дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Романова Елена Викторовна

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-

ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ у детей дошкольного возраста.

           

                                          Составила: Романова Е.В.

ЧИСТОПЛОТНЫЕ ДЕТИ

ЗАДАЧИ ИГРЫ:

Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход ИГРЫ:

Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том,что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут,что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).Затем воспитательница говорит: "Руки”.Дети, которых она вызывает,отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”.Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы”(гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, "купание”(ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).Вариант .Воспитательница задает вопрос:"Что нам нужно, когда мы утром встаем?”Дети знают, что должны назвать предметы гигиены,которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).

ЧТО НУЖНО КУКЛЕ!

ЗАДАЧИ ИГРЫ:

Упражнять культурно-гигиенические навыки.

ПОСОБИЯ: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход ИГРЫ:

Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их,берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовали все виды деятельности.Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

 «ВЫМОЙ РУКИ»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Учить ребенка мыть руки.

ПОСОБИЯ. Заяц резиновый.

ХОД ИГРЫ:Педагог обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Педагог ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры педагог от имени зайчика хвалит ребенка.

«ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ»

ЗАДАЧИ ИГРЫ. Учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

ПОСОБИЯ. Зеркало, расческа, нарядная кукла.

ХОД ИГРЫ.Педагог демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри,у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Педагог расчесывает перед зеркалом волосы ребенка,затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

«СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ»

ЗАДАЧИ ИГРЫ. Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

ХОД ИГРЫ. Педагог обращает внимание ребенка на то,что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (педагог произносит потешку):

«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;

открыть кран;

сложить ладони рук «лодочкой»;

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая педагогу, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается».

Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности. Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

Настольная игра «Подбери пару».

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля».

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

Настольно-печатная игра «Как я провожу день».

Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни. Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?».

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении. Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

«Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«Сделаем куклам разные прически»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид.Оборудование: куклы, расчёски, заколки.Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

«Вымоем куклу»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«Таня простудилась»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.Оборудование: носовой платок.

Ход игры:воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации,которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.

«Что сначала, что потом»

Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.

Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ.Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

«Этикет – школа изящных манер».

Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить. Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда,которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

«К нам пришел Незнайка.»

Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды;

учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.

Ход игры: дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

«Правила гигиены».

Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать,что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

«Подбери картинки».

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.Оборудование: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Собери народный костюм", для детей 6-7 лет.

Данная игра поможет закрепить знания деет йо костюмах русского, татарского и башкирсого анродов расширить словарный запас деетй....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....