Закаливание
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie.docx250.83 КБ

Предварительный просмотр:

Под закаливанием понимают постепенное повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды (мороз, жара, изменение атмосферного давления). Закаливание не только повышает устойчивость организма к влиянию неблагоприятных внешних факторов, но и мобилизует резервные возможности адаптационных систем, что и обеспечивает профилактику заболеваний. Закалять и закаляться можно в любом возрасте. В Скандинавских странах, где самые низкие показатели смертности и заболеваемости острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), традиционно из поколения в поколение культивируют здоровый или, точнее, спортивно-здоровый образ жизни, в котором важнейшую роль играет закаливание. 

Как и физическое воспитание в целом, закаливание возникло в глубокой древности. Абу Али ибн Сина (Авиценна) в VIII-IX вв. написал трактат "Канон врачебной науки". Он выделил в медицине науку сохранения здоровья. В трактате Авиценна говорил о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста. В Спарте мальчики как будущие воины воспитывались в суровых условиях: ходили в легкой одежде и босиком в любую погоду, купались в холодной воде и т.п. В России примером закаливания могут служить русские бани с чередованием воздействий горячего воздуха, а в настоящее время сауны (рис. 1), а также обтирания снегом зимой или купания в водоемах летом. Древнерусский летописец Нестор в Х в. описывал, как начинали парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения.

http://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4?usr_data=gd-image(doc,07-MOD-1732-00200000,001.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Рис. 1. Закаливание в русской бане и сауне

Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали младенцев снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа 2 раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой, начиная с первого дня жизни. Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин (1735-1802) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773) писал: "Весьма полезно- мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней".

Закаливание можно рассматривать как совершенствование терморегуляции. Физиологическая суть закаливания заключается в ежедневной постепенной тренировке нервных рецепторов, находящихся в коже и подкожных тканях и избирательно чувствительных к температурным воздействиям (холод, тепло или солнечная радиация).

Импульсы от нервных окончаний поступают в высшие отделы нервной системы, затем возвращаются на периферию, тренируя сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Просвет между мелкими кожными и подкожными сосудами под влиянием холодовых раздражителей сужается, но одновременно увеличивается кровенаполнение в других органах и тканях, что способствует формированию устойчивости организма к резким и быстрым изменениям температуры в окружающей среде.

Процессы теплорегуляции могут нарушиться даже при незначительном и непродолжительном охлаждении. При этом теплоотдача станет превышать теплопродукцию, что ведет к понижению температуры в органах и тканях, особенно в области верхних дыхательных путей. Охлаждение активизирует жизнедеятельность находящихся в рото- и носоглотке условно-патогенных микроорганизмов, что и приводит к развитию ОРЗ.

Закаливающие мероприятия подразделяют на общие и специальные. Общие закаливающие мероприятия включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим мероприятиям относят закаливание воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры). Солнце, воздух, вода - вот три "кита", на которых держится закаливание.

Закаливание противопоказано:

  • если ребенок негативно относится к процедуре или испытывает чувство страха;
  • в период выздоровления от острого респираторного заболевания или вакцинации, после которой прошло менее 5 дней;
  • если после обострения хронического заболевания прошло менее 2 нед;
  •  если в ДОУ или семье объявлен карантин в связи с инфекционным заболеванием;
  •  если в окружении ребенка были случаи нейроинфекции в течении 1 мес;
  •  при нарушении терморегуляции в виде длительного субфебрилитета или подъемов температуры до фебрильных значений;
  • при белково-энергетической недостаточности.

ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ

Система терморегуляции совершенствуется у мальчиков медленнее, чем у девочек, в связи с чем к одежде мальчиков следует относиться с большим вниманием.

Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. На подошвенной поверхности стопы расположено множество температурных рецепторов, которые связаны со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также с внутренними органами. Ходить босиком детей приучают постепенно, сначала дома, на коврике. Летом, в жаркий день, разрешают побегать босиком по траве или песку. Босохождение как метод закаливания может успешно использоваться в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях утренней гимнастикой и физкультурой.

Температура воздуха в помещениях. Закаливание нужно начинать прежде всего с устранения перегревания. В помещении, где находится ребенок, температура воздуха не должна превышать 22 °С, а температура воды для умывания - 37 °С. Не следует ориентироваться на какую-то определенную температуру помещения. Допустимы ее колебания, которые зависят от возраста и вида деятельности ребенка. Правильнее ориентировать родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений на оптимальный диапазон колебаний температуры. Для детей раннего и дошкольного возраста диапазон колебаний не должен превышать 3-4 °С (18-22 °С), а для детей школьного возраста может быть увеличен до 5-6 °С. Если ребенок спокоен, воздух должен быть теплым, если он занимается подвижными играми - прохладным.

Важный компонент закаливания - проветривание помещения. В зимнее и осеннее время комнату следует проветривать (рекомендуется сквозное проветривание) 4-5 раз в день по 15 мин. Ребенка на это время следует перевести в другое помещение. В теплое время года он может оставаться в комнате с открытым окном (исключить сквозняки). Ребенка следует постепенно приучать спать при открытой форточке или с открытыми на ночь фрамугами или форточками; днем полезен сон на балконе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны часто болеющим детям. Задача педиатра состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении закаливающих процедур, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Правила проведения закаливающих процедур

Правило

Принцип

Систематичность и последовательность

По возможности ежедневное, независимое от погодных условий, закаливание. Должно занимать определенное место в режиме дня ребенка. Избегать перерывов в применении процедур, они снижают их эффективность

Постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия

Начинать с более щадящих и менее интенсивных воздействий, постепенно переходя к более сильным. Постепенно увеличивать силу раздражителя: либо увеличивая продолжительность его действия, либо постепенно увеличивая силу воздействия

Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка

Учет особенностей нервной и иммунной систем, а также вариантов терморегуляции: лабильного (1-й тип), инертного (2-й тип) и нормального. При 1-м типе показаны длительные и несильные закаливающие воздействия, при 2-м типе - интенсивные и непродолжительные процедуры

Положительные эмоции при проведении процедур

Проводить при хорошем настроении, активности и при отсутствии чувства голода. Организация в виде игры, понятной для ребенка. Плач и беспокойство снижают или ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют

Известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно стимулируют деятельность функциональной системы, сильные - противодействуют, а сверхсильные - могут вызвать обратный эффект.

Нарушение правил проведения закаливающих процедур приводит к отсутствию положительного эффекта, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Закаливающим эффектом обладают прогулки. В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после рождения, вначале на 20-40 мин, затем (причем скоро) продлевать время до 6-8 ч в день. Зимой в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 нед при температуре воздуха не ниже -5 °С на 15-20 мин и постепенно доводят время прогулок на воздухе до 1,5-2 ч 2 раза в день. В безветренную погоду с ребенком в возрасте от 1 до 3 мес можно гулять при температуре -10 °С, старше 3 мес - при -12 °С, старше 6 мес - при -15 °С. Дети после полутора лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5-3 ч при температуре не ниже -15-16 °С. Летом время прогулки не ограничено. До 1,5-2 мес ребенок зимой на улице должен спать на руках у взрослого и только став старше - в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у младенца может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Время прогулок должно оставаться постоянным, и соблюдать его необходимо точно. Желательно совершать прогулки между завтраком и обедом. Причинами отмены прогулок могут стать, например, проливной дождь или мороз с сильным ветром.

Лицо ребенка и зимой должно быть открыто, но вокруг него нужно приподнять ватное одеяло. Прогулки детей дошкольного возраста должны занимать ежедневно не менее 4 ч.

Насморк - не противопоказание к прогулкам, если он не сопровождается повышением температуры тела и признаками интоксикации. Перед прогулкой необходимо предварительно прочистить носовые ходы.

Активное закаливание

Активные методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные (интенсивные). Традиционные методы используют для детей любого возраста, они основаны на естественном действии физических факторов внешней среды (воздуха, солнца, воды). Нетрадиционные методы подразумевают действие тех же факторов в виде сверхсильных или контрастных раздражителей. Кроме того, активные закаливающие процедуры могут быть разделены на общие (воздействию подвергается вся поверхность тела: воздушные и солнечные ванны, плавание, обливание и душ) и местные (направлены на закаливание отдельных участков тела, например полоскание горла, ручные и ножные ванны).

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Первая закаливающая процедура для грудного ребенка - воздушные ванны. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, стимулируется деятельность системы кроветворения, эндокринных желез, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Воздушные ванны - самая безопасная из закаливающих процедур. Закаливающее действие воздуха зависит от его температуры, а также от влажности и скорости движения. Воздушные ванны по теплоощущению условно делятся на тепловые (30-20 °С), прохладные (14-20 °С) и холодные (ниже 14 °С).

Воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок на короткое время остается голым. При проведении воздушной ванны температура воздуха в комнате для новорожденного должна быть 23 °С, от 1 до 3 мес - 21 °С, от 3 мес до 1 года - 20 °С, старше 1 года - 18 °С. Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода (в 2,5 раза больше, чем у взрослых), поэтому при проведении воздушной ванны необходимо проветривать помещение. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей, при этом температура воздуха снижается на 1-2 °С, что служит закаливающим фактором. При закаливании детей 3 лет, если они хорошо переносят закаливающие процедуры, температура воздуха может быть снижена до 12-13 °С. Сначала длительность процедуры составляет 1-2 мин, каждые 5 дней ее увеличивают на 2 мин и доводят до 15 мин для детей до 6 мес и до 30 мин - от 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет - 30-40 мин.

Принимать воздушные ванны лучше всего в движении, занимаясь зарядкой, легкой пробежкой или просто подвижной игрой. В ветреную и сырую погоду продолжительность процедуры можно сократить, а при дожде, тумане или сильном ветре закаливанием лучше заниматься дома с открытым окном. Закаливание воздухом прекращают, если ребенок плохо переносит изменение температуры окружающего воздуха, у него появляются бледность кожи, цианоз дистальных отделов конечностей, жалобы на дискомфорт, а в дальнейшем изменяют подход и методику: раздевают частично, длительность процедуры сокращают до 5 мин, а количество процедур в течение дня увеличивают.

В условиях детского сада можно применять метод контрастных воздушных ванн. Во время дневного сна в одной комнате устанавливают температурный режим в 14-15 °С, а в соседней комнате с помощью отопительных устройств температуру воздуха повышают до 25 °С.

По окончании дневного сна дети в трусах и в майках занимаются в течение 10-15 мин подвижной игрой, перебегая из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Затем разница температур для старших дошкольников может быть постепенно увеличена до 10-13 °С. Контрастные воздушные ванны легко использовать и в домашних условиях, причем их можно проводить круглогодично, кроме летних жарких дней.

Солнечные ванны - непосредственное воздействие солнца на кожу ребенка. Ультрафиолетовые лучи повышают активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, стимулируют синтез витамина D в коже. Активность солнца каждый год неодинакова, и нельзя ориентироваться на результаты закаливания в прошлые годы. Изменения солнечной активности происходят в динамике 11-летнего цикла с постепенными подъемами и спадами, но глобальное магнитное поле Солнца в своей динамике опережает локальное магнитное поле на 5-6 лет. Важно учитывать, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем младше ребенок.

Солнечные ванны детям до года противопоказаны!

Осторожно солнечные ванны назначают детям от 1 года до 3 лет, и только позже - достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22 °С и выше для грудных детей и при 20 °С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду. Для солнечных ванн нет абсолютных противопоказаний (кроме высокой температуры окружающей среды), однако оздоровительное действие солнечной радиации возможно только при умеренных ее дозах и при условии, что ребенок находится под рассеянными лучами. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому их попадание на открытое лицо ребенка допустимо.

Солнечную ванну проводят сначала в тени деревьев, потом, если малыш чувствует себя замечательно, его можно вынести непосредственно под солнечные лучи (рис. 2). Методика проведения солнечных ванн: ребенка необходимо уложить ногами к солнцу, голова должна быть обязательно в тени. Продолжительность первого сеанса - 4 мин. Затем через каждые 3 ванны надо добавлять 4 мин; постепенно продолжительность солнечной ванны доводят до 20-30 мин. Во время солнечной ванны ребенок должен менять положение: лежать на спине, боках, животе. Голова малыша защищена панамкой, одежда легкая и светлая, желательно - белая и льняная. Процедуру следует проводить при температуре воздуха не более 22 °С, предпочтительное время - утренние или вечерние часы (исключить время с 11 до 17 ч). Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь, например, подвижной игрой. Во время закаливающей процедуры нужно внимательно наблюдать за ребенком, при первых признаках перегревания (возбуждение, слабость, капризы, покраснение кожи) его необходимо увести в тень и дать попить.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ

http://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4?usr_data=gd-image(doc,07-MOD-1732-00500000,002.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Рис. 2. Солнечные ванны

Ребенку абсолютно противопоказано принимать солнечные ванны при температуре воздуха 30 °С и выше. После (а не до) солнечных ванн детям назначают водные процедуры, по завершении которых обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, иначе произойдет переохлаждение детского организма.

Искусственное УФ-излучение, которое еще несколько лет назад широко применяли в целях профилактики рахита, в настоящее время не рекомендуют детям раннего возраста, либо его надо применять крайне осторожно

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Воду используют для закаливания с древнейших времен. Теплопроводность воды почти в 30 раз, а теплоемкость - в 4 раза больше, чем воздуха, отсюда ясно: она оказывает более сильное оздоровительное действие. Главный фактор закаливания при водных процедурах - температура воды. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды (табл. 2).

Таблица 2. Фазы реакции организма ребенка на действие низкой температуры воды

Фаза

Физиологический механизм

Проявление

Первая

Повышенный спазм сосудов кожи, при дальнейшем снижении температуры воды - и подкожной клетчатки

Бледность кожи, ощущение холода

Вторая (адаптация к низкой температуре воды)

Расширение сосудов (вазодилатация), активация тучных клеток и лейкоцитов сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки, высвобождение биологически активных веществ

Гиперемия кожи, артериальная гипотензия, улучшение самочувствия, повышение активности

Третья (неблагоприятная)

Спазм сосудов, истощение адаптационных возможностей организма

Синюшно-бледный цвет кожи, озноб

Если водные процедуры применяют систематически, вторая фаза наступает быстрее и закрепляет закаливающий эффект. Очень важно, чтобы не наступила неблагоприятная третья фаза.

Лучшее время для начала закаливания водой - лето и осень. Делать процедуры предпочтительнее в утренние часы, сразу после сна или утренней зарядки. Начинать следует с легких водных процедур, с температурой воды 33-34 °С. Затем каждые 3-4 дня температуру воды снижают на 1 °С и постепенно, за 1,5-2 мес, доводят до 10-15 °С.

Чем ниже температура воды, тем короче должно быть время процедуры.

Методика закаливания водой зависит от возраста ребенка и делится на несколько этапов: обтирание, обливание, душ, купание, плавание.

Можно выбрать какой-то один этап или постепенно переходить от одного к другому, последнее - предпочтительнее. Начинать закаливание водой следует с обычных гигиенических процедур (умывания, подмывания), внося в них элементы закаливания (постепенное снижение температуры с 28 до 20-22 °С, у детей постарше - до 15 °С).

Первым этапом непосредственного закаливания следует считать обтирание. Его проводят в течение 1-3 нед влажным полотенцем или губкой, последовательно сверху вниз: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают до красноты от периферии к сердцу. После этого таким же способом обтирают ноги и ягодицы. Руки и ноги обтирают от пальцев вверх. Вся процедура, включая растирание, не должна длиться более 5 мин. Температуру воды с 34-35 °С постепенно снижают: у детей раннего возраста - до 24-28 °С, у дошкольников - с 25-28 °С до комнатной температуры, у детей школьного возраста - с 20-25 до 16-19 °С. Если в течение 2-4 нед обтирания не вызвали никаких проблем, переходят к следующему этапу - обливанию.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Обливание - более сильная, чем обтирание, процедура, она требует осторожности. Обливание можно проводить, когда кожа ребенка теплая.

После прогулки запрещается проводить водные процедуры, поскольку температура тела должна адаптироваться к комнатной температуре.

Начальная температура воды при обливании - 28 °С, минимальная для детей раннего возраста - 20-22 °С, для детей старше 3 лет - 16 °С летом, 18 °С зимой. Процедуру обливания проводят в течение 3-4 дней: сначала обливают ноги, затем - спину, грудь, живот, в последнюю очередь - руки. После процедуры кожу вытирают насухо до легкого покраснения. По достижении полного обливания температуру снижают на 0,5 °С в день. В теплые дни обливание следует делать на воздухе, в холодные - в помещении. Обливание для здоровых детей в летнее время можно начинать без предшествующего обтирания.

Очень полезная водная процедура - душ. Однако, прибегая к этой процедуре, следует соблюдать постепенность и последовательность и применять ее к здоровым детям старше 1,5 лет. Температура воды в зимний период сначала должна быть не менее 36 °С, летом - 33-35 °С. Каждую неделю температуру воды следует снижать на 1 °С. Температура воды в результате должна составлять для детей до 2 лет - 28 °С, старше 2 лет - не ниже 25 °С, для дошкольников - 18 °С.

Лучший вид водных процедур - купание. Общие ванны - обычная гигиеническая процедура. Ребенка купают ежедневно в воде температурой 37-36 °С в течение 5 мин, затем обливают водой на 2 °С ниже. Эффективный способ закаливания в теплое время года - купание в открытых водоемах. При этом вода, воздух и солнечные лучи комплексно воздействуют на организм. Купание следует начинать при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 23-25 °С. Длительность первых погружений в воду не должна превышать нескольких минут, постепенно время купания можно довести до 15 мин, повторяя 2-3 раза эту процедуру в течение дня. В воде ребенок должен двигаться. После купания следует растереть тело малыша и одеть его. Лучшее время для купания - между завтраком и обедом, спустя 1-2 ч после еды или после дневного сна (с 16 до 17 ч).

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Плавание не только закаливает, но и способствует совершенствованию двигательных умений и стимулирует нервно-психическое развитие ребенка. Закаливающий эффект от плавания в бассейне достигается только при соблюдении определенных условий, важнейшие из них - температура воды и воздуха в бассейне. В комфортных условиях (теплая вода и высокая температура воздуха в помещении) механизмы терморегуляции не тренируются, следовательно, не формируется устойчивость к влияниям температурных факторов.

К местным закаливающим процедурам относят полоскание горла и обмывание стоп (рис. 3). Они воздействуют на самые уязвимые для переохлаждения места. Доказана эффективность обмывания стоп водой с постепенно понижаемой температурой, начиная с 35 °С. Можно использовать метод ножных ванн, или топтания в воде, перед сном. В ванну наливают воду чуть выше уровня щиколотки; ребенок должен потоптаться около 30 с. Затем ноги растирают и ребенка укладывают спать. Спустя 1-2 дня температуру воды немного, на 2-3 °С, снижают, а за 2-3 мес доводят ее до 15 °С для детей раннего и дошкольного и до 7-12 °С - школьного возраста.

http://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4?usr_data=gd-image(doc,07-MOD-1732-00600000,003.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Рис. 3. Местные закаливающие процедуры: полоскание горла и ножные процедуры

Полоскание горла сначала теплой, затем прохладной, затем холодной водой также дает положительные результаты у детей с 5-6 лет, когда они уже в состоянии выполнить эту процедуру осознанно. Горло нужно полоскать 2 раза в день, утром и вечером, начиная с температуры воды 23-25 °С. Спустя неделю ее снижают на 1-2 °С и так постепенно доводят до 7-12 °С. Маленьких детей также можно научить полоскать рот.

ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при использовании которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом низкой или очень высокой температуры. Реакцию организма на действие любых раздражителей, особенно сверхсильных, можно назвать адаптационным синдромом, причем выделяют три его стадии:

  • тревоги, когда происходит активация коры надпочечников;
  • резистентности, когда гиперфункция коры надпочечников сменяется гипофункцией;
  • истощения.

Физиологическая незрелость органов и систем ребенка раннего возраста, в первую очередь нейроэндокринной регуляции, служит причиной быстрого развития стадии истощения при его чрезмерном закаливании холодом. Экстремальные сверхсильные холодовые нагрузки вызывают мощную перестройку состояния всех физиологических систем малыша и приводят, в частности, к перенапряжению аппарата терморегуляции.

Интенсивное закаливание низкими температурами. За последние годы появились энтузиасты "моржевания", то есть зимнего плавания в открытых водоемах, где главные методы закаливания детей, начиная с грудного возраста, - хождение по снегу босиком, без одежды, обливания (рис. 4) и купание в ледяной воде. Следует заметить, что выбор этих методов остается за родителями; именно они, руководствуясь благими намерениями, решают, что таким образом способны оздоровить ребенка, что, конечно, не так с точки зрения большинства специалистов.

http://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4?usr_data=gd-image(doc,07-MOD-1732-00700000,004.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Рис. 4. Пример интенсивного закаливания

Практически все специалисты считают, что купание в ледяной воде противопоказано детям раннего возраста.

Если точка зрения педиатра не совпадает с точкой зрения родителей об использовании низких температур, и убедить последних не представляется возможным, нужно, опираясь на научные публикации, познакомить их с оптимальной методикой использования низких температур при закаливании детей. Долг педиатра - не запретить категорически, а настойчиво рекомендовать те общие правила закаливания, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка, например обливание из ведра водой с температурой 3-4 °С, купание в ледяной воде в течение 1-4 мин в домашней ванне.

ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Рекомендуя родителям интенсивный метод закаливания, педиатр берет на себя ответственность и обязан дополнительно и тщательно наблюдать за ребенком.

Родителям стоит напомнить, что закаливание принесет немало пользы и при не столь экстремальных подходах, главное - систематичность, постепенность, осторожность и позитивный настрой.

Интенсивное закаливание высокими температурами. Для выполнения этой процедуры нужно намочить салфетку в воде температурой 40 °С и обтереть тело ребенка: сначала руки (до локтей), плечи. Постепенно площадь обтирания увеличивают (грудь-живот-спина-ноги). Продолжительность процедуры - 3-3,5 мин. После первых процедур ребенка можно обтереть сухим полотенцем. В дальнейшем его можно не вытирать, но ребенок должен двигаться. Если у ребенка появляется озноб, закаливание следует прекратить. Механизм действия испарительного закаливания такой же, как и при закаливании холодной водой, т.е. происходит увеличение теплоотдачи за счет испарения.

К интенсивным методам закаливания высокими температурами можно отнести более традиционные в России сауну и русскую баню. В сауне (суховоздушной бане) используют высокую (около 60-90 °С) температуру воздуха в парной с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20 °С, а зимой - купание в снегу. При отсутствии противопоказаний ребенок может посещать сауну с 3-4 лет 1 раз в неделю. Сначала следует ограничиться одним заходом на 5-7 мин при температуре в парной около 80 °С и поместить ребенка на высоте верхней полки. Затем можно увеличить количество заходов в парную до трех, каждый на 10 мин с последующим охлаждением.

Во многих регионах нашей страны широко используют закаливающий эффект русской бани. В его основе - строгое соблюдение контрастного цикла "нагревание-охлаждение-отдых". Париться и принимать прохладный душ следует примерно одинаковое время, а отдыхать - в 2 раза дольше.

ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Формула закаливающего цикла

1:1:2

Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении сначала следует находиться не более 3 мин, через несколько посещений можно увеличить время пребывания в нем до 5 мин. Поначалу охлаждение лучше осуществлять методом обливания, затем - холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно число заходов в парную увеличивают до 4-5. Для детей 5-6 лет, особенно при первых посещениях, температура в парилке не должна превышать 60 °С, а время пребывания в ней на нижней полке - не более 4-5 мин при чередовании с приемами прохладного душа (25 °С) в течение 30-40 с. По мере повторения процедур и, соответственно, тренировки механизмов терморегуляции температуру воздуха в парилке постепенно следует увеличить до 80 °С, а время пребывания довести до 6-10 мин. За одно посещение бани такие процедуры повторяют 3 раза. Затем пребывание в парной можно чередовать с плаванием (обязательно в медленном темпе!) в бассейне с температурой воды 25 °С в течение 1-1,5 мин.

Противопоказания к интенсивным методам закаливания высокими и низкими температурами:

  • перинатальное поражение ЦНС (для детей раннего возраста);
  • постгипоксическая энцефалопатия;
  • судорожный синдром (судорожная готовность, эпилептиформные судороги, эпилепсия);
  • хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации;
  • врожденные пороки сердца.

Контрастное закаливание

Контрастное закаливание - переходная ступень между традиционным и интенсивным (нетрадиционным) закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ. Контрастное закаливание эффективнее, чем закаливание только низкими или высокими температурами. Метод основан на том, что на коже и в подкожной клетчатке ребенка есть и холодовые, и тепловые рецепторы, количество последних в 10 раз меньше. Реакция на холодовый раздражитель (спазм сосудов) сформирована уже к моменту рождения ребенка, а вазодилатация при тепловом раздражении выражена слабо. Именно поэтому, чтобы тренировать реакции приспособления организма к действию разных температур, необходимо использовать разнонаправленное температурное воздействие, что и называется контрастом. Контрастные температуры (методика их использования для каждой возрастной категории имеет свои особенности) повышают эффективность закаливающих процедур (табл. 3).

Таблица 3. Формула контрастных водных процедур

http://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4?usr_data=gd-image(doc,07-MOD-1732-00700000,333.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Контрастные ванны для ног и их обливание - прекрасный метод закаливания, особенно полезный для часто болеющих детей.

Следует руководствоваться правилом: нельзя обливать холодной водой холодные ноги, предварительно их нужно согреть.

Суть процедуры заключается в смене раздражающих факторов - теплую (38-40 °С) и холодную (34 °С) воду. Постепенно разрыв увеличивают: холодную воду доводят до 28 °С, детям старше 3 лет - до 16 °С. Ножные ванны рекомендуется принимать 3-6 раз в день: в холодной воде ножки ребенка держат всего 5-20 с, в горячей - 1-2 мин. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.

Контрастное обтирание. Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодной воде, затем - рукавичкой, смоченной в горячей воде, а после этого сухим полотенцем до покраснения. После этого проводят ту же процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. Для старших и закаленных детей (только при наличии положительных эмоций) можно постепенно повышать температуру горячей воды до 40-42 °С, а холодной - снизить до 4-6 °С. Для усиления действия воду можно заменить настоем трав, собрав предварительно аллергологический анамнез. Есть травы охлаждающего (мята) и разогревающего (тимьян, тысячелистник, пижма, сосновые и еловые иголки) действия. Следует взять 30 г сухой травы охлаждающего действия на 1 л горячей воды, настоять в течение 30 мин, профильтровать и охладить до 20-22 °С. Горячие настои готовят из 60 г сухих трав на 1 л кипятка. Настаивают, фильтруют и используют при температуре 38-40 °С.

Контрастный душ. Детям старшего возраста вместо контрастных ножных ванн можно рекомендовать контрастный душ, когда потоки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды: обливание горячей водой (40-50 °С) в течение 1 мин, затем в течение 10-20 с - холодной водой (с минимальной температурой 10-15 °С); такие обливания чередуют 5-10 раз. Спустя 3-4 дня длительность обливания менее теплой водой можно довести до 30 с, через 10-12 дней разницу в температуре воды нужно увеличить еще на 2-3 °С, и так постепенно, в течение 2,5-3 мес, разницу в температурах горячей (до 38 или 40 °С) и прохладной (до 20 или 18 °С) воды довести до 20 °С для дошкольников и до 15 °С для младших школьников. По окончании каждой процедуры кожу ребенка следует вытереть махровым полотенцем. К дошкольникам эту процедуру можно применять после проведения курсов менее сильных процедур (воздушных ванн, обтирания и др.). Контрастному душу могут предшествовать контрастные ножные ванны.

Интенсивные методы закаливания нельзя применять ко всем детям, их следует рекомендовать тем из них, у кого не нарушены механизмы терморегуляции и нет противопоказаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания ребенка, так как оно направлено не только на укрепление его здоровья, но и на обеспечение его гармоничного развития, его физической и нервно-психической составляющих. Сегодня приемы и методы физического воспитания достаточно разнообразны и позволяют подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом не только его возраста, но и его стартовых физических качеств, особенностей развития и уровня здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему:"Закаливание.Традиционные и нетрадиционные методы закаливания".

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья.При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины.Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из ...

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской

В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...