Главные вкладки

    Картотека пальчиковых и подвижных игр для детей подготовительной группы
    картотека (подготовительная группа)

    Лифанская Татьяна Александровна

    «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

    Д.В.Менджерицкая

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Для чего нужны пальчиковые игры?

          Уже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками) и

          речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство  

          для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве

          и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики

          стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания,

          воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

          Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более

          выразительной.

                       «На ёлке»

    Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши.)

    И плясали, и резвились, (ритмичные удары кулачками.)

    После добрый Дед Мороз нам подарки преподнёс. (дети «шагают» средним и

                                                             указательным пальцами обеих рук по столу.)

    Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг.)  

    В них же - вкусные предметы: (делают ритмичные хлопки.)

    Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики, начиная

                                                      с большого.)

    Орешки рядом с ними,

    Груша,

    Яблоко,

         Один золотистый мандарин.

                                 «Новый год»

         Перед нами ёлочка (показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой;

                                           пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, -

                                          верхушка «ёлочки»)
        Шишечки, иголочки,
    (показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» -

                                              растопыренные пальцы)
         Шарики, фонарики, (показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка

                                             раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так

                                            же  сложенные ладошки обращены вниз)
         Зайчики и свечки, (показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми

                                         указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные

                                        ладони со сведёнными пальцами)
        Звёзды, человечки.
    (показывают «звёзды» - сложенные ладошки с

                                           растопыренными пальцами; «человечков» - положение

                                          «ушки» вниз)

                       «Зимние забавы»

    Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

    Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по

                                                  столу)

    Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

    Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

    С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони  

                                                    левой руки)

    А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

    Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

    Суп поели ("едим суп")

    спать легли (ладошки под щечку).

                         «Цветок»

    Вырос высокий цветок на поляне, (руки в вертикальном положении ладони

                                                               прижаты друг к другу, округлить пальцы)

    Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальчики в стороны.)

    Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе –

                                                                врозь.)

    Дружно дают под землей корешки. (положить ладони тыльной стороной на

                                                                  стол, пальцы развести.)

                   «Наш друг-Огород»

          Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного 

          пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к

          основанию пальца).

           

          Вырос у нас чеснок, (указательный)

          Перец, томат, кабачок, (средний)

          Тыква, капуста, картошка (безымянный)

          Лук и немножко горошка. (мизинец)

          Овощи мы собирали, (мизинец)

          Ими друзей угощали, (безымянный)

          Квасили, ели, солили, (средний)

          С дачи домой увозили. (указательный)

          Прощай же на год, (большой палец левой руки)

          Наш друг – огород! (большой палец правой руки)

                   

                   «Смешные человечки»

         Бежали мимо речки 

         Смешные человечки. (пальцы бегут по рукам)

         Прыгали– скакали, (пальцы прыгают по плечам)

         Солнышко встречали. (руки на щёки)

         Забрались на мосток (сложили мост из рук)

         И забили гвоздок, (постучать кулачками)

         Потом бултых и в речку (руки поднять, голову опустить)

         Где же человечки? (пальцы спрятать под мышки)

                    «Моя страна»

          Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

          Вот российская земля.

          Есть леса тут и озера, (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

          Горы, реки и моря.

         Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

         Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

                    «Россия»

          Живут в России разные народы с давних пор, (энергично сжимать и разжимать

                                                                                         кулачки)            

          Одним – тайга по нраву, (соединить большой и указательный пальцы правой руки)

          Другим – родной простор. (соединить большой и средний)

          У каждого народа (соединить большой и безымянный)

          Язык свой и наряд. (соединить большой и мизинец)

          Один черкеску носит, (соединить большой и указательный пальцы левой руки)

          Другой надел халат.   (соединить большой и средний)

          Один – рыбак с рожденья, (соединить большой и безымянный)

          Другой – оленевод. (соединить большой и мизинец)

          Один кумыс готовит, (круговое поглаживание живота рукой)

          Другой готовит мед. (тыльной стороной ладони вытирают рот)

          Одним милее осень, (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)

          Другим – милей весна, (приседают, поглаживают «траву»)

          А Родина – Россия («Домик»)

          У нас у всех одна.        

        Зачем детям нужны подвижные игры

         Любая игра – это потребность детского организма.

         Подвижные игры положительно влияют на физическое развитие ребенка. С  

         помощью подобных игр дети учатся ориентироваться в пространстве, улучшается

         координация. Также активные игры заряжают ребенка положительными

         эмоциями, а это благотворно сказывается на его настроении в течение дня и  

         здоровье в целом.

         Дети, которые регулярно принимают участие в подвижных играх, меньше

         капризничают, имеют хороший аппетит и легче, и крепче засыпают. Благодаря

         игре ребенок лучше социализируется, учится взаимодействовать со своими  

         сверстниками и реагировать на различные жизненные ситуации.

           

                         «Зеркало»

          Цель игры: развитие артистичности и выразительности движений.

         

          Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это

          отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные

          имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит

          рожицы и т.д.)

          Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно    

          передать не только жесты, но и мимику.

         

          ! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

                         «У кого мяч?»

          Цель игры: развитие внимания и сообразительности.

          Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре –

          водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за

          спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч.

          Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится

          водящим.

          Игра повторяется 3 – 4 раза.

         

          ! Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.

                   

                       

                        «Дракон»

          Цель игры: развитие умения бегать с увёртыванием.

          Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый –

          это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» старается достать до  

          «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала  

          «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Если

          «дракон» расцепился, значит он погиб. Назначаются новые «голова» и «хвост».

                   

                    «Смелый охотник»

          Цель игры: развивать умение ползать и бегать.

       

           Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии

           6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник  

           выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов, считает

           вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать  

           убегающего охотника.

                       «Быстро шагай»

          Цель игры: развитие быстроты реакции на сигнал.

       

          Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на

          другой –  водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий

          громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки

          шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро

          оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад.

          Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок,

          который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.

          ! Нельзя бежать – шагать быстро.

                     

                     «Пятнашки, ноги от земли

          Цель игры: совершенствование умения детей в беге и ловкости.

          В этой игре нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой - либо

          предмет, бревно, скамейку, пенек и т. д. Нужно заранее договориться, до какой

          границы площадки (поляны) дети могут бегать. Игра продолжается 4-6 мин.

                     

                       «Пять шагов»

         Цель игры: развитие сообразительности и быстроты мышления.

         Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в

         быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя

         (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые

         справились с заданием.

         ! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например,

         зверей, рыб, птиц и т. д.

                        «Мяч соседу»

         Цель игры: закрепление быстроты передачи мяча по кругу.

         Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух

         игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу

         дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь,

         чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча.

         Игра повторяется.

         ! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

                        «Части тела»

        Цель игры: развитие быстроты реакции и сообразительности.

       

        Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают,

        шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе

        партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и

        внимательные пары.

        ! Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и др.

                         

                        «Совушка»

        Цель игры: формирование творческого воображения.

        Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий –  

        «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает!» игроки

        передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами

        «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в

        неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков,

        которые пошевелились.

        ! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы

    «ТУННЕЛЬ»(игра высокой подвижности)Цель: обучать детей в умении ползать.     Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед, и принимает упор, лежа согнувшись. Второй уч...

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы

    Виды и методика проведения подвижных игр  с детьми в подготовительной группе...

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы...

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы

    Картотека подвижных игр в ДОУ с детьми подготовительной группы. Очень удобно в применении!...

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы

    Задачи подвижных игрРасширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениямиСовершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.Развитие...

    Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы

    Подвижные игры (подготовительная группа)...