Программа работы кружка "Здоровейка"
календарно-тематическое планирование

Медведева Татьяна Александровна

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zdoroveyka.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»

программа

физкультурно-оздоровительного кружка в старшей разновозрастной группе «Кораблик»

«Здоровейка»

(для детей 4-7лет)

Составленная на основе программы формирования здоровья детей дошкольного возраста

М. Л. Лазарева « Здравствуй!»

                                                                               Составила:

                                                                                          Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                  Медведева Т.А.

                               Пояснительная записка

                                   

                                              Давай оденем маски

                                                                    И поиграем в сказки, сказки, сказки…

                                                   И попадем в здоровую страну,

                                                   Болезням объявили там войну,

                                        Там каждый другу рад,

                                    Там всех благодарят

                                             И « Здравствуй» говорят.

                                                                                      М. Л. Лазарев

Программа «Здравствуй!» разработана с учетом оздоровительной направленности в работе детского сада.

 Цель программы: Организовать оздоровительную работу  с детьми дошкольного возраста, сформировать  у родителей, педагогов, воспитанников  мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни,  воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы  их здоровья.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно: наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка); образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики и укрепление здоровья  у дошкольников, учитывая пожелания родителей,  я разработала программу физкультурно - оздоровительного кружка «Здоровейка».

                                                 

                                       Общее положение 

Помещение для кружка «Здоровейка»,  предоставляет собой оборудованный физкультурный зал для непосредственной образовательной деятельности детей.                                

                                                 Цель программы:

 Основная направленность программы оздоровительного кружка «Здоровейка» -  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

                                                    Задачи программы:

Оздоровительные:

  • Формирование осознанного отношения к своему здоровью;
  • Формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохрание и укрепление своего здоровья.
  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

Образовательные:

  • Совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств;
  • Создание здоровье сохраняющей среды.

Воспитательные

  • Воспитание физического и психического  здорового образа жизни.        

 Для выполнения поставленных оздоровительно – воспитательных задач программы кружка предусмотрены следующие компоненты:

  • Беседы о здоровье
  • Корригирующая гимнастика
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды самомассажа
  • Дыхательная гимнастика
  • Зарядка для глаз
  • психогимнастика

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • традиционные
  • круговые тренировки
  • игровые
  • занятия – путешествия
  • обучающие
  • познавательные

                                    Актуальность программы:

Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка.

                        Принципы реализации программы:

  • принцип индивидуальности
  • принцип доступности
  • принцип систематичности
  • принцип активности, самостоятельности, творчества
  • принцип последовательности
  • принцип эмоционального благополучия каждого ребенка
  • принцип оздоровительной направленности
  • принцип связи теории с практикой
  • принцип повторения умений и навыков

                                                     Режим занятий:

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.

Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в неделю, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. Продолжительность занятия для детей 4-5 летнего возраста составляет 20минут, 5-6 летнего возраста 25 минут, 6-7летнего возраста 30 минут.

Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

Создание полноценной физкультурно - оздоровительной среды для работы кружка,  предусматривает наличие оборудования и инвентаря, (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.)

Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы кружка «Здоровейка» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРВИ и повышению уровня физического, психического здоровья детей и осознанному отношению к своему здоровью.

Информационно-образовательная работа с детьми

  • Первичный осмотр детей медсестрой детского сада и педиатром детской поликлиники при поступлении в детский сад.
  • Взаимосвязь медработника ДОУ, администрации детского сада с воспитателями и родителями в вопросах профилактике вирусных инфекций.
  • Обследование детей, предварительная и итоговая диагностика.
  • Использование специальных упражнений на занятиях.

 

Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
  • Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования.
  • Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д)

В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

  • информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги;
  • «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур;
  • физкультурные досуги и праздники с участием родителей.

 

Ожидаемый итоговый результат освоения программы

  1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
  2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
  3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
  4. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
  5. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
  6. Усвоение программы, дети  научились ценить свое здоровье,  любить себя, свой организм и окружающих людей.

 

 

                      Перспективный план работы кружка «Здоровейка»

                                             

Сентябрь

Тема: «Волшебное зеркальце»

Цель:  Научить детей любить себя свой организм  и окружающих  людей.

Задачи: 

  • Закрепить знания, об общих признаках  отличия людей друг от друга возраст, пол, профессия;
  • Знать основные части тела;
  • Закрепить знания о семье, го том, кто на кого в семье похож по внешним признакам;
  • Дать понятия: тень, отражение в зеркале, воде, стекле;
  • Закрепить понятие «родственники»;
  • Повысить самооценку.

Урок№1 «На кого я похож?»

  • Игра « Самое дорогое на свете»,
  • Игра  « Мое тело» (самомассаж),
  • Психо – гимнастика « В магазине зеркал»,
  • Создание и рассматривание семейных альбомов.
  • Игра малой подвижности «Кто позвал?»

 

Урок №2 «.Чем я отличаюсь от других?»

  • Беседа с детьми « Мы разные»
  • П. игра « Мы веселые ребята »;
  • Настольная игра « Собери человечка»
  • Игра « Назови родственников»

 

Урок№ 3.»Чтоя люблю?»

  • Коммуникация « Расскажи том, что я любишь»
  • Игра « здравствуй!»
  • Игра « найди свою тень»
  • Игра « Изобрази  походку»
  • П. игра « Найди себе пару»

             

Урок № 4.Чем хочу заниматься?

  • Коммуникация  « Любимые занятия»
  • П. игра « Мышеловка»
  • Чтение стихотворения В. Маяковского « Кем быть?»
  • Игровое  упражнение «Огонь»

Октябрь

 «Знай свое тело»

Цель: Научить детей любить себя и свой организм.

 Дать знания о внутренних органах человека  и функции работы органов.

Задачи:

  • Дать знания о назначении мышц и скелета;
  • Дать знания о назначении сердца и его роли в жизни человека;
  • Дать знания о назначении мозга  и его роли в жизни человека.

Урок№1. « Скелет и мышцы»

  • Беседа « Что у меня внутри?
  • Психогимнастика « Тряпичные и деревянные куклы»
  • Упражнение «Силачи»
  • Чтение Худ. литературы Г. Остер « Зарядка для хвоста»
  • П. игра « Перелет птиц»

Урок№2. «Сердце»

  • Беседа « Стучи мое сердечко»
  • Мини тренировка « Тренируемся вместе» - подбор упражнений на укрепление сердечной системы;
  • Игра « Пища – полезная для сердца»

Урок№3 «Мозг – самый главный орган»

  • Беседа « Чем я думаю»
  • Игра « Чего не стало?»
  • Игра « Какое платье у Наташи?»

П. игра « Будь внимателен!»

Урок№4 « Уроки Айболита! Будь Здоров!»

  • Беседа « Где живут витамины»
  • Витаминотерапия: витаминный напиток из шиповника
  • Гимнастика для глаз «Диагонали»
  • П. игра «зайцы и волк» « Сделай фигуру»

Ноябрь

«Целебные звуки»    

Цель: Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья.

Задачи:

  • Улучшить показатели функции внешнего дыхания;
  • Повысить эмоциональный тонус;
  • Выработать навыки слушать окружающую природу:
  • Заниматься звуковой дыхательной гимнастикой.

Урок№1 «Знакомство со Звуками»

  • Сказка « Приключение Виты»
  • Песня « Музыка здравствуй»
  • Звукодыхательные игры:

« Звинелки», «Рычалка»

  • Упражнение «Ветер»
  • П. игра «Гуси – Лебеди»

Урок№2 «Музыкальный алфавит»

  • Звукодыхательные игры:
  • Песня «Музыкальный алфавит»

«Жужжалка», « Мычалка»

  • Упражнение « Комарик»
  • П. игра  «Кот и мыши»
  • «Звуковая релаксация»

Урок №3 « Звуковые игры»

  • Игра « Тихий голос» (в кругу)
  • Игра «Рифмы»
  • Игра «Последнее слово»
  • Игра « Изображалки»
  • Оздоровительная пауза « Музыкотерапия»

Урок№4 «Уроки радости»

Песни:

  • « Первое сердцебиение»
  • Первое шевеление»
  • «Рождение»
  • «Первый вдох»
  • «Первое слово»
  • «Топ- топ»
  • П. игра « Едет, едет паровоз»

Декабрь

«Полезная еда»

Цель: Научить ребенка сознательно подходить к своему питанию.

Задачи:

  • Объяснить детям, Что часто рекламируют не самые полезные продукты;
  • Отличать полезные продукты от вредных продуктов;
  • Улучшить функцию пищеварения;
  • Научиться противостоять телевизионной рекламе;
  • Освоить ритуал приема пищи;
  • Закрепить знания о назначении зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии.

Урок№1 « Полезные и вредные продукты»

  • Беседа « Полезные и вредные продукты»
  • Мотив здоровья « Ням – Ням»
  • Песня « Вредная еда»
  • Игра «Еда для «Здоровячков» и еда для «Хлюпиков»
  • Реклама и антиреклама
  • Выставка рисунков « Полезные и вредные продукты»

     

    Урок№2.   « В столовой»

  • Песня « Еда»
  • Сюжетно – ролевая игра « Столовой»
  • Игра «Угадай, что съел?»
  • Упражнение « Вредно полезно»

     Урок№3. « Зубы»

  • Беседа « Зачем человеку зубы?»
  • Песня « Зубы»
  • Сюжетно – ролевая игра « У зубного врача»
  • Психогимнастика  « Вкусные конфеты»
  • Практическое упражнение по обучению способам ухода за зубами.

   Урок №4.Вкусные загадки.

  • Загадки « Полезная еда»
  • Загадка « Вредная еда»
  • Игра « Собери, что в суп, а что в компот»
  • Сюжетно – ролевая игра « Магазин продуктов»

Январь

 «Веселые движения»

Цель: Оптимизировать двигательную активность детей, формировать двигательную мотивацию.

Задачи:

  • Знать семь двигательных качеств;
  • Улучшить показатели двигательной функции;
  • Сформировать психофизиологический алгоритм двигательной активности;
  • Сформировать навыки : имитировать движения животных;
  • Оценивать развитие двигательных качеств;
  • Ежедневно заниматься гимнастикой.

Урок№1.Знакомство с движением.

  • Мотив здоровья « Веселые движения»
  • Сказка « приключения Огника»
  • П. игра « Ловишки»
  • Игра «Приседалки»,  тест на выносливость
  • Упражнение «Огонь»

Урок№2. «Зоопарк» Двигательные игры.

  • Песня « Зоопарк»
  • Игра « Подражание»
  • Игра « говорящие движения»
  • Игра « Говорящие глаза»
  • Игровое упражнение «Угольки»
  • П. игра « Ловишки – перебежки»

Урок№4.Музыкальные движения:

  • Музыкальная зарядка «Солнышко лучистое»
  • Песня «Сила»
  • Песня « Скорость»
  • Песня « Реакция»
  • П. игра «Горелки»

Урок№5.Веселые спортсмены.

  • Беседа « Почему полезно заниматься физкультурой и спортом»
  • Физкультурный досуг « Веселые старты»

Эстафеты:

  • « Кто быстрее до флажка»
  • « Попади не промахнись»
  •  « Сбей кегли»
  • « Прыжки на мячах до ориентира»
  • Выставка рисунков « Мы со спортом крепко дружим!»

Февраль: 

          « Вода и мыло»

Цель: Обучить детей способам профилактики инфекционных заболеваний.

Задачи:

Познакомить с  понятиями « Здоровье», «Болезнь», «микробы»;

  • Формировать представление о причине многих заболеваний - микробах;
  • Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
  • Научить и сформировать навыки  детей правильно  мыть руки;
  • Выполнять закаливающие процедуры;
  • Следить за чистотой своего тела.

Урок№ 1. «Чистые руки»

  • Беседа « Мои друзья – вода и мыло»
  • Просмотр мультфильма « Мойдодыр»
  • Мотив здоровья  « Вода и мыло»
  • Игра «Грязнули и Чистюли»
  • Практическая работы. Гигиенические процедуры.

Урок№2. «Микробы»

  • Беседа «Осторожно, микробы!»
  • Чтение Худ. литературы Г. Остера « Микроб»
  • Песня микробы и мыло»
  • Игра « Микробы»

Урок№3. «Минутки здоровья»

  • Беседа « Что такое здоровье и как его сохранить»
  • Игровое  упражнение « Чих – чих»
  • Игра « Можно – нельзя»
  • П. игра « Не оставайся на полу»
  • Изодеятельность: Рисование понятий « Здоровье» «Болезнь».

Март:

« Чудо – нос»

Цель: Закрепить знания о назначении  носа;

Улучшить функции внешнего дыхания.

Задачи:  

  •  Дать понятия  о том, что вдох делается носом;
  • Через нос воздух увлажняется, согревается и очищается;
  • Закреплять знания об охране дыхания, не кричать на морозе, не дышать ртом, вдыхать воздух носом;
    Объяснить, что нос нужен не только для того, Чтобы дышать, но и для того, чтобы различать запахи;
  • Улучшить основные дыхательные параметры.

       

Урок №1.Знакомство с дыханием.

  • Беседа: «Как я дышу»
  • Мотив здоровья « Чудо – нос»
  • Дыхательная медитация  игра
  • Игра «Охота»
  • Медитация « Голубая песенка»

  Урок№2.Как я дышу? « Дыхательные игры»

  • Игра «Вечер»
  • Игра «Дальний выстрел»
  • Игра «Мычалки»
  • Игра « Хохотушки»
  • Игра « Водолазы за жемчугом»

Урок№3.Как научиться различать запахи?

  • Игра « Выбери приятный запах»
  • Игра « Охота»
  • Игра « зверек»

 

Урок № 4.Дыхательные игры и упражнения.

  • Игровое упражнение « Машинка»
  • Игровое упражнение « Стрельба в воду»
  • Игра ( тест) « Ныряние»

Апрель:

   

 « Настроение, Сон»

Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни.

  Задачи:

  • Закрепить знания о необходимости сна, о правилах подготовки к дневному и ночному сну:
  • Закрепить связь  между хорошими поступками людей и настроение окружающих нас взрослых родных, друзей.
  • Формировать навыки вежливого и культурного поведения.

Урок№1.»Как я сплю? Зачем мне сон?»

  • Беседа « Зачем мне сон?»
  • Упражнения на расслабление « Шарик надуваем»
  • Психогимнастика «Мой сон»
  • Сказка перед сном « Баю – бай»

Урок№2  « Мое настроение»

  • Настольные игры: «Расколдуй девочку»,
  • « Азбука настроений»
  • Игра « Успей поздороваться»
  • « Круг  здоровья»
  • П. игра» Совушка»

Урок№3 «Уроки Вежливости»

Упражнения психогимнастики:

  • « Жадный пес»
  • « Злюка»
  • «Вежливые прятки»
  • « Лисенок боится»
  • Рассматривание картинок из темы
  • П. игра «  Хитрая лиса»

Май:

              «Праздник здоровья»

Цель: Обобщить пройденный материал.

Ход праздника:

   

Сцена 1.

  • Космический совет
  • Песня «Знай свое тело»

Сцена 2:

  • Песня « Музыка, здравствуй»

Сцена 3:

  • Песня « Слон»
  • Песня « Обезьянка»

Сцена 4:

  • Песня « Микробы и мыло»

Сцена 5:

  • Песня « Это вредная еда»
  • Песенка «Здрасика»
  • Песенка «Фырки»
  • Песенка « Зубы – зубы»
  • Песня юных учителей здоровья
  • Песня «Земля»

 

Литература:

1.Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник:

2.Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение,

3.Лазарев М.Л., « Здравствуй» Программа формирования здоровья  детей 4.дошкольного возраста.- Издательство: Мнемоника. Серия: Моя книга здоровья. 2004, 317стр.

5.Юдин Г.Н. « Главное чудо света»