Физкультурный уголок в группе: основные функции, принципы размещения и накопления пособиями и оборудованием»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Калинина Ирина Геннадьевна

Большое внимание уделяем созданию развивающей, предметно-пространственной среды группы. Использую здоровьесберегающие технологии в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizra.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Физкультурный уголок в группе: основные функции, принципы размещения и накопления пособиями и оборудованием»

Воспитатель: Калинина И.Г.

   Одной из приоритетных задач ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств, ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности.  

    Потребность в двигательной активности естественна для дошкольников. В то же время, чем младше ребёнок, тем в меньшей степени он владеет саморегуляцией. Поэтому частая смена деятельности включает в себя физкультурный компонент. Предметно-пространственная среда группы состоит из центров детской активности и включает в себя физкультурный уголок, обязательный для всех возрастных групп.

    Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда группы должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям также должны соответствовать физкультурные уголки групп.   Так же необходимо учитывать и те требования, которые вынесены на слайд.

1. спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей.

2. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

3. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

4. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек. А также воспитатель должен обеспечить периодическую сменяемость игрового материала.

При создании физкультурного уголка группы необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

Слайд 4: Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.    На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера. Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями.

   В нашей группе физкультурный уголок был создан с целью: обеспечения и регулирования двигательной активности детей в режиме дня, приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности детей в ходе режимных моментов;

2. Создать условия для совершенствования основных физических качеств детей;

3. развивать и поддерживать потребность детей в разнообразной самостоятельной двигательной активности;

4.Формировать основы культуры здоровья;

5.  Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности, приобщая детей к ценностям физической культуры и занятий спортом.

    Прежде чем перейти к описанию содержания физкультурного уголка хочу обратить внимание на технические средства, которые гармонично дополняют физкультурный уголок: телевизор и музыкальный центр. Музыка способствует созданию эмоционального фона, а телевизор использую как наглядное пособие: презентации и видео-зарядки.

    Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В группе необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников

Подбор оборудования и пособий.

1.Разнообразие форм, цвета и размера физкультурного оборудования призвано вызывать интерес у детей.

2.Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

3. В комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы:

- крупногабаритные (например, модули),

- переносные и стационарные (гимнастическая лестница), изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.),

- мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

4. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.

В нашем детском саду принято вести картотеку (перечень или паспорт)  уголка он хранится в общей папке документации педагога или в специальной ячейке непосредственно в центре детской активности. Его можно составить в свободной форме, описав в нём цели и задачи, которые были поставлены воспитателем для оформления и работы, расположение, оборудование. В качестве приложения можно добавить эскиз уголка и фотографии.

    Методическое обеспечение физкультурного уголка:

1.Картотеки

-картотека под. игр для старшей и подготовительной группы;

-100 игр на улице; подвижные игры на прогулке;

- подвижные игры в летний период;

- народные игры;

- игры коренных народов Дальнего Востока;

- картотека «Гимнастика пробуждения»;

- «Утренняя гимнастика»;

-карточки здоровья;

- карточки схемы гимнастических упражнений;

-карточки-схемы подвижных игр.

- Картотека пальчиковых игр

- Картотека полезных стихов и сказок (гигиенические процедуры)

- Картотека загадок о спорте и спортсменах, о спортивном оборудовании.

2.Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Собери картинку».

Дидактические пособия: «Правила личной гигиены», «Закаливающие процедуры», «Гимнастика для глаз», «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук».

Дидактические картинки, фотографии, пособия: «Спортивное оборудование», «Виды спорта»; «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Олимпийская символика»

Плакаты: летние и зимние виды спорта; «Закаливание-путь к здоровью», «Режим дня»

3.Спортивные игры: «Хоккей», «Бильярд», «Гольф», «Дартц», Шахматы, шашки.

 и др.

4.Традиционное оборудование

 Нетрадиционное оборудование: различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног),

бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов);

массажные дорожки

массажные следы (следы с нашитыми пуговицами)

бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов, карандаши.) для  массажа и захватывания пальцами ног предметов

ленточки для дыхательных упражнений

ленты по 2 м (для имитации упражнений художественной гимнастики)

«рыбки-палочки», «Конфетки», «грибочек», «волчок»- игрушки для развития мелкой моторики рук.

Использование нетрадиционного оборудования в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий.

насыщенность уголка стимулирует моих воспитанников к самостоятельной двигательной деятельности.

  Согласно методике физического воспитания маски использую в группах младшего и среднего дошкольного возраста.

 В уголке находится спортивная символика, альбомы, газеты, проекты детей «Я выбираю спорт», достижения детей: фотографии с соревнований.

Для создания физкультурного уголка группы были привлечены родители. Они  изготавливали нетрадиционное оборудование, помогали в приобретении спортивного  инвентаря. А также активно участвуют во всех спортивных мероприятиях группы проектах, спортивных досугах, праздниках.

Результативность:

Таким образом, наличие грамотно оформленного физкультурного уголка в группе помогает мне разнообразить занятия по физическому воспитанию детей и стимулировать их к активной самостоятельной деятельности, а также решать воспитательные и обучающие задачи по физическому развитию детей, способствовать укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный уголок в группе

Требования к физ. уголку.Примерный перечень спортивного инвентаря...

семинар физкультурный уголок в группе

Как вести работу в физ. уголке...

Физкультурный уголок в группе раннего возраста

В презентации представлен опыт работы по оформлению уголка в группе раннего возраста....

Физкультурный уголок в группе

Информация для воспитателей по  оснощению физкультурного уголка в группе....

Положение о проведение смотра-конкурса на лучший физкультурный уголок среди групп МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Цели и задачи конкурса1.         Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группах..2....

Как оборудовать физкультурный уголок в группе согласно ФГОС ДО в ясельной группе ДОУ

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельно...