«Раздельный сбор, переработка и вторичное использование бытовых отходов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Акулова Ольга Сергеевна

Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичное использование бытовых отходов»

Автор: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Продолжительность занятия: 1 академический час (45 минут)
Состав учебной группы: возраст детей: 13 - 14 лет
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о способах переработки и вторичном использовании бытовых отходов.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о бытовых отходах, необходимости раздельного сбора.
Развивающая – способствовать развитию у учащихся коммуникативной культуры.
Воспитывающая – воспитывать бережливое отношение к окружающей среде.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- практический метод (мастер-класс);
- игровой (игры).
Педагогическая технология: продуктивная (коллективная деятельность, экологическая мастерская)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: мультимедийная установка, презентация «Вторая жизнь бытовых отходов», старые CD диски, клеенка (можно использовать старый полиэтиленовый пакет, упаковочная бумага), клей, кисточки, ножницы, карандаш, иллюстрации по теме занятия.

Структура занятия:
1. Организационный этап (2мин)
1.1. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин)
1.2. Игра «Сегодня я выбросил…»
3.Операционно-познавательный этап (27 мин)
3.1. Беседа «Раздельный сбор бытовых отходов».
3.2. Игра «Куда это выбросить?»
3.3. Физкультминутка «Вышел зайчик».
3.4. Мини-лекция «Переработка и вторичное использование бытовых отходов», презентация «Вторая жизнь бытовых отходов»
4. Контрольно-коррекционный этап(10мин)
4.1. Экологическая мастерская: «Подстаканник из CD диска».
5. Рефлексия. (3 мин)
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Рефлексивный круг».

Структура занятия:
1. Организационный этап (2 мин)
Педагог: Сегодня на занятии мы поговорим об отходах, о том, как правильно их собирать, перерабатывать, а также узнаем, что можно изготовить из бытовых отходов.
2. Ориентировочно-мотивационный этап (3 мин)
Педагог: А начнем мы с того, что посмотрим, сколько всего мы выбрасываем в мусорное ведро в течение всего дня. Для этого сыграем в игру «Сегодня я выбросил…».
Правила игры:
На доске нарисовано мусорное ведро. По очереди каждый учащийся называет то, что он выбросил вчера или сегодня в мусорное ведро, учитель «заполняет» ведро (вписывает все, что называют учащиеся).
Педагог: Хорошо, посмотрите теперь на наше мусорное ведро, видите оно у нас заполнилось полностью, все, что мы с вами выбрасываем - это бытовые отходы. Сегодня в мусоропроводы и на свалки попадает 1,3 млрд. тонн отходов в год.
3. Операционно-познавательный этап (27 мин)
3.1. Беседа «Раздельный сбор бытовых отходов».
Педагог: Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.
Каждый из нас постоянно выбрасывает мусор, но правильно ли мы это делаем?
Все мы хоть раз слышали о таком понятии как «раздельный сбор мусора». Кто из вас расскажет, что же такое раздельный сбор мусора?
Учащийся: Разделение мусора и выборочный сбор отходов — действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения.

Педагог: Разделение мусора делается в целях избегания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
А кто знает, на какие группы можно разделить наш мусор?
Учащийся: Весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло и смешенный мусор.
Педагог: Очень хорошо, давайте посмотрит, что можно выбрасывать в контейнеры.
Контейнеры для бумаги

Контейнеры для бумаги представляют собой обычные или сетчатые контейнеры с соответствующей надписью.
Что же можно выбрасывать в этот контейнер?
Учащийся: Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, раздаточные материалы, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков, календари, упаковку для яиц из гофрокартона.

Педагог:Следующий вид контейнеров — это контейнеры для пластика.

Ничем, кроме надписи, могут не отличаться от контейнеров для бумаги. А могут отличаться – это зависит от того, когда именно соответствующий контейнер поставили в вашем дворе.
Что же можно выбрасывать?
Учащийся: Выбрасывать в них можно: ПЭТ-бутылки, канистры, полиэтиленовую пленку и пакеты, пластиковую упаковку от шампуней, гелей для душа и другой косметики, бутылки из-под бытовой химии пластиковые бутылки (не путать со стаканчиками) из-под питьевых йогуртов, молока, кефира и т.д., пищевую пленку, ведра, тазики, ручки без стержней, линейки.
Педагог: Не стоит забывать, что пластиковую бутылку выбрасывать желательно без пробок (крышек), пустые, и, конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок – потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются. Топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине скататься от завода в город. По этой же причине бутылки должны быть пустыми – они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно.

Педагог: Следующий вид контейнера – это контейнер для стекла.

В такие контейнеры можно выбрасывать бутылки, банки (лучше чистые и без этикеток). Оконное стекло лучше собирать отдельно, оно тоже идет на переработку, но смешивать с другими видами стекла его не желательно. Если банки разбились – не расстраивайтесь, все равно стекло пойдет на бой, т.е. раньше или позже вашу банку все равно разобьют. А вот если ящик разошелся по шву и стекло вываливается на землю – позвоните в ЖЭС, в таком виде ящик бесполезен и его нужно заменить.

Педагог: Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Как вы думаете, куда выбрасывается остальной мусор?
Учащийся: Весь остальной мусор мы выбрасываем в контейнеры для смешанного мусора.
Педагог: Самый распространенный контейнер – это все еще контейнер для смешанного мусора, коммунальных отходов (в общем, для того, что не идет в переработку). Выглядит он примерно вот так:

3.2. Игра «Куда это выбросить?»
Педагог: А сейчас посмотрим, как хорошо вы запомнили, куда что нужно выбрасывать. Для этого сыграем в игру «Куда это выбросить?» (приложение 1).
Правила игры:
Учащиеся образуют 3 группы. Каждой группе дается конверт, в котором карточки с изображениями различных предметов и мусорных контейнеров. Учащимся необходимо правильно «выбросить» мусор (рассортировать картинки по контейнерам). На игру отводится 4 минуты.
Педагог: Посмотрим, что у вас получилось, как вы справились с заданием.
(Педагог «разбирает» мусорные контейнеры, исправляет ошибки)

3.3. Физкультминутка «Прогулка по городу»
(Дети выполняют движения по тексту).
Педагог:
Мы по улице идем, на которой мы живем, (все шагают)
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. (Приседают и имитируют сбор мусора)
Раз в ведро, а два – в корзину, наклоняем дружно спину. (Делают наклоны)
Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится! (Разводят руки в стороны).

3.4. Мини-лекция «Переработка и вторичное использование бытовых отходов», с демонстрацией презентация «Вторая жизнь бытовых отходов»

Педагог: После того как мы выбросили мусор он идет на переработку.
Слайд 2
• Переработка отходов — деятельность, заключающаяся в обращении с отходами с целью их безопасного уничтожения или обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Слайд 3
• Из вторсырья производится целый ряд бумажной продукции, в первую очередь картон, туалетная бумага, а также отдельные виды стройматериалов.
Слайд 4
• ПЭТ бутылки очищаются от постороннего мусора (крышки, этикетки), после чего моются от грязи и остатков содержимого, сортируются по цвету, и дробятся на пэт-хлопья
Слайд 5
• ПЭТ-хлопья используются как сырье для целого ряда продуктов, которые иначе были бы сделаны из полиэстера. Примеры включают полиэфирные волокна (основной материал для производства одежды, подушек, ковров и т. д.), полиэфирные листы, обвязки (бандажная лента), или снова ПЭТ-бутылки и др.
Слайд 6
• Собранные банки и бутылки превращают в стеклянный бой – так в производстве называют размельченное упаковочное стекло. Стеклянный бой пропускают через магнит, чтобы отделить оставшиеся металлические крышки от бутылок. Для производства стекла используют кварцевый песок, соду и известняк, но 30-40% от общей массы можно заменить стеклянным боем, что экономит природное сырье и энергию на производство.
Слайд 7
То, что не проходит вторичную переработку отправляется на утилизацию, в основном утилизируется мусор двумя способами:
• Захоронение
• сжигание
Слайд 8
• Помимо промышленной переработки люди самостоятельно «дарят» отходам вторую жизнь в виде украшений и полезных приспособлений

4. Контрольно-коррекционный этап (10 мин)
4.1. Экологическая мастерская: «Подстаканник из CD диска».
В последние годы люди почти перестали пользоваться CD дисками и их скопилось довольно много, сегодня мы с вами подарим вторую жизнь старому, на первый взгляд не нужному диску, изготовим из него подстаканник.
Материалы: Нам понадобиться старый CD диск, клеенка (можно использовать старый полиэтиленовый пакет, упаковочная бумага), клей, ножницы, карандаш.

5. Рефлексия. (3 мин)
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами узнали много нового, научились правильно сортировать мусор, а также продлили жизнь старому CD диску.
А сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими впечатлениями от занятия, для этого я предлагаю вам закончить одну из фраз:
-На занятии я узнал…
-Мне очень понравилось…
-После занятия я буду…
-Мне не понравилось…
-С сегодняшнего дня я…
Педагог: Всем спасибо за прекрасную работу на занятии. До новых встреч.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздельный сбор и переработка отходов

Цель:  способствовать эко-просвещению и воспитанию экологической культуры учащихся.ЗадачиОбразовательная: Подвести учащихся к пониманию необходимости раздельного сбора и переработки отходов....

«Наши друзья Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»

С 4 апреля по 4 мая 2022 года ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» организует проведение регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного...

«Наши друзья - Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»

laquo;Наши друзья - Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»Эколята - молодые защитники природы, которые дают понять детям неразрывную связь человека и природы, ...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов» в дошкольных образовательных организациях, начальных классах школ и др. учреждениях.

В МАУДО «Детский эколого-биологический центр» с 20 апреля по 20 мая 2022г. прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья – Эколята за раздельны...

«Наши друзья- Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов»

АКТУАЛЬНОСТЬВ современном мире переизбыток бытовых отходов – одна из наиболее острых проблем. Существующие предприятия по утилизации TБO не справляются c возросшими в последние десятилетия объём...

Презентация поделки из бросового материала на тему "Эколята - дошколята - за раздельный сбор и переработку бытовых отходов".

В результате жизнедеятельности детей и взрослых в детском саду образуется много различных отходов. Когда передо мной встала задача изготовить поделку на конкурс ко дню рождения эколят - дошколят, я,...

"Наши друзья - Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов"

Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами  посредством применения интерактивных компьютерных игр.Задачи:Образовательные:Совершенствова...