Главные вкладки

    "Двигательная активность - залог здоровья дошкольников"
    консультация

    Гордеева Марина Витальевна

    Выступление на педагогическом совете.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 «КАЛИНКА»

    Российская Федерация, Московская область, 140300, г. Егорьевск, ул. Мичурина, д.27,

    ИНН – 5011032596/КПП – 501101001/ОГРН – 1115011001137, тел. 8 (496 40) 3-19-87

    Выступление на педагогическом совете

    «Двигательная активность –

    залог здоровья дошкольников»

    Подготовил: воспитатель Гордеева М.В.

    Егорьевск, 2020 г.


    «Двигательная активность – залог здоровья дошкольников»

    Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ,   призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития  личности ребенка. Одной из важнейших задач воспитательного процесса являетсяфизическое воспитание дошкольников. 

    Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

    Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

    Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

    Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья, а также самостоятельная физкультурная деятельность.  

    Физкультурная ООД и игра является ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Традиционное, классическое занятие, состоит из трех частей: вводно-подготовительная часть, основная и заключительная. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Одним из оснований  – модернизации оздоровительной работы являются нетрадиционные формы физического воспитания. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка. 

    Формы альтернативных физкультурных занятий:

    - игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой.

    - занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения.

    - занятие, построенное на одном движении - для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч.

    - круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу.

    - сюжетно-игровые занятия «Театр физического воспитания» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей, построенный на сказочной или реальной основе. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей.

    - занятия из серии «Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу.

    - совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
    Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.   Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка. Основная цель таких занятий —  помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности.  Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым. Чтобы занятия были интересными и увлекательными, на занятиях следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий.

    Кроме нетрадиционных форм НОД используются альтернативные технологии.

    Дыхательная и звуковая гимнастика.

    Цель – научить детей дышать через нос. Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников, ее необходимо включать в физические занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки. С помощью этой гимнастики повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких.

    Пальчиковая гимнастика.

    Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

    Точечный массаж, самомассаж.

    Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации с мысленным проговариванием ласковых слов. Этот элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения.

    Релаксация.

    Сон - естественный отдых организма, он предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает энергию, расходуемую при бодрствовании. Во время сна нормализуются все обменные процессы, поэтому, большое значение нужно уделять для организации засыпания детей.

    Гимнастика после сна.

    Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.

    Массажные дорожки.

    Хождение по «дорожке здоровья» (со следами), направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия .

    Игры в сухом бассейне.

    Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела, развивается координация движений, связочно-мышечный аппарат. Упражнения, выполняемые в бассейне, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных движений.

    Психологическая гимнастика.

    Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.
    Включает мероприятия: массаж, игры с водой, работа с природными материалами (песком, крупой, снегом), музыкальная терапия, предоставление ребенку самостоятельности и свободы, минутки тишины.

    Гимнастика для глаз.

    Гимнастика помогает снять напряжение глазных мышц при длительной нагрузке на глаза. Поэтому очень важно проводить беседы с родителями о смене видов детской деятельности, о мероприятиях направленных на сохранение здоровой зрительной системы и рекомендовать им проводить с детьми гимнастику для глаз ежедневно.

    Фитболл – гимнастика.

    Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи: учить выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку; развивать способность удерживать равновесие, мелкую моторику; побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.

    Работа по оздоровлению детей благодаря нетрадиционным формам способствует укреплению психического и физического здоровья детей, нормализации их социально-адаптивной сферы. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

    Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие, необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.

    Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!

    Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную личность!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема по самообразованию:" Роль двигательной активности для здоровья дошкольников."

    Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его ...

    Статья: Двигательная активность и здоровье дошкольников

    Статья: Двигательная активность и здоровье дошкольников....

    Двигательная активность – залог здоровья дошкольников

    В данном докладе представлены возрастные и индивидуальные возможности двигательной активности детей. Из литературы по дошкольной педагогике и психологии представлены моменты, доказывающие что движение...

    Беседа с родителями "Двигательная активность - залог здоровья детей"

    Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от усло...

    Семинар-практикум для педагогов «Двигательная активность – залог здоровья воспитанников»

    Семинар-практикум для педагогов "Двигательная активность-залог здоровья воспитанников"...

    «Двигательная активность – залог здоровья дошкольников».

    Целью данного выступления является обобщения опыта работы по данной теме....