Программа дополнительной образовательной услуги "Олимпик-школа чемпионов
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Микушева Наталья Александровна

общая физическая подготовка в различных видах спорта для детей 5-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_olimpik.docx89.99 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 135 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 135 города Тюмени)

ул.Володарского, 59, г.Тюмень, 625000   Тел./факс: (3452) 39-02-37, е-mail: sad135tmn@mail.ruhttp://ds135.ru/

Программа дополнительной образовательной услуги физкультурно-оздоровительного направления

«Олимпик – школа чемпионов»

(общая физическая подготовка в различных видах спорта для детей 5-7 лет)

Разработала:

Микушева Н.А.

Инструктор по физ.культуре

2019-2020гг.

Пояснительная записка

Занятия спортивно-оздоровительного кружка играют исключительную роль в предупреждении детских заболеваний и укреплении здоровья ребѐнка. Благотворное влияние их на организм ребѐнка тем сильнее, чем больше они соответствуют его возрастным и индивидуальным способностям.

Цель программы: является достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития путем овладения различными видами спорта.

Задачи:

  1. Способствовать проявлению интереса к спортивной деятельности
  2.  Повысить физическое развитие ребѐнка
  3.  Познакомить с техникой выполнения упражнений на определѐнных видах тренажеров
  4. Освоить элементы спортивных игр и некоторых видов спорта
  5. Подготовить детей для выступления на соревнованиях и днях здоровья
  6. Тренировать комплексное развитие для сдачи норм ГТО

Содержание программы.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ направлена на укрепление здоровья детей, коррекцию осанки, развитие двигательных навыков, занятия некоторыми видами спорта и на тренажерах, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. По этому направлению разработаны: комплексы физкультминуток, комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки, стоп комплексы дыхательных упражнений гимнастика для глаз и т. п.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ направлена на формирование у воспитанников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

Принципы:

 индивидуализации (определение посильных заданий с учѐтом возможностей ребѐнка);

 систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

 наглядности (безукоризненный показ упражнений педагогом);

 повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

 сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приѐмы:

Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

 Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

 Словесный метод. Это объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений.

 Наглядный метод – показ выполняемых упражнений педагогом.

Программа предназначена для обучения детей 5-7 лет и рассчитана на 2 учебных года.

Занятия проводятся два раза в неделю, во первой половине дня. Возрастная группа 5-6 лет - 25 мин

Возрастная группа 6-7 лет - 30 мин

Вводная часть: разминка 2-5 минут, (разновидности ходьбы, логоритмические упражнения)

Основная часть(аэробная): 10-20 минут, ОРУ - блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, дыхательной разминка, подвижные игры, стретчинг.

Специальные упражнения на освоение видов спорта, развития силы, выносливости, ловкости и быстроты.

Заключительная часть: 2-5 минут, дыхательные упражнения, релаксация, элементы психогимнастики и самомассажа;

Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства, материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, итоговых занятиях, спортивных развлечениях; занятиях с участием родителей; постановкой спортивно-танцевальных представлений и других мероприятиях.

Условия набора: Группы формируются по возрасту

Для занятий необходима спортивная форма и чешки.

Материально-техническое обеспечение

Даная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):

1. Магнитофон

2. Спортивное оборудование:

  • гимнастические палки  
  •  гимнастические мячи
  • гимнастические обручи
  • гимнастические маты  
  • мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный, медбол)
  • ворота (футбольные, хокейные)
  • клюшки, шайбы
  • баскетбольное кольцо
  • скакалки  
  • мячи большие резиновые (фитбол)  
  • гимнастические гантели (пластик.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  • флажки
  • гимнастические скамейки, лестница
  • барьеры
  • координационная лестница
  • мягкие модули разных форм

Обязательными условиями проведения занятий в спортивном зале являются:

 соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;

 согласие родителей;

 отсутствие медицинских противопоказаний;

Такая система физического воспитания позволяет существенно повысить интерес детей к физкультурно – оздоровительным занятиям и двигательную активность без ущерба их здоровью.

Занятия к программе подобраны соответственно возраста детей и прописаны в содержании программы.

Увлекательные упражнения, проводимые на занятиях соответственно программы, повышают интерес детей к занятиям. На разминке детям предлагаются разные виды ходьбы: ходьба на четвереньках «обезьянки», «раки», «муравьишки»); прыжки в высоту с разбега до какого-либо предмета (бубен, платочек).. Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в разминке, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: мы на пальчиках идѐм, прямо голову несѐм (ходьба на носочках);муравьишки, муравьишки, вы, как – будто бы из книжки (ходьба на четвереньках); зайчик прыг зайчик скок, зайчик – серенький хвосток (прыжки на двух ногах)

Используются разнообразные упражнения с мячом: катить мяч двумя руками, отбивать двумя руками, бросать вверх и др. – что позволяет лучше освоить детям навыки владения мячом. Спортивно-дидактические игры «Строитель», «Построй пирамидку», «Полоса препятствий» помогают развивать наряду с координацией, ловкостью ещѐ и познавательные интересы детей.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещѐ слабы, поэтому нужны специальные дыхательные упражнения, укрепляющие основную дыхательную мышцу (диафрагму), содействующие более глубокому дыханию. Специальные дыхательные упражнения необходимы и полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания – это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Упражнения, систематизированные под названием «Веселый тренинг», позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять мышцы; понимать, как они владеют своим телом.

Достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития невозможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы. А развитие общей выносливости и физических качеств способствуют укреплению здоровья детей.

Главный ожидаемый результат: развитие двигательной активности детей, достижение оптимального уровня здоровья.

Поэтапно - перспективный план работы программы «Олимпик»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

выявить детей с высоким уровнем физической подготовленности

Октябрь

Дать понятие о легкой атлетике. Познакомить с классификацией легкоатлетических упражнений.

Познакомить с техникой безопасности во  время занятий по легкой атлетике. Познакомить с техникой бега (старт, отталкивание, бег, финиш)

Отрабатывать движение рук и ног во время бега, разные виды бега.

Игры-эстафеты с бегом.

Ноябрь

Познакомить с правилами соревнований в беге.

Настольный теннис

Упражнения на развитие силы рук и ног (на гимнастической стенке, веревочной лестнице).

Футбол

Разные виды бега (на выносливость, на скорость, с ускорением)

Настольный теннис

Игры на развитие скоростной выносливости

Футбол

Декабрь

Познакомить с правилами соревнований в метании.

Городки

Техника метания (исходное положение, прицеливание, замах, бросок).

Баскетбол

Упражнения на развитие силы рук и ног (на гимнастической скамейке, веревочной лестнице).

Городки

Игры с мячом

Баскетбол

Январь

Отработка техники метания (обучение метанию вдаль)

Хоккей

Метание различных предметов (набивной мяч, резиновый мяч, мешочек с песком) разными способами.

Лыжи

Упражнения на развитие силы рук: лазание по гимнастической лестнице – вис на перекладине – сгибание, разгибание рук в упоре – бросок набивного мяча.

Хоккей

Игры с мячом

Санки

Февраль

Закрепить технику метания и бега.

Лыжи

Познакомить с техникой эстафетного бега (обучение технике передачи эстафетной палочки)

Санки

Упражнения на развитие силы рук, выносливости

Хоккей

Игры-эстафеты с метанием и бегом

Лыжи

Март

Познакомить с правилами соревнований в прыжках.

Футбол

Познакомить  с техникой выполнения прыжка в длину с места (исходное положение, взмах, толчок, полет, приземление).

Городки

Упражнения на развитие силы ног: приседания - выпрыг из глубокого приседа- спрыгивание с высоты -ходьба гусиным шагом

Баскетбол

Игры-эстафеты с бегом, метанием, прыжками

Настольный теннис

Апрель

Отработка техники прыжка в длину с места.

Бадминтон

Упражнения на развитие силы рук и ног

Футбол

Упражнения для овладения техникой прыжка в длину

Бадминтон

Игры-эстафеты с бегом, метанием и прыжками

Городки

Май

Познакомить с правилами городских соревнований)

Подготовка к соревнованиям по легкой атлетике

Упражнения на развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости

Подготовка к сдаче норм ГТО

Совершенствование прыжка в длину с места. Закрепление техники бега и метания.

Итоговое мероприятие

Городские соревнования

Список литературы

1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы-3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2014.-368с.,

2. Шпак В.Г. элементы спортивных игр вдетском саду: Пособие для педагогов учреждений.-Мн.; УП «ИВЦ Минфина»,2004.-138с.;

3. Учебно-методического пособия Н.И.Николаевой «Школа мяча» Издательство«Детство-Пресс»,

4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

5. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

6. Тробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008.

7. Волошина «Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет.», М: АРКТИ , 2004.

8. А.И Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

9. Детская легкая атлетика. Терра спорт Олимпия пресс, 2002.

  1. Блочное планирование физкультурной деятельности дошкольников. Магнитогорск, 2004.
  2.  Буре Р. С.Готовим детей к школе. М., «Просвещение», 1987.
  3. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, метать. М., «Просвещение», 1983

Приложение 1

Методика  обучения бегу

Упражнения для овладения техникой бега

1   Пробегание отрезков 60-80 м по прямой. Стопы ставятся на линию и параллельно ей.                   4-6 раз.

2   Бег с высоким подниманием бедра. Сначала выполняется на месте, затем с небольшим продвижением (на 10-12 м)        3-6 раз.

Следим, чтобы плечи не отклонялись назад, не напрягались – руки можно держать на поясе. Бедро поднимается по горизонтали, опорная нога полностью выпрямляется.

3  Бег через предметы (мячи, гимнастические скамейки и др.), меняя расстояние между предметами и их высоту. Можно менять высоту подъема бедра, длину и частоту шага, а следовательно ритм и скорость бега.  3-5 раз.

4   Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед, руки согнуты в локтевых суставах, энергично движутся вперед-назад 10-20 м.             4-6 раз.

5  Многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх, как и при беге, и приземление на нее.           3-5 раз.

6  Бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени назад («колесо») 10-20 м    3-4 раза.  Следить, чтобы опорная нога в момент движения полностью выпрямлялась, а таз подавался вперед.

7  И.п. – о.с. Перенести тяжесть тела на носки, не отрывая пяток. Пробежать отрезок 15-20 м, сохраняя полученный таким образом наклон туловища  4-5 раз.

8  И.п. – о.с. Движения согнутыми в локтях руками, как при беге. Выполняются сначала медленно, затем с ускорением. Следить, чтобы локти назад двигались до отказа, не было напряженности в области шеи и плеч. Упражнение  можно выполнять со скакалкой.

9  Пробегание отрезка 20-30 м на входе в поворот 3-5 раз. Следить за плавным входом в поворот. За наклоном туловища вперед-влево и отведением локтя правой руки вправо при движении его назад.

10  То же, но пробегая по повороту.

11  Пробегание отрезка 30-50 м при выходе из поворота.  3-5 раз. Следить за плавным переходом от бега по повороту к бегу по прямой. Обратить особое внимание на наклон туловища вперед-влево.

12   Бег с высокого старта на 20-30 м. 3-5 раз. Обратить внимание на выход со старта в наклоне и быстрый бег, что достигается активным подниманием и опусканием бедра, а также мощным отталкиванием.

13   Бег под уклон 4-5 градусов.  4-5 раз.

14   Вбегания в горку небольшой крутизны  4-5 раз.

15   Ускоренный бег по прямой дорожке со входом в поворот  2-3 раза

Последовательность обучения бегу

1  задача: пробегать несколько раз со средней скоростью 30-50 м, фиксируя недостатки.

  1. задача: многократный бег с ускорением на различных отрезках дистанции.

И.П. – одна нога немного выдвинута вперед, подняться на носки и начать бег с малой скоростью, делая небольшие шаги. Постепенно увеличивать длину шагов и повышать их частоту. Высокий подъем бедра способствует лучшему отталкиванию, обеспечивая лучшие условия для постановки ноги к следующему отталкиванию. Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

В беге с ускорением, благодаря выпрямленному и.п. и медленному наращиванию скорости бега, удается легче добиться правильной осанки и движений при беге с высокой скоростью. Хорошим средством для достижения правильного свободного бега является бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.

Ошибки:

  • недостаточно поднимается бедро
  • рано выпрямляется нога в колене
  • далеко вперед выносится стопа /выхлестывание голени/
  • вертикальное положение туловища
  • излишний наклон туловища назад
  • держание локтей далеко от туловища
  • недостаточная амплитуда работы рук
  • движение рук поперек туловища
  • излишнее выпрямление рук при отведении их назад
  • неполное отталкивание стопой
  • боковые раскачивания туловища
  • закрепощение в беге

Способы исправления ошибок:

  • бег с высоким подниманием бедра
  • складывание ноги в коленном суставе с постепенным увеличением скорости при продвижении вперед
  • ускоренный вынос бедра, бег мелкими подскоками, бег в упоре
  • различные многоскоки
  • бег с высоким подниманием бедра с постепенным увеличением шагов и переходом в бег с ускорением
  • бег по линии
  • пружинистые покачивания в широком выпаде, смена ног прыжком в выпаде, ходьба в выпаде для подвижности тазобедренного сустава
  • имитация работы рук на месте и в беге
  • бег с поднятыми руками

Из постановки общих задач вытекают частные задачи, последовательно решаемые в ДОУ.

  1. научить во время бега сохранять правильную осанку
  2. научить свободному и ритмичному дыханию во время бега
  3. научить рациональным движениям рук в беге
  4. научить быстрому бегу до 30 м
  5. научить медленному бегу до 1 мин.

Бег в колонне по одному

Это организующее упражнение.  Осваивая его, дети приучаются передвигаться по площадке в определенном порядке, не обгоняя, не толкая друг друга, но и не отставая от впереди бегущих более чем на два шага. Звено за звеном группа идет в колонне по одному в обход площадки. Начинает бег 1 звено. Обежав круг, оно пристраивается за 3 звеном и продолжает движение шагом. Бег начинает 2 звено, затем 3.

С самого начала важно добиваться, чтобы дети соблюдали дистанцию. Одновременно они учатся бежать в медленном темпе. Упражнение повторяется  2-4 раза по 20-50 м.

     Через 2-3 занятия бег в колонне усложняется:

  1. обстановки:
  • бежать зигзагами
  • обегая флажки, набивные мячи, городки и т.д.
  • пробежать по доске гимнастической скамейки
  • пробежать под натянутой веревкой и т.п.

  1. темп движения вслед за педагогом:
  • бег по кругу
  • противоходом
  • зигзагами
  • по спирали

Эстафетный бег

Последовательность обучения:

Задача 1 – создать у занимающихся представление о технике эстафетного бега. Рассказать о видах эстафетного бега, об общих чертах всех эстафет и особенностях каждой из них.

Задача 2 – обучить занимающихся технике передачи эстафетной палочки.

При групповом обучении занимающихся построить в две  разомкнутые шеренги в 1-1,5 шагах одна от другой, со смещением на 0,5 шага в левую сторону. Занимающиеся, стоящие во второй шеренге, в правой руке держат эстафетную палочку за нижний конец. По команде занимающиеся, стоящие в первой шеренге, отводят выпрямленную  левую руку назад для прима эстафетной палочки, а стоящие во второй шеренге с некоторой паузой после команды или по новой команде передают эстафетную палочку с таким расчетом, чтобы тыльной частью кисти руки коснуться ладони принимающего. После передачи занимающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями.

      После  того, как занимающиеся освоят передачу эстафетной палочки в изложенных выше условиях, можно производить передачу с предварительной имитацией беговой “работы” руками, но принимающий отводит руку назад для приема палочки заранее, а передающий с паузой, после готовности принимающего, вкладывает эстафету в его руку.   Вначале  команду на передачу подает  инструктор, а в дальнейшем – передающий эстафету.

        Затем производится передача эстафетной палочки во время движения всех занимающихся шагом, сначала по команде инструктора, потом по сигналу передающего. Занимающиеся после каждой передачи меняются ролями. Не  будет ошибкой, если смена ролей  будет  производиться и после нескольких передач. Первоначальное освоение передачи эстафетной палочки в движении шагом позволяет перейти к передаче во время медленного бега  и бега со средней скоростью.

Задача 3 – добиться передачи занимающимися эстафетной палочки на максимальной скорости в 20 – метровой зоне.

         Слаженность в передаче эстафетной палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при подготовке команды нужно уделять достаточно времени совершенствованию техники передачи эстафетной палочки в зоне передачи на высокой скорости бега.

          Основным средством для решения этой задачи является пробегание всей командой полной дистанции . Однако многократное пробегание полной дистанции утомительно, а для достижения четкости передачи нужно многократно повторять этот элемент техники.

Поэтому наряду с пробеганием всей дистанции необходимо совершенствоваться в технике передачи на коротких отрезках, но с такой, же скоростью бега, как на полной дистанции.

Упражнения для совершенствования техники бега и развития быстроты.

  1. Старты из различных и.п. (лежа на спине, стоя спиной в направлении бега и т.д.)
  2. Прыжки вверх из полуприседа по команде с доставанием предмета.
  3. Бег на месте с продвижением вперед, высокое поднимание коленей. Сочетать с оптимальным наклоном туловища и правильной работой рук и дыханием.
  4. Бег на месте с продвижением вперед с захлестыванием голени при опущенном бедре. Сочетать с расслаблением неработающих мышц.
  5. Бег прыжками с ноги на ногу. Стремительно выпрямлять толчковую ногу.

Упражнения для развития быстроты движений.

  1. Пробегания на время с ходу 30-60 м
  2. Бег с ускорением
  3. Тренировка в передаче эстафеты.
  4. Имитация работы рук с максиманой скоростью 10-20 сек

Задачи  и  последовательность в обучении метанию мяча.

  1. создать правильное представление о технике метания мяча
  2. овладеть способом держания мяча и хлестким движением кисти
  3. научить броску мяча всей рукой с хлестким движением  предплечья и кисти, с движением грудью вперед
  4. научить метанию на дальность из и.п. – левая нога впереди

Обучение метанию вдаль.

Все упражнения данного вида имеют 3 фазы: подготовительную – замах, основную - бросок, заключительную – сохранение равновесия после броска.

Подготовительная фаза: - создание наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут быстро сокращаться.

Главная фаза – основная задача: совершить бросок. При этом ноги выпрямляются, рука разгибается и производится бросок кистью.

Дети дошкольного возраста метают легкие снаряды (малые мячи, мешочки с песком) броском из-за головы.

Подготовительная фаза:

  1. рука с предметом поднимается вверх-назад и слегка сгибается за голову.
  2. Рука с предметом отводится вниз-назад, туловище разворачивается в сторону замаха (метание способом из-за спины через плечо)

Подводящие упражнения:

  1. ребенок стоит в положении замаха. Левой рукой педагог берет хватом сверху кисть правой руки ребенка, а правой хватом снизу локоть ребенка и разворачивает его на себя –вверх. Левая рука педагога удерживает кисть ребенка или разворачивает ее внутрь (к голове).
  2. Ребенок стоит в положении замаха, педагог своими руками разворачивает его кисть вовнутрь (в сторону головы).

Упражнения для овладения техникой прыжка в длину.

  1. пробегание 1 части разбега в 6 беговых шагов. 2-3 раза.
  2. то же по наклонной дорожке, вторая часть –по ровной дорожке.
  3. Пробегание с отягощением и без.
  4. Разбег по травяному грунту
  5. Пробегание полного разбега с отталкиванием в конце

Приложение 2

Развитие физических качеств на занятиях легкой атлетики.

Развитие быстроты.

  1. бег с высоким подниманием бедра, максимальная частота движений 4-5 раз, 10-12 м.
  2. бег с захлестыванием голени назад, максималтьная частота движений 4-5 раз, 10-12 м.
  3. ускорение со старта 5-6 раз, 9-10 м.

Для развития быстроты используются подвижные игры и эстафеты:

Бег за мячом

В 5 м от стены белой тесьмой выложена дуга – старт. Позади нее слева и справа от центра размещаются 2 команды по 5-6 человек. Игроки для бега-позади дуги. Интервал 1.5-2 м. У стены 2 ребенка, мяч в руках у 1.По сигналу 1 передает мяч 2, катая его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда с большим количеством очков.

Зайцы и кролики

Группа делится на 2 команды:зайцы и кролики. Все строятся через одного в колонну по продольной оси лицом к ведущему. Слева и справа от команд по линиям А и В расположены различные предметы (по количеству вдвое меньше участников игры), по заранее условленному сигналу участники обеих команд бегут к линии и стараются первыми захватить предметы и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда с большим количеством очков.

Бег с препятствиями

В игре участвуют 2 команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта. Линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Линия финиша- 9-11 м. По сигналу “Внимание” игроки принимают и.п.- упор присев, упор лежа, упор сидя и т.д. по сигналу “Марш” команды бегут, причем каждый из бегунов одной команды старается догнать соперника и осалить его до финиша. За осаленного – 1 очко. В следующем забеге команды меняются ролями.

Встречный бег

Две команды строятся в колонны, занимая места за лигиями старта А и В. линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линии А и В. по сигналу игровые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. победитель приносит 1 очко команде.

Скоростная эстафета

В эстафете участвуют 3 команды. Все стоят у линии старта. По сигналу первые номера бегут к противоположной стороне зала. Обогнув 1 стойку, возвращаются назад, обогнув 2 стойку, передают эстафету следующему.

Упражнения для развития быстроты

  1. пробегание отрезков 20-30 м. 4-5 раз. Выполняется как по прямой, так и на повороте. Сначала медленно, затем с ускорением
  2. Пробегание отрезка 20-30 м с высокого старта. 5-7 раз.
  3. “Семенящий бег”. Выполняется мелкими шагами, но с большой частотой. Выполняется с места, с ускорением.
  4. Бег с высоким подниманием бедра 20-40 м. 4-6 раз.
  5. Бег с прыжками. 20-30 м. 4-6 раз.
  6. Бег с захлестыванием голени. 20-30 м. 2-4 раза.
  7. Бег с высоким подниманием бедра. 4-6 раз.
  8. Упражнение “Велосипед” (лежа на спине)

Комплекс №1

  1. и.п.-высокий старт. Бег 30 м 4-6 раз.
  2. Скачки на одной ноге 10 м, на другой-10 м.
  3. Бег по наклонной дорожке.
  4. Ходьба с быстрым и высоким подниманием бедра. 10-15 раз на каждую ногу.
  5. И.п. – ноги чуть согнуты в коленях, одна рука отведена вперед, другая – назад. Быстрые движения рук, как при беге. 2 раза по 15 сек.
  6. И.п.- о.с. Бег на месте. 2 раза по 15 сек.
  7. И.п.- на 1 ноге лицом к гимнастической лестнице, хват на уровне груди. Маховая нога отведена назад и удерживается партнером за стопу. Сделать движение бедром маховой ноги и тазом вперед.

Комплекс № 2

  1. с 7 шагов пробежать 4-5 барьеров (15 см), расстояние между ними 50-60 см.
  2. и.п.-лицом к гимнастической стенке. Одна нога впереди на расстоянии от стены 1 м, другая- 1,5 м.быстро вынести таз вперед и коснуться маховой ногой планки, расположенной на уровне плеч.
  3. И.п.-то же, но расстояние-3-5 м. Одна нога впереди, другая-сзади на носке. По команде дети начинают бег и прыгают на рейку маховой ногой, расположенной на уровне плеч.
  4. И.п.-стоя на 1 ноге (2 ногах). Прыжки через вращающуюся по кругу скакалку.

Развитие скоростно-силовых качеств.

  1. прыжки через скакалку-1 минута
  2. прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная с 2 ног 3-4 раза по 10-12 м.
  3. Подскоки поочередно на левой и правой ноге 4 раза 5-8 прыжков
  4. Прыжки через натянутые поперек зала резинки- высота 30 см 2-3 раза по 6-8 прыжков
  5. Прыжки через резинку в высоту. Высота – 40-60 см, справа и слева, сочетая мах и толчок.

Развитие ловкости

Способы развития ловкости

  1. применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать)
  2. изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной, двух ногах, с поворотом .
  4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетая их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
  5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны,  прыжки; по 3-4 детей, держась за один обруч или длинный шест, поднимать его вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол, брать; всей группой, держась за длинную веревку)
  6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обручи  или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.
  7. Усложнение условий игры. Например, в игре “Ловишки с ленточкой”, у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки определенного цвета: один - синие, второй- желтые.

Игры.

  • “Не замочи ножки”. Пройти по извилистой дорожке длиной 2-3, затем 5-6 м.
  • “Не задень”. Пройти, перешагивая через препятствия, положенные на пол ( кубики, бруски и т.д.)
  • “Через болото”. На полу небольшие кружки на расстоянии 40 см один от другого. Дети перешагивают из круга в круг.
  • “Не задень звоночек”.  Подлезть под натянутый шнур так, чтобы не задеть колокольчик.
  • “Ловкий шофер”. На полу – шнур зигзагом длиной 10 –12 м. дети везут машины, вдоль линии, не наступая.

Развитие скоростной выносливости

  1. Эстафеты с использованием гимнастических скамеек. Группа делится на 2 команды, каждая садится на свою скамейку. По сигналу все команды встают и друг за другом, обежав скамейку, быстро садятся на свои места. Победитель определяется по последнему участнику.

  1. Эстафетный бег по кругу. Группа делится на 2 команды, которые становятся по диагонали, в колонны по одному. По сигналу первые номера команд начинают бег по кругу и, обежав стойки, передают эстафету вторым номерам.

Приложение 3

Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике

1. Требования безопасности перед началом занятий

1.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

    1.2. Провести разминку.

2. Требования безопасности во время занятий

    2.1.К занятиям легкой атлетикой допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2.2.При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке.

2.3. Не  приземляться при прыжках на руки.

2.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

2.5. Не производить метания без разрешения педагога.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях

3.1. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4. Требования безопасности по окончании занятий

4.1. Убрать на место спортивный инвентарь.

4.2. Снять спортивную форму и спортивную обувь

4.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

        

Приложение №4

Картотека подвижных игр (с элементами игры в футбол)

Подвижная цель

Цель: Передача мяч друг другу носком ноги или внешней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой ноги

Правила игры: Передать мяч ногами друг другу так, чтобы не смог поймать водящий.

Варианты:

Все дети встают в круг, один (два) водящих – в центре. Дети передают друг другу мяч ногами. Водящий старается поймать (остановить) мяч, ногами у игроков. От кого пойман (остановлен) мяч, тот становится водящим.

Б) Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий – в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего.

Ведение мяча парами

Цель: Ведение мяча по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой.

Игровые правила: Игрокам предлагается вести мяч попрямой с изменение направления и скоростью бега.

Варианты:

Дети делятся по двое. У одного из них – мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом, без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через несколько минут дети меняются ролями.

б) Ведение мяча по извилистой линии.

в) Между предметами.

г) По коридору (шириной 2 метра и длиной 10 метров), постепенно уменьшая его ширину.

Гонка мячей

Цель: Произвольное ведение мяча любым способом. Остановка мяча.

Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.

Варианты:

Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого – по мячу. После сигнала все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.

б) То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу – в медленном.

в) То же, добавляется третий сигнал – остановить мяч подошвой ноги.

Игра в футбол вдвоем

Цель: Вратарская техника: приём и отбивание катящегося мяча.

Игровые правила: Забить гол в круг соперника, не выбегая из круга.

Варианты:

Дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2-3 м. игроки передают мяч друг, другу отбивая его то - правой, то - левой ногой, старясь попасть мячом в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший большее количество мячей в круг противника.

Забей в ворота

Цель: Вратарская техника: приём и отбивание катящегося мяча.

Игровые правила: Забить как можно больше голов в ворота противника

Закрыть

Варианты:

Несколько играющих детей (4 - 6) становятся на линию, отмеченную в 5 м от ворот, - это нападающие. Двое детей (3) – защитники, они располагаются между линией и воротами. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Выигрывает тот ребенок, который больше забивает мячей в ворота.

б) Забить мяч из разного положения и любыми частями тела.

У кого больше мячей

Цель: Отбивание мяча от пола, посылая его под сеткой.

Игровые правила: Как можно больше отбить мячей в сторону противника.

Варианты:

Дети образуют две разные команды. Каждый из них берет два мяча и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 40 – 50 см от земли. После сигнала воспитателя дети стараются ударом ноги так направить мяч, чтобы он, прокатившись под сеткой, остановился на противоположной стороне площадки. Выигрывает та команда, у которой после второго сигнала воспитателя находится меньше мячей, или проигрывает та команда, у которой одновременно окажется четыре мяча.

б) Отбить мяч ногой по цели, нарисованной на стене.

Футболист

Цель: отработать удары ногой по неподвижному мячу правой, левой ногой с одного, двух, трёх шагов, с разбега.

Игровые правила: сделать точный удар по неподвижному мячу.

Варианты:

Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч. По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается ударить по нему ногой.

б) С места (с разбега) по неподвижному мячу и попасть в предмет.

в) Удар мячом в сетку и его прием.

Забей гол

Цель: Выбивание мяча в поле противника.

Игровые правила: Запрещается производить удары по мячу, находящемуся между ограничительной и средней линиями поля.

Варианты:

В игре одновременно участвуют две команды. Над средней линией поля (20 х 10 м) на высоте 70 – 80 см натягивают шнур. По обеим сторонам поля в 2 мот средней линии чертятся ограничительные полосы. Каждая из команд располагается на своей половине. В игру вводится два мяча. Игроки пытаются ударом ноги так направить мяч, чтобы он вышел за пределы площадки соперников, т. е. забить гол. Однако гол засчитывается лишь в том случае, если мяч пересечет лицевую линию поля. Побеждает команда, сумевшая за условленное время забить больше голов.

б) Можно вводить в игру более 4-5 мячей одновременно.

Смена сторон

Цель: Ведение мяча ломаными линиями, толчками одной и поочередно то - правой, то - левой ногой.

Игровые правила: Ведение мяча на поле противника, руки за спиной. Выбивать только по мячу противника, если свой мяч около своих ног. Зажимать мяч ногами нельзя.

Варианты:

В игре одновременно участвуют две команды, в составе 7 – 10 игроков. На площадке в 15 -20 м друг от друга обозначаются две параллельные черты. Каждая команда располагается за своей линией. Все дети имеют по мячу. По сигналу игроки обеих команд начинают вести мячи (ногами) к линии соперников. Как только мяч пересечет линию, игрок берет его в руки и поднимает вверх. Побеждает команда, игроки которой сумеют быстрее перебраться на сторону соперников.

б) Каждый играет сам за себя, ведет мяч на поле противника, при этом выбивает мяч противника, при этом свой не теряет.

Футбольный слалом

Цель: Вести мяч вокруг стоек.

Игровые правила: Ведение мяча слалом между флажками.

Варианты:

На площадке обозначается линия старта, за которой команды по 6 – 8 игроков строятся в колонны. Первые номера каждой команды имеют по мячу. Перед каждой на расстоянии 2,5 – 3 м один от другого устанавливают 6 флажков. По сигналу первые номера устремляются вперед, обводя «змейкой» флажки, и таким же образом возвращаются назад. На линии старт – финиш игрок останавливает мяч и предает его следующему участнику и т. д. побеждает команда, быстрее закончившая игру.

б) Вести мяч между стоек и забить в ворота.

С двумя мячами

Цель: Следить за своим мячом и мячом противника.

Игровые правила: Ударить по своему мячу и мячу противника, чтобы мяч не выкатился из условно обозначенного коридора.

Варианты:

В игре принимают участие пары. Они располагаются на противоположных сторонах коридора шириной 4 м на расстоянии 5 – 6 м друг от друга. Коридор можно обозначить тесьмой или флажками. Оба игрока имеют по мячу. По сигналу они одновременно направляют мяч друг другу, а затем ударом по катящемуся мячу вновь возвращают его обратно. Если мячи столкнулись или один из них вышел за переделы коридора, пара заканчивает соревнование. Побеждает пара, сумевшая дольше других без ошибок выполнить упражнение.

б) Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает его той же ногой.

в) Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногами.

Сильный удар

Цель: Удар ногой по неподвижному мячу.

Игровые правила: Сделать удар так, чтобы мяч укатился как можно дальше.

Варианты:

На площадке обозначается линия удара, а далее – коридор шириной 10 м. играющие поочередно совершают по 3 удара левой и правой ногой, стремясь послать мяч как можно дальше. Попытка засчитывается, если мяч приземлиться в пределах коридора. Побеждает ребенок, пославший мяч дальше других (берется результат одной попытки).

б) Удары по мячу внутренней стороной стопы («щёчкой»).

в) Удары внешней стороной стопы.

Попади в мишень

Цель: Выполнит удар по мячу с четким попаданием в мишень.

Игровые правила: ударить по мячу с попадание в мешень.

Варианты:

Дети поочередно с расстояния 7 – 10 с стремятся попасть в круг диаметром 1 м, обозначенный на деревянном щите или стенке. Каждый выполняет по 3 удара правой и левой ногой по неподвижному мячу. Побеждает ребенок, сумевший сделать больше точных попаданий.

б) Игру можно провести и как командную. В этом случае победительницей считается команда, игроки которой в сумме забили больше голов.

Пингвины с мячом

Цель: Игровое упражнение: перенести мяч на противоположную сторону с ударом по мячу.

Варианты:

В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5 – 8 м от детей – флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч, устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда все «пингвины» выполнят перебежки и мяч снова окажется у первого номера колонны. Если ребенок потеряет мяч во время бега, нужно взять его и продолжать игру.

Прокати мяч в ворота

Цель: Прокатить мяч в ворота ударом ноги.

Игровые правила: Игру можно проводить, предварительно дав детям возможность поупражняться в отбивании мяча ногой произвольно. Детям необходимо напоминать: мяч можно прокатить ногой по земле, можно ударить по нему так, что он подскочит и полетит высоко над землей. Чтобы мяч попал в ворота, надо ударить по нему так, чтобы он покатился по земле. Прокатывать мяч дети могут той ногой, какой им удобно.

Варианты:

Дети прокатывают мяч друг другу ногой по прямой между двумя флажками (кубиками). Расстояние между детьми - 3 м, между флажками -1м.

Мяч под планкой

Цель: Прокатить мяч под планкой ударом ноги.

Игровые правила: Начинать игру можно с двумя детьми. Они прокатывают мячи друг другу с меньшего расстояния. Затем можно увеличивать расстояние и количество участников игры. Воспитатель подсказывает детям, как надо ударять по мячу, чтобы он катился по земле.

Варианты:

На игровой площадке на стойках на высоте 0,4-0,5 м устанавливается планка (или натягивается шнур); на расстоянии З-б м от нее, по обе стороны, проводятся линии. Дети (по двое-трое) становятся на линии друг напротив друга. У детей, стоящих с одной стороны, - мячи. Они посылают их ударом ноги на другую сторону так, чтобы мяч прокатился под планкой. Стоящие по другую сторону от планки останавливают мячи и направляют их ногой обратно.

б) Перебрасывать мяч ногой через планку. Детям надо подсказать: в этом случае мяч, чтобы он полетел вверх, через планку, подбивается снизу. Высоту планки над землей следует увеличивать постепенно: сначала на 0,2-0,3 м, затем на 0,4- 0,5 м и более.

Закрыть

Мяч под планкой

Цель: Прокатить мяч под планкой ударом ноги.

Игровые правила: Начинать игру можно с двумя детьми. Они прокатывают мячи друг другу с меньшего расстояния. Затем можно увеличивать расстояние и количество участников игры. Воспитатель подсказывает детям, как надо ударять по мячу, чтобы он катился по земле.

Варианты:

На игровой площадке на стойках на высоте 0,4-0,5 м устанавливается планка (или натягивается шнур); на расстоянии З-б м от нее, по обе стороны, проводятся линии. Дети (по двое-трое) становятся на линии друг напротив друга. У детей, стоящих с одной стороны, - мячи. Они посылают их ударом ноги на другую сторону так, чтобы мяч прокатился под планкой. Стоящие по другую сторону от планки останавливают мячи и направляют их ногой обратно.

б) Перебрасывать мяч ногой через планку. Детям надо подсказать: в этом случае мяч, чтобы он полетел вверх, через планку, подбивается снизу. Высоту планки над землей следует увеличивать постепенно: сначала на 0,2-0,3 м, затем на 0,4- 0,5 м и более.

Ударь не глядя

Задачи. Научить ударам по мячу. Развить специализированное восприятие «чувство мяча».

Описание игры. Впереди кладут мяч на расстоянии 2-3 м. Ребенку завязывают глаза повязкой. Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Варианты. Чередовать удары правой и левой ногой.

Методические указания. Если удар по мячу был неудачным, то можно предложить этому же ребенку повторить задание с открытыми глазами, потом повторить опять с повязкой.

Пробеги с мячом

Задачи. Научить передвижению с мячом. Развить быстроту передвижений.

Описание игры. Каждый играющий получает мяч и становится с ним на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя все дружно устремляются вперед и, отбивая мяч ногами, перебегают через площадку. Стараться при этом не отпускать мяч от себя далеко.

Варианты. Передвижение с мячом, оббегая по восьмерке лежащие на полу предметы.

Методические указания. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

Сумей выбить мяч

Задачи. Научить наносить удары по мячу. Научить защитным действиям.

Описание игры. Дети становятся в круг, в центре — водящий с мячом. Его задача выбить мяч из круга ногами, остальные ребята мешают ему это сделать.

Варианты. Варьировать расстояние между играющими и диаметром круга.

Методические указания. Брать мяч в руки не разрешается, его можно отбивать только ногами. Тот, кто пропустит мяч, становится водящим.

В парах

Задачи. Научить наносить удары по мячу разными способами и принимать его. Привить навыки групповых действий.

Описание игры. Дети становятся парами и перекатывают мяч друг другу. Побеждает пара, лучше всех выполняющая задание.

Варианты. Отбивать мяч то правой, то левой ногой.

Методические указания. Постепенно удаляются детей друг от друга (до 5 м).

Мяч в кругу

Задачи. Научить наносить удары по мячу разными способами и принимать его.

Описание игры. Небольшая группа располагается по кругу, в середину круга входит водящий с мячом. Ударяя несильно ногой по мячу, водящий по очереди прокатывает его к игрокам, стоящим по кругу. Каждый из них ногой задерживает и возвращает ему мяч.

Варианты. Варьировать расстояние между играющими.

Методические указания. Проигрывает тот, кто пропустил мяч.

Задержи мяч

Задачи. Научить выполнять функции защитников и нападающих в футболе.

Описание игры. По кругу становятся нападающие, внутри круга — защитник. Если круг большой и в игре участвует много играющих, то могут быть 2-3 защитника. Нападающие быстро отбивают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитники стараются задержать его.

Методические указания. Если кому-нибудь из защитников это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним.

Закати мяч в лунку

Задачи. Научить ударам по мячу на точность.

Описание игры. Играющие с мячами становятся полукругом, через два шага друг от друга. Впереди них на расстоянии 3 ямка-лунка. Ударяя ногой по мячу, надо прокатить его так, чтобы он закатился в лунку.

Варианты. Увеличивать расстояние до лунки до 5 м.

Методические указания. Кто попадет в лунку с первого раза, тот и победил.

Забей в ворота

Задачи. Научить ударам по воротам разными способами.

Описание игры. Флажками на шестах или другими метками обозначаются ворота (1-1,2 м), 3-4 играющих становятся в 5 м от линии ворот, а двое располагаются за ней. По очереди каждый из стоящих перед линией ворот забивает в ворота 3 мяча. Находящиеся за линией ворот подбирают мячи и передают их следующему.

Варианты. Проводить игру, разделив детей на команды.

Методические указания. Игра повторяется несколько раз, дети по очереди то забивают, то задерживают мячи.

Вратарь

Задачи. Научить действиям вратаря. Научить ударам по воротам разными способами.

Описание игры. Условия игры те же, но один из играющих становится на линии ворот и защищает их. Вратарю разрешается задерживать мяч не только ногой, но и руками. Меняясь местами, все играющие по очереди выполняют роль вратаря.

Варианты. Наносить удары правой и левой ногой разными способами.

Методические указания. Тот, кто задержит большее количество мячей, — самый ловкий вратарь.

Научись владеть мячом

Описание игры. 1) Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.

2) Проделывать то же, но поворачиваясь влево, вправо и кругом.

3) Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги.

4)Попробовать подбивать мяч бедром (нога согнута, сначала мяч подкидывается руками).

Варианты. Упражняться в этих действиях многократно.

Методические указания. Разделить детей на команды и провести соревнование.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Картотека подвижных игр (с элементами игры в хоккей)

1. Гонки с шайбой

За линией старта располагаются 2-4 команды. Впереди на расстоянии 10-15 м на снежной площадке ставят флажки по числу команд, участвующих в игре. Чтобы детям легче было ориентироваться, для каждой команды устанавливаются флажки определенного цвета — синие, зеленые, желтые, красные. Стоящие первыми в командах держат в руках клюшки, у ног лежат шайбы. По сигналу взрослого каждый гонит шайбу клюшкой до флажка, огибает его и возвращается на линию старта (шайба должна быть обязательно оставлена прямо на линии). Клюшку берет следующий игрок команды. Играют до тех пор, пока все игроки команды не выполнят задание. Команда, окончившая игру первой и не допустившая ошибок при передаче клюшки и шайбы, считается победившей.

Загони льдинку в ворота

Играющие сооружают на площадке ворота из снега или обозначают их прутиками, палочками. Они становятся в 4-5 шагах от ворот и стараются клюшкой загнать в них льдинку.

Змейка

По кругу расставляют 5 или 7 (нечетное количество) цветных деревянных кубов или кеглей. Несколько играющих катятся на коньках и ведут шайбу клюшкой так, чтобы обходить стоящие на льду предметы поочередно справа и слева («змейкой»). Сделав один круг, играющие начинают огибать предметы с другой стороны. Через несколько кругов надо сменить направление движения.

Поспеши, но не сбей!

В игре участвует несколько команд по 3-4 игрока. Играющие располагаются у стартовой линии. Перед каждой командой на одинаковом расстоянии друг от друга расставлены кубы, кегли или флажки на подставке (4-5 штук). По сигналу: «Марш!» —один из игроков каждой команды с помощью клюшки шайбой обводит первый флажок справа, второй слева и т. д. Добежав до последнего флажка, он таким же способом возвращается назад и передает шайбу следующему игроку команды, который тут же начинает бег. Если во время бега кто-либо из играющих собьет флажок, то он должен аккуратно поставить его на место и только тогда продолжать бег. Игра заканчивается, когда все играющие вернутся на исходные позиции, выполнив игровое задание. Команда, собравшаяся первой, считается победительницей.

Закрыть

Забей в ворота

Ребята по очереди забивают шайбу клюшкой в ворота с расстояния 6-8 м, каждый бросает шайбу 5 раз подряд. Выигрывает попавший в ворота большее число раз. Игра повторяется, в ходе ее можно суммировать число попаданий во всех попытках.

Передай шайбу

Дети распределяются на пары и становятся с клюшками в руках напротив друг друга на расстоянии 2-3 м. Несильным плавным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала поточнее на клюшку партнеру.

Сбей кеглю

На линии ворот ставят несколько кеглей. Дети шайбой стараются попасть в кеглю и сбить ее (с расстояния 3-4 м). Можно установить количество очков за кеглю, например: зеленая-1, синяя - 2, желтая - 3, оранжевая- 4 и т. п. В этом случае каждый подсчитывает, какое количество очков он выиграл.

Попади с подачи

Двое детей располагаются в 3-4 м от ворот. Один перебрасывает шайбу другому, тот ее ловит клюшкой и сразу же бросает в ворота. Через 10 подач играющие меняются ролями.

Передай шайбу между флажками

Играющие становятся двумя колоннами по 3-4 человека, расстояние между колоннами 4-5 м. Между колоннами проводится прямая линия, на ней на протяжении 30-40 шагов расставляют 5 флажков на равном расстоянии друг от друга. Играют парами, но одной шайбой. По сигналу ведущего первая пара начинает бег. Игрок, у которого шайба, прокатывает ее вперед под углом между первым и вторым флажками, а партнер перехватывает ее и направляет между вторым и третьим флажками. Минуя последний флажок, ребята поворачиваются и бегут назад, передавая по-прежнему шайбу между флажками. Затем клюшки и шайба передаются другой паре игроков. Игра продолжается, игроки регулируют силу подачи шайбы и скорость передвижения на коньках так, чтобы партнеру было удобно ее принимать.

Хоккеисты

Ребята делятся на две команды по 3-4 человека. Одна команда - синие, другая - зеленые. На левом рукаве у детей повязаны ленточки соответствующего цвета. Игроки одной команды передают друг другу шайбу, стараясь забить ее в ворота противника. Другая команда мешает им это сделать, перехватывает шайбу и сама идет в наступление. Каждый раз, когда кому-нибудь из играющих удается забить шайбу в ворота, его команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков. В награду она получает приз — вырезанную из куска дерева фигурку хоккеиста. Взрослый может взять на себя роль судьи. Он регулирует двигательную деятельность детей, подавая сигналы с помощью свистка, помогает вести счет. Это повышает интерес детей к игре.

Игра с мячом

Участники игры с клюшками в руках образуют круг и становятся на расстоянии 2 – 3 шагов друг от друга. В центре круга – водящий. Он кладет перед собой небольшой мяч и ударом клюшки старается выбить его за пределы круга. Играющие препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.

Мяч – «печать»

Для проведения игры нужен маленький резиновый мяч. Все участники с клюшками, кроме водящего, свободно располагаются на площадке. После свистка воспитателя, водящий убегает от игроков, перемещаясь по площадке в любом направлении. Остальные играющие также перемещаются по площадке и перекидываются мячом, которым они должны осалить водящего. Кто осалит водящего, сам становится водящим.

Гонка с булавами

Для игры нужны гимнастические булавы. Если булав не имеется, можно использовать деревянные городки или просто сделать деревянные столбики высотой 15 – 20 см. Дети делятся на несколько команд по 3 – 5 человек в каждой. Все команды строятся на стартовой линии в колонны. Против команды – булава, каждый игрок имеет клюшку. После сигнала все игроки, стоящие первыми в колонне, гонят булаву клюшкой так, чтобы она не упала, до установленного места. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку по команде. Если во время гонки булава упадет, ее надо поднять, а затем продолжить гонку.

Футбол на льду

Дети делятся на команды по 4 человека в каждой, которые располагаются в 3 м друг от друга. Все игроки с клюшками, а у команды – 2 шайбы. По сигналу воспитателя первый и третий игроки четверки передают обе шайбы по кругу. Штрафное очко получает ребенок, у которого окажутся обе шайбы. При повторении игры шайба передается в противоположную сторону.

Взятие города

Для проведения игры нужны клюшки по числу участников и меленький резиновый мяч. На противоположных концах площадки отмечаются равной величины города. Дети делятся на две команды, и каждая из них располагается на одной половине площадки. Каждая команда защищает свой город, чтобы в него не закатился мяч, и в то же время старается загнать мяч в город противника. Побеждает команда, которой удастся за время игры (5 – 8 мин) загнать большее число мячей в город противника.Запрещаются толчки, грубая игра и удары клюшкой. Игроки не имеют права стоять в городе.

Встречная эстафета.

Для проведения игры нужны клюшки и маленькие резиновые мячи по количеству играющих команд. Кубиками отмечают две черты на расстоянии 8 – 10 м одна от другой. Дети делятся на несколько (3 – 4) команд. Каждая из них рассчитывается на первые и вторые номера. Одна половина команды становится около одной черты, другая половина – около другой. По сигналу воспитателя первые номера берут клюшки и гонят мячи ко вторым номерам команды, которые стоят во главе колонны, и передают им клюшки, а сами становятся замыкающими этой колонны. Вторые номера гонят мячи в сторону первых номеров и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возвратятся на свои места (так, как стояли до начала игры). Выигрывает команда, которая раньше выполнит задание.

Защита крепости

Все играющие – с клюшками. На площадке чертят два круга (один внутри другого): первый диаметром 1 м, второй 5 – 10 м. В первый круг становится защитник и охраняет крепость, чтобы туда не попал мяч. Все остальные играющие располагаются во втором круге и передавая мяч друг другу стараются нанести неожиданный удар и попасть мячом в крепость. Если же мяч попал в крепость, защитник входит в общий круг, а тот, кто сумел забросить мяч, становится на его место.

Закрыть

Ледяная карусель

У каждого играющего клюшка и шайба. Играющие катятся на коньках друг за другом по кругу, ведя шайбу перед собой.

Салочки

У всех играющих клюшки. Один выбирается водящим. Дети свободно располагаются на площадке. Цель водящего – ударить по шайбе так, чтобы она догнала любого из играющих, коснулась его, и тогда тот становится водящим. Вместо тяжелой резиновой шайбы используется лёгкая пластмассовая.

Игра с шайбами

Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на линии старта. Каждый получает шайбу (резиновый кружок). Перед всеми игроками на расстоянии 10 – 15 м ставится кегля. По сигналу воспитателя дети доводят клюшками свои шайбы до кеглей, огибают их и возвращаются. Выигрывает тот, кто вернется первым.

Салки с шайбой

Дети образуют круг. В центре водящий с клюшкой и шайбой старается задеть шайбой игроков, стоящих на кромке круга. Дети двигаются по кругу, подпрыгивают, уворачиваются от шайбы. Водящим становится тот, кого задела шайба. Шайбу можно заменить мячом, кубиком, клюшку – шваброй.

Двухсторонний бильярд

На середине площадки устанавливается доска с отверстиями, в которые может пролететь шайба. Две команды выстраиваются с обеих сторон с клюшками. У каждого игрока по шайбе, и каждый старается попасть своей шайбой на противоположную сторону. Победившей командой объявляется та, на чьей стороне осталось меньше всего шайб. Затем игра продолжается. На площадке остаются только те дети, чьи шайбы пересекли линию, разъединяющую команды. Так продолжается до тех пор, пока на площадке не останется победитель в личном зачете.

Меткая клюшка

В центре площадки стоит кегля, кубик или другой предмет. Его защищает ребенок с клюшкой. Остальные располагаются по краю площадки и, передавая шайбу друг другу, стараются, улучив момент, сбить предмет. Сбивший предмет ребенок становится на защиту, защитник на его место.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ЭЛЕМЕНТЫ ФУТБОЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Техническое совершенствование данных движений будет достигаться посредством выполнения следующих упражнений, включенных в содержание занятий.

Передвижение игроков по площадке:

различные виды бега («змейкой»; бег с изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.);

различные виды прыжков, подскоки;

подвижные игры «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу» и т.п.

Удары по мячу:

носком ноги по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 м с места;

носком ноги в ворота шириной 2-2,5 м с расстояния 3-4 м с места;

5-6 ударов подряд на точность с расстояния 2-4 м в уменьшенные ворота (1,5-1,7 м) без вратаря;

с разбега по неподвижному мячу в стену;

передача мяча друг другу носком ноги, стоя в паре (тройке), с места;

по команде коснуться носком центра мяча, лежащего неподвижно;

игровое упражнение «Снайпер»;

пяткой: подбежав с расстояния 2-3 м к 5-6 мячам, лежащим на одной линии, выполнить поочередные удары по ним;

пяткой по неподвижно лежащему мячу в ворота шириной 2,5 м с расстояния 2,5-3 м;

передача мяча в паре, ударяя пяткой (расстояние между партнерами – 2-2,5 м);

передача мяча пяткой, стоя по обе стороны дуги (ворот);

игровое задание «Кто быстрее»;

серединой подъема (имитация удара по мячу);

с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3-4 м;

с места (с разбега) по неподвижно лежащему мячу с целью попасть в предмет (расстояние до предмета - 2-3 м);

(с постепенным увеличением силы удара) с места (с разбега) по неподвижному мячу в стену (3-4 м);

отбивая мяч от пола, посылать его через натянутый шнур (высота шнура - 20 см);

по цели, нарисованной на стене, после передачи мяча партнером (взрослым);

внешней стороной стопы (выполнить 6-8 ударов, имитируя удары по мячу с разбега);

отметив мелом соответствующую часть подъема, выполнить 8-10 ударов по мячу в стену (по предмету) с места (с разбега);

внутренней стороной стопы («щечкой»);

по мячу с места (с разбега) в стену (расстояние – 3-4 м);

ударив по мячу с места (с разбега), попасть через шнур (высотой 20 см) в стену;

после передачи мяча партнером ударить по мячу и попасть в цель (или предмет) с расстояния 2,5-3 м;

передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу;

мячом по предмету, который размещен в центре круга (диаметр круга – 4-5 м), игроками, стоящими по периметру круга.

Остановка (прием) мяча ногой:

остановка катящегося мяча подошвой ноги: передача мяча в парах (тройках) любым способом и остановка подошвой ноги;

передача мяча от водящего, находящегося в центре круга, игрокам, образующим этот круг.

Ведение мяча ногой:

по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой;

по начерченной прямой линии (Юм) попеременно то правой, то левой ногой;

по извилистой линии;

между предметами (медболы, кегли и т.п.), обводя их;

по коридору (шириной 2 м и длиной 10 м), постепенно уменьшая его ширину;

произвольное ведение мяча любым способом.

Финты (уход с мячом в сторону от соперника):

в паре с тренером, а по мере усвоения техники - с другим игроком;

пронося ногу над мячом, другой ногой подтолкнуть его на ход.

Отбор мяча:

игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с тренером;

игровое упражнение «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» - только ногами).

Вратарская техника:

ловля высоколетящего мяча в прыжке (перебрасывание мяча руками друг другу);

ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;

ловля мяча, брошенного через сетку, натянутую выше роста детей на 20 см;

ловля мяча во время бега попарно (расстояние в паре - 2,5-3 м);

Закрыть

подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением вперед;

бег с прыжком в высоту (игровое упражнение «Дотронься до колокольчика»);

ловля и отбивание высоколетящего мяча в стороне от ворот (игроки поочередно бросают вратарю мяч руками из разных точек с от 2 до 4 м, затем игроки выполняют подачу ногами любым известным им способом).

ловля мяча, летящего на уровне груди (игроки подают мяч вратарю сначала руками - игровое упражнение «Горячая картошка»: вратарю во время ловли мяча необходимо подпрыгнуть вверх так, чтобы мяч оказался на уровне живота, - затем ногами);

ловля низколетящего мяча (перемещаясь боком с одной стороны гимнастической скамейки к другой, отбивать ладонями брошенный тренером мяч с расстояния 2,5-3 м);

из и. п. - полуприсед с сомкнутыми ногами, ладони обращены навстречу мячу отбивать мяч, брошенный водящим;

прием катящегося мяча (перемещаться вдоль линии и отбивать ладонями, с широко расставленными пальцами, катящиеся мячи, которые поочередно посылают игроки ногами с расстояния 3-4 м);

бросок мяча двумя руками: из-за головы;

Спринт, барьерный бег и трассы для слалома

Краткое описание: эстафетный бег как комбинация гладкого, барьерного и слаломного спринта.

Детское название вида: «Формула-1».

Подходит для возрастных групп I, II и III.

Описание

Длина трассы приблизительно 80 м, и она делится на следующие части: гладкий спринт, спринт/барьерный бег и спринт на трассе для слалома. В качестве эстафетной палочки используются мягкие кольца. Каждый участник должен стартовать после кувырка вперед на раскатанном мате.

«Формула-1» – это командная эстафета, где каждый участник должен пройти всю трассу. Одновременно на трассе могут соревноваться до шести команд.

Зачет

Результат определяет время: побеждает команда, у которой самое лучшее время. Положение следующих команд определяется в соответствии с показанным ими временем. Если в каждой возрастной группе меньше команд, чем может участвовать в одном соревновании, их места определяются непосредственно в соответствии с завоеванными местами.

Помощники

Для каждой из зон (барьерный бег, слалом) требуется не менее двух помощников для правильной расстановки инвентаря. Помимо помощников команд, требуются два дополнительных помощника, которые будут выполнять роль судей в зоне передачи палочки.

Один человек должен выполнять обязанности стартера.

Нужно иметь столько хронометристов, сколько команд участвует в соревновании. Хронометристы также отвечают за регистрацию результатов в специальных протоколах.

Инвентарь

Для соревнования «Формула-1» требуется следующий инвентарь:

1. 12 барьеров.

2. 12 слаломных шестов (на расстоянии 1 м друг от друга).

3. 4 мата.

4. Приблизительно 30 призм/маркеров.

5. 1 часы-хронометр.

6. 1 протокол для регистрации результатов.

Бег на выносливость

Краткое описание: восьмиминутный бег на трассе длиной приблизительно 150 м.

Детское название вида: «Марафон».

Подходит для возрастных групп I, II и III.

Описание

Каждая команда должна пробежать по трассе длиной 150 м (смотри рисунок) от заданного места старта. Каждый член команды должен постараться как можно большее число раз пробежать эту трассу за 8 мин. Команда «На старт!» дается для всех команд одновременно (по свистку, или голосовому сигналу, или каким-то другим образом).

Каждый член команды получает одну карточку после завершения каждого круга. После 7 мин. дается свисток или другой голосовой сигнал, чтобы объявить последнюю минуту бега. После 8 мин. бега с помощью какого-то сигнала объявляется завершение соревнования.

Зачет

После завершения соревнования все участники сдают собранные ими карточки помощнику, который считает их для подведения итогов соревнования. Засчитываются только завершенные круги, незавершенные не засчитываются.

Помощники

Для эффективной организации соревнования требуются, по крайней мере, два помощника на каждую команду. Они отвечают за определение линии старта, а также за вручение, сбор и подсчет карточек. Они также должны регистрировать результаты в протоколе.

Кроме того, нужен стартер, который отвечает за хронометраж и передачу сигналов (последняя минута и сигнал завершения соревнования).

Инвентарь

Для каждой команды требуется следующий инвентарь:

1. 2 маркера или шеста для обозначения углов.

2. 20 цветных карточек (чипов, игровых карт или т.п.).

3. 1 часы-хронометр.

4. 1 протокол.

Прыжки вперед в приседе

Краткое описание: прыжки на двух ногах вперед в приседе.

Детское название вида: «Лягушка».

Подходит для возрастных групп I и II.

Описание

От линии старта участники по очереди выполняют «лягушку» («лягушка» – прыжок на двух ногах в приседе). Первый участник команды встает на носки на линии старта. Затем он/она приседает и прыгает вперед как можно дальше, приземляясь на обе ноги. Помощник отмечает точку приземления, ближайшую к линии старта (положение пяток). Если участник падает назад, отмечается точка касания земли рукой. В свою очередь, эта точка приземления становится линией старта для второго прыгуна команды, который выполняет прыжок «лягушкой» с этого места. Третий член команды прыгает от точки приземления второго прыгуна и так далее. Соревнование завершается, когда последний член команды закончил прыжок и его точка приземления отмечена.

Вся процедура повторяется второй раз (вторая попытка).

Зачет

Участвует каждый член команды. Общее расстояние всех прыжков составляет командный результат. Результат команды основывается на лучшем результате двух попыток.

Измерения фиксируются с точностью до 1 см.

Помощники

Для этого соревнования требуется один помощник для каждой команды. Он должен выполнять следующие обязанности:

– давать старт соревнованию;

– контролировать правильность выполнения прыжков;

– регистрировать результаты и фиксировать их в протоколе.

Инвентарь

Для каждой команды требуется следующий инвентарь:

1. 1 рулетка.

2. Маркеры.

3. 1 протокол.

Метание в цель

Краткое описание: метание одной рукой.

Детское название вида: «Долой бомбы!»

Подходит для возрастных групп I и II.

Описание

Метание в цель производится из 5-метровой зоны разбега. На высоте приблизительно 2,5 м устанавливается высокий барьер с зоной для метания, ограниченной на полу 2,5 м позади барьера. Определенный предмет бросается в цель над барьером. Участник бросает предмет с определенного расстояния от барьера. Каждому участнику дается три попытки для броска в цель. При каждой попытке участник может выбрать для себя, откуда бросать предмет: с расстояния 5 м, 6 м, 7 м или 8 м от высокого барьера. Чем больше расстояние от барьера, тем больше потенциальных очков можно получить. Поражение цели или, по крайней мере, ее края, считается успешной попыткой. Очки засчитываются за каждый бросок (броски с 5 м = 2 очкам, с 6 м = 3 очкам, с 7 м = 4 очкам, с 8 м = 5 очкам). Если предмет переброшен через барьер, но не попадает в зону, присуждается одно очко. Каждому участнику дается три попытки, сумма которых засчитывается в общий результат команды.

Помощники

Для организации этого соревнования требуется один помощник на команду. Он должен выполнять следующие обязанности:

Контролировать и регулировать порядок проведения соревнования (дистанцию, на которую брошен снаряд, и количество попаданий).

Фиксировать результаты и регистрировать их в протоколе соревнований.

Инвентарь

Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:

1. 1 зона для метаний (мат для прыжка с шестом или в высоту или подобное покрытие такого же размера).

2. 1 высокий барьер приблизительно высотой 2,5 м (футбольные ворота, шесты/стойки с планкой и т.п.).

3. Инвентарь для метания (мячи с ручкой-петлей, мягкое копье или что-то подобное).

4. 1 протокол соревнований на каждую команду.

Метание детского копья

Краткое описание: метание детского копья одной рукой на дальность.

Детское название вида: «Метание планирующего копья».

Подходит для возрастных групп I, II и III.

Описание

Метание детского копья выполняется из 5-метровой зоны разбега. После короткого разбега спортсмен метает копье в зону для метания от линии измерения (для первой и второй возрастных групп используются мягкие копья, для третьей группы – планирующее копье). Каждому участнику дается две попытки.

Меры безопасности: так как безопасность имеет очень важное значение в детских соревнованиях, особенно по метаниям, в секторе приземления разрешается находиться только помощникам. Строго запрещается метать копье в обратном от линии измерения направлении.

Зачет

Каждая попытка измеряется под прямым (90°) углом к линии измерения и записывается с интервалами 25 см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями). Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий результат команды.

Помощники

Для этого соревнования требуются два помощника на каждую команду. Эти помощники выполняют следующие обязанности:

Контролируют и регулируют процедуру соревнований.

Имеют доступ в сектор приземления копья (измерения производятся под прямым углом от линии измерения

Относят копье к линии измерения.

Измеряют результат и записывают его в протокол.

Инвентарь

Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:

1. 2 детских копья (мягких или планирующих).
2. Калиброванная измерительная рулетка или измерительная лента.
3. 1 протокол соревнований для каждой команды.

Метание из положения «Стоя на коленях»

Краткое описание: метание набивных мячей двумя руками на дальность из положения «стоя на коленях».

Детское название вида: «Футбольные метания».

Подходит для I возрастной группы.

Описание

Участник становится на колени на мат (или на другое мягкое покрытие) перед поднятой мягкой целью (например, мягкий или поролоновый мат). Затем участник отклоняется (напрягая тело) и бросает набивной мяч весом 1 кг, используя бросок вперед двумя руками через голову на максимальную дистанцию из положения стоя на коленях (очень похоже на то, как передают мяч футболисты). После броска участник может упасть вперед на мягкую подушку, которая находится перед ним.

Меры безопасности: набивной мяч никогда нельзя бросать в ту сторону, где находятся участники. Рекомендуется принести или прикатить его обратно к линии измерения для следующего участника.

Зачет

Каждому участнику дается две попытки. Измерения записываются с интервалами 25 см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями) и производятся под прямым углом (90°) к линии измерения. Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий зачет команды.

Помощники

Для этого соревнования требуются два помощника для каждой команды. Эти помощники выполняют следующие обязанности:

Контролируют и регулируют процедуру соревнования.

Имеют доступ в зону приземления набивного мяча (измерения производятся под прямым углом от линии измерения.

Приносят или катят набивной мяч обратно к линии измерения.

Измеряют результат и записывают его в протокол.

Инвентарь

Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:

1. 2 набивных мяча (1 кг).
2. Калиброванная измерительная рулетка или измерительная лента.
3. 1 карточка соревнований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...