бегать, ходить разными способами. Проводить занятие следует в игровой форме, поскольку это позволяет детям расслабиться и выполнять упражнения более непринужденно. Правильно организованное занятие может помочь ребенку развиваться не только физически, но и интеллектуально.

Неважно какого возраста ребенок и как часто он занимается физкультурой, в любом случае ему нужна физкультурная форма. В первую очередь сменка ему нужна для поддержания личной гигиены. Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий в помещении:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Обувь детей должна быть спортивной, обеспечивать правильное формирование стопы, безопасность движений и отвечать задачам занятия.

4.Носочки. Носки лучше приобрести не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

Таким образом, такой не существенный, с точки зрения некоторых родителей момент, как спортивная форма помогает ребенку сохранить здоровье, а также гармонично развиваться в художественно - эстетической области, в познавательной области, в социально - коммуникативной области, и конечно же, совершенствоваться в физическом развитии. 

При построении предметно - пространственной среды необходимо соблюдать принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности  - динамичности;

• Гендерный подход.

Цель развивающей среды:

• Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

• Активизация двигательной деятельности.

Структура занятия по физической культуре.

НООД по физическому развитию состоит из трех частей:

I. Водная часть: в вводной части ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.

Содержание вводной части: построение, обычная ходьба, ходьба разными способами и направлениями,  легкий бег, упражнения для формирования стопы, упражнения на внимание, танцевальные шаги, организующая игра. Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (круг, 3 звена, в колонну по 3).

Продолжительность вводной части:

Группа

Продолжительность

2 младшая группа

1,5 - 2 мин.

Средняя группа

2 - 3 мин.

Старшая группа

4 - 5 мин.

Подготовительная группа

4 - 5 мин.

II. Основная часть: в основной части реализуются главные образовательные задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.

Содержание: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Основные движения - ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, лазанье и перелезание, равновесие; упражнения на осанку. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.

Продолжительность основной части:

Группа

ОРУ

ОВД

П/И

2 - ая младшая группа

3 - 5

мин.

2 - 3

мин.

1 - 2

мин.

Средняя группа

5 - 6

мин.

3 - 4

мин.

2 - 3

мин.

Старшая группа

6 - 7

мин.

4 мин.

3 мин.

Подготовительная группа

6 - 7

мин.

3 - 5

мин.

4 мин.

III Заключительная часть: в заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия.

Содержание: спокойная ходьба, малоподвижная игра, хоровод, дыхательные упражнения, заключение занятия воспитателем.

Продолжительность:

Группа

Продолжительность

2 младшая группа

2 мин.

Средняя группа

3 мин.

Старшая группа

3 - 4 мин.

Подготовительная группа

4 - 5 мин.

Виды занятий:

     1.Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.

2.Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе: беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности.

3.Тренировочные занятия - закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.

 Как вариант  тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре.

4. Круговая тренировка - способ организации физических занятий, используемый в основном в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная  и заключительная часть занятия  проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому - либо пособию и упражняется на нём в течении 2 минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и  инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.

В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажеры. Этот вид занятий условно можно назвать, как занятия на тренажёрах.

5.Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

6.Занятия, построенные на музыкально - ритмических  движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде  ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

7.Наряду с проведением в течении года оздоровительной работы, целесообразно проводить занятия - походы. От обычной ходьбы они отличаются  длительностью проведения – от 1,5 до 3-х часов,  в которые включается время привалов, отдыха игр, наблюдений и т.д..

      Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзаками, бутербродами, фляжками с чаем), в первую часть пути дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен. Но очень важно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. В процессе движения организуются промежуточные остановки (для наблюдений, сбором природного материала и просто подышать воздухом леса) можно предложить немного попить.

8.На участке детского сада также возможно проведение занятий с элементами спортивного ориентирования. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами.

9. Кроме выше перечисленных занятий, проводятся еще и контрольно -диагностические занятия. Оно может быть построено в виде «отбора в школу космонавтов»,  для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.

Способы организации детей на занятии.

Способы организации

Применение

Фронтальный способ

Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.

Поточный способ

Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом) передвигаются, выполняя  упражнение (равновесие - ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ  позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное - оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.

Групповой способ

Дети по указанию инструктора распределяются  на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или  в парах (с мячом).

Индивидуальный способ

Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

Занятия на свежем воздухе.

  На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, с использованием игр с элементами спорта и подвижных игр.

  В холодное время года большое внимание следует уделить эстафетам: при проведении которых дети оживлены, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, подбадривают товарищей; задания в эстафетах должны быть знакомы детям, выполняются быстро и не ждут долго своей очереди.

  В весенне - летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить в занятие упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем.

  При проведении занятия на открытом воздухе главное – четко и правильно организовать детей. При этом возможны варианты, например:

  • одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем разделяются на пары (в играх с мячом, играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей));
  • разделяются на подгруппы, при этом одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;
  • разделяются на 3 - 4 группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий;
  • малоподвижных детей, воспитателю необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений;
  • детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности). Так же дети  могут помогать в раздаче пособий, смотреть за правильностью выполнений упражнений и правил игр, и в конце занятий давать оценку своим одногруппникам (старший возраст).

  При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия, привлекая к этому достаточное количество ребят и т. д.

Продолжительность занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Провести физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть и продолжить прогулку или же провести занятие в конце прогулки.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Организация и методика проведения физкультурных занятий» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №35 «МОРЕ» г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Слайд 2

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ

Слайд 3

Цели и задачи по физическому воспитанию: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.

Слайд 4

Организационные формы работы по физическому воспитанию: разные виды занятий по физической культуре; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; активный отдых; самостоятельная двигательная деятельность детей; занятия в семье.

Слайд 5

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 6

Задачи вводной части организовать детей; возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям; создать необходимую эмоциональную настроенность; подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.

Слайд 7

Содержание вводной части: построение; обычная ходьба; ходьба разными способами и направлениями, легкий бег, бег змейкой, бег с изменением направления и темпа движения; упражнения для формирования стопы, и на внимание; танцевальные шаги; организующая игра; перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (круг, 3 звена, в колонну по 3).

Слайд 8

Продолжительность вводной части: Группа Продолжительность 2 младшая 1,5 - 2 мин. Средняя 2 - 3 мин. Старшая 4 - 5 мин. Подготовительная 4 - 5 мин.

Слайд 9

Задачи основной части: обучение детей новым упражнениям; повторение и закрепление ранее пройденного; совершенствование умений и навыков детей в движениях; воспитание физических качеств.

Слайд 10

Содержание основной части: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; основные движения - ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, лазанье и перелезание , равновесие; упражнения на осанку; подвижная игра.

Слайд 11

Продолжительность основной части: Группа ОРУ Кол – во ОРУ ОВД П/И 2 младшая 3 - 5 мин. 4 - 5 упр. 2 - 3 мин. 1 - 2 мин. Средняя 5 - 6 мин. 4 - 5 упр. 3 - 4 мин. 2 - 3 мин. Старшая 6 - 7 мин. 5 - 6 упр. 4 мин. 3 мин. Подготовительная 6 - 7 мин. 6 - 8 упр. 3 - 5 мин. 4 мин.

Слайд 12

Задачи заключительной части: постепенный переход от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному.

Слайд 13

Содержание заключительной части: спокойная ходьба; малоподвижная игра; игра – хоровод; дыхательные упражнения; подведение итога занятия.

Слайд 14

Продолжительность заключительной части: Группа Продолжитльность 2 младшая 2 мин. Средняя 3 мин. Старшая 3 - 4 мин. Подготовительная 4 - 5 мин.

Слайд 15

Виды занятий:

Слайд 16

Способы организации детей на занятии: фронтальный способ; поточный способ; групповой способ; индивидуальный способ.

Слайд 17

Занятия на свежем воздухе:

Слайд 18

Организация занятия на свежем воздухе: дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге; разделяются на подгруппы (одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд 2 - 3 упражнения); разделяются на 3 - 4 группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий; малоподвижных детей необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений; детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности).

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

Консультация для педагогов на тему«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после нод и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Прогулка является одним из основных режимных моментов в детском саду, ее значение трудно переоценить. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всесто...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....