рекомендации для родителей "Закаливание водой", "Весёлая физкультура в семье"
статья (старшая, подготовительная группа)

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

 «Закаливание водой детей дошкольного возраста».

                                       «Сильный, но не закаленный человек

                        подобен крепости с толстыми высокими стенами,

       в которой забыли поставить ворота»  

  — гласит народная мудрость.

 Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Чтобы уберечь ребёнка от частых простуд, укрепить его иммунитет, а также повысить сопротивляемость организма к инфекционным и вирусным заболеваниям, необходимо проводить комплекс профилактических мероприятий. Водное закаливание – наиболее эффективный и действенный метод профилактики.
         У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей.

Закаливание водой детей дошкольного возраста проводится в виде:

  1. Закаливание рук.
  2. Обширное умывание.
  3. Ножные ванны.
  4. Обливание ног.
  5. Контрастные ножные ванны.
  6. Обтирание.
  7. Душ.
  8. Купание в открытых водоёмах.

Водные закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любую погоду круглый год. Температура воды летом для каждого вида закаливания должна быть на 1-2 градуса ниже, чем зимой.

Полоскание горла

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2,5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40 °С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до +18—20 °С. Для большей эффективности закаливания горла можно использовать настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. На первом году обучения ребенок, набрав в рот воды и закинув назад голову, произносит звук «а-а-а».

  1. Закаливание рук:

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи.

Рецепторы на руках и ногах одинаковые, но малышам целесообразнее начинать закаливание с рук. Закаливание проводится по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаем вам перечень игр с водой, которые можно использовать для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее.  Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить внимание ребёнка на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла опускается на дно бассейна. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито  

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал в воде.

  1. Обширное умывание

Ребенок должен намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

  1. Ножные ванны 

Очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Воздействию воды подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33-35С, зимой – 35-36С. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22-24С и ниже. Продолжительность процедуры 1-3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.

  1. Обливание ног

Эта процедура производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

  1. Контрастные ножные ванны

Для этой процедуры необходимо налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполняют водой температурой 37-33С, а другой-на 3-4С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют. Далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20С.

Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1-2 мин погружает ноги в таз с горячей водой, а затем на 5-10 мин с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в таз  с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3-4 раза. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15-30 сек. Увеличивают и количество попеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.

  1. Обтирание 

Это наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды в начале 30С, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.

  1. Душ.

Душ является более сильной закаливающей процедурой, чем обтирание или обливание, т.к. воздействие производится не только температурой воды, но и её давлением. Во избежание сильного давления струи воды, наконечник душа должен находиться на расстоянии 40-50 см от головы ребенка. Температура воды в душе на 1 градус должна быть выше, чем при обтирании ребенка. Время пребывания под душем от 20 до 40 сек. при температуре воздуха 20-18 градусов.  Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

  1. Купание в открытых водоёмах.

Эта процедура оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха на менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трёх минут до пяти-восьми минут.

        Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

        Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

        Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

  1. Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
  2. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
  3. Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

При тесном взаимодействии семьи и детского сада мы можем добиться хороших результатов.

Будьте здоровы!

«Весёлая физкультура в семье»

Не ошибусь, если скажу, что родители дома часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (рисование, чтение книг, просмотр телепередач, компьютерные игры). Уделяя большое внимание эстетике своей квартиры, многие взрослые не находят дома место для ребёнка, с его неуёмной энергией. Не каждый сможет дома разместить спортивный комплекс. Но весёлой физкультурой можно заниматься, не имея под рукой тренажеров. 

Знакомьтесь с зарядкой, которую можно сделать в паре с мамой, папой, братом, сестрой и даже с бабушкой и дедушкой.

ПОТЯНУЛИСЬ

Исходное положение: стоя лицом друг другу на очень близком расстоянии, держимся за руки, ноги вместе. Подняться на носки, руки через стороны вверх – немного «потянуть» ребёнка. От пола ноги не отрывать.

ПОСМОТРИ В ОКОШКО

Исходное положение: стоя спиной друг другу на расстоянии шага, руки на поясе, ноги шире плеч. Наклониться вниз – увидеть лицо партнера. Ноги в коленях не сгибать.

ХОДУЛИ

Исходное положение: поставить ребёнка на свои ноги, развернув его спиной к себе, удерживать за руки. Прогуливаться по комнате, не спуская ребенка со своих ног. Поменяйте исходное положение – разверните ребёнка лицом к себе, походите в разных направлениях и разным способом: приставным шагом… экспериментируйте!

КАЧЕЛИ

Исходное положение: стоя лицом друг к другу на расстоянии шага, ноги вместе, держимся за руки. Поочередное приседание. Выполняем дружно (ждем пока партнер не встанет) и весело!

КАРУСЕЛЬ

Исходное положение: ребёнка развернуть спиной к себе. Приподнять ребёнка, обхватив его – покружить влево и вправо. Не переусердствуйте! Может закружиться голова. После упражнения подстрахуйте своего дитя.

ТЯНИ – ТОЛКАЙ

Исходное положение: сидя на полу спиной друг к другу. Ребёнок выполняет наклон вперед, взрослый наклон назад, укладываясь ему на спину. Дружно потолкались. Ноги в коленях желательно не сгибать.

ЛОДКА

Исходное положение: сидя на полу лицом друг другу, прямые ноги шире плеч, руки сомкнуты. Наклоны вперед и назад (гребем веслами). Ноги в коленях не сгибать, выполнять упражнение плавно без рывков.

ДОМИК

Исходное положение: лёжа на спине, соприкасаясь головами, держась за руки. Поднять прямые ноги вверх, коснуться носками ног партнера.

БРЁВНЫШКО

Исходное положение: лёжа на животе лицом друг к другу, взявшись за руки. Не размыкая рук, прокатываться вправо – влево. Делать упражнение одновременно.

ТАЧКА

Исходное положение: ребёнок лежит на животе с упором на ладони. Взрослый берет ребёнка за щиколотки, ребёнок приподнимается на руках и идет вперед, взрослый удерживает.  После окончания упражнения ребёнка аккуратно опустить на пол.

ОТЖИМАЕМСЯ

Исходное положение: взрослый стоит на четвереньках, а ребёнок укладывается коленями на спину взрослому и упирается прямыми руками в пол. И весело отжимается.

ПОКАТАЕМСЯ – упражнение выполняется всей семьей

Исходное положение: все члены семьи (чем больше, тем лучше) укладываются на живот плотно друг к другу, ребенок укладывается сверху. Все члены семьи начинают одновременно выполнять упражнение бревнышко, а ребенок прокатывается вперёд.

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.

Попробуйте сами придумать вместе со своим ребенком как можно больше новых упражнений: можно добавить предмет (мяч, палу и т.д.), сюжет. 

ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ» в формате "Сидим дома"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/04/14/voenno-sportivnoe-meropriyatie-estafeta-pamyati-6-7-let...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»

И в мальчишке, и в девчонке,Есть по двести грамм взрывчатки.Или даже полкило.Должен он скакать и прыгать,Всё хватать, ногами дрыгать,А иначе он взорвётся неизвестно от чего.Не ошибусь, если скажу, что...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»

И в мальчишке, и в девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки.Или даже полкило.Должен он скакать и прыгать,Всё хватать, ногами дрыгать,А иначе он взорвётся неизвестно от чего.Не ошибусь, есл...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»

И в мальчишке, и в девчонке, Есть по двести грамм взрывчатки.Или даже полкило.Должен он скакать и прыгать,Всё хватать, ногами дрыгать,А иначе он взорвётся неизвестно от чего....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В СЕМЬЕ»

Не ошибусь, если скажу, что родители дома часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (рисование, чтение книг, просмотр телепередач, компьютерные игры). Уделяя большое внимание эстетике св...