Проект: "Тропа здоровья"
проект

 Антонина Васильевна Вохминцева

Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tropa_zdorovya.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)3-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Проект

«Тропа здоровья»

для детей 3 – 7 лет

Разработали:

воспитатели высшей квалификационной категории группы №9:

Вохминцева Антонина Васильевна, Ермолаева Светлана Васильевна;

воспитатели первой квалификационной категории группы № 8:

Остапчук Ольга Викторовна, Кот Нэля Николаевна;

воспитатели первой квалификационной категории группы № 2:

Коваль Ольга Леонидовна, Жоголева Татьяна Викторовна;

инструктор по физической культуре высшей квалификационной      категории: Борк Татьяна Викторовна

 руководитель проекта: старший воспитатель высшей квалификационной категории: Федорова Наталья Анатольевна

2019 г.

Участники проекта: сотрудники МБДОУ, воспитанники всех возрастных групп, а также их родители (законные представители)

Срок реализации проекта: апрель – сентябрь

Тип проекта: практико-ориентированный

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: долгосрочный

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности этой проблемы.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Одним из приоритетных направлений в деятельности МБДОУ №1 «Сибирячок» является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2019г. в МДОУ №1 «Сибирячок» была организована "Тропа здоровья", в рамках реализации здоровьесберегающей  программы «Сибирячок – Здоровячок».

Цель проекта: Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

  • профилактика плоскостопия и нарушения осанки;
  • улучшить координацию движений;
  • улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
  • повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
  • улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
  • приобщить детей к здоровому образу жизни.

Гипотеза исследования:

Исходя из целей и задач, мы выводим следующую гипотезу.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.

Организация проекта

1 этап.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования.

3. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Администрацией ДОУ разработаны следующие документы:

 

  • Приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (Приложение 1).
  • Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (Приложение 2).

2 этап.

Организация исследования в рамках проекта.

  1. Сбор, анализ и систематизация информации:
  • Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность;
  • Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья»;
  • Подбор растений для цветника;
  • Привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

  • Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  • Распределение обязанностей внутри рабочей группы.
  • Разработка нормативно - правовых документов.
  • Определение режима функционирования «Тропы здоровья» (Приложение 3).

3. Практическая деятельность:

  • Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка;
  • Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой (приложение № 4);
  • Разбивка цветника.

Работа с родителями на этом этапе:

  • Проведение разметки «Тропы Здоровья»;
  • Изготовление, размещения оборудования в соответствие со схемой.

3 этап.

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья» (Приложение 5).

2. Выпуск презентации для родителей (Приложение 6).

3. Методические рекомендации для педагогов по использованию объектов тропы в работе с детьми (Приложение 7).

«Тропа здоровья» имеет разное покрытие: 

пробки;

сосновая кора;

шишки;

окатыш;

коврик колючий;

 кругляк;

 черенки.

         Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Создание «Тропы здоровья» позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли — не ниже 20ºС - 22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине августа. На протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.

«Тропа здоровья» расположена в центре территории детского сада рядом со спортивным участком. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут, так как он хорошо освещается солнцем. Дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:

- ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

- хождение босиком по траве;

- принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением    общеразвивающих упражнений;

- принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

- выполнение упражнений на осанку;

- выполнение закаливающего, точечного массажа.

         Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшая  по объему емкость для воды. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

        Детям предлагаются: сок и витаминизированный напиток, вода (10.10- 10.30). Напитками обеспечиваются дети всех групп. На «Тропе здоровья» используется различное оборудование. Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Учитывая, что в летний период воспитанники большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

 ходьба и бег по траве и песку;

 перекаты с пятки на носок;

 ходьба на внутреннем своде стопы;

 «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде);

 «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра). (Приложение 8)

          «Тропа здоровья» используется и в течение всего дня. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха», размещены полезные материалы для взрослых: «Плоскостопие», «Способы закаливания», «Упражнения для ног». (Приложение 9)

Заключение

Ежедневные занятия детей на «Тропе здоровья» позволили добиться следующих результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

В заключение хочется напомнить одно справедливое высказывание: «Здоровье – не все, все без здоровья – ничто».

Список используемой литературы:

 1. Захлебный А. Н. «На экологической тропе опыт экологического воспитания» - М.: Знание, 1986.

2. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя» - М.: Просвещение, 1984.

3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов» - Ростов: Феникс, 1996.

4. Ремизова Н. И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке».ж-л "Биология в школе" №6, 2000.

5. Бабенкова, Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой [Текст]/ Е.А. Бабенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет [Текст] / Е.А Бабенкова, О.М Федоровская.– М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Горькова, Л.Г., Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий [Текст] / Л.Г Горькова, Л.А. Обухова. – М., 2007.

8. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. «Экологическое образование (учебные тропы) - Сб. "общество и природа" МГУ, 1981.

9. Оберемок С.М. Лекции с курсов «Педагогическое проектирование».

10. интернет ресурс.


Нормативные документы

- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 «О введении в действие санитарно  эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03»)

- Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»

- Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 «Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми»

- «Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях» от 20.06.1986 № 11-22/6-20

- Методические рекомендации «Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях» от 29.10.1984 № 11-14/26-6

- «Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях» от 16.06.1980 № 11-49/6-29

- «Методические рекомендации по закаливанию детей» от 07.06.1979 № 290-м

        

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1

тел.(8-383-41) 3-70-34, е-mail: bsk du01@mail.ru

ПРИКАЗ

01.08.2019                                                                                                      № 83

Об организации функционирования «Тропы здоровья»

 В целях создания необходимых условий для проведения оздоровительной кампании в летний период в МБДОУ № 1 «Сибирячок» и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на «Тропе здоровья»:

- режим функционирования;

- сетку занятий;

- график работы специалистов;

- перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;

- график питьевого режима.

2. Заместителю  заведующего по АХЧ Делий Т.Е., старшему воспитателю Федоровой Н.А.  обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья».

3. Старшей медицинской сестре Митюк М.Д. обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья».

3.2. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья».

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования «Тропы здоровья».

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на «Тропе здоровья»  согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние  «Тропы здоровья»  – старшая  медицинская сестра  Митюк М.Д.;

6.2. За техническое состояние территории «Тропы здоровья»  –  старший воспитатель Федорова Н.А., инструктор по физической культуре Борк Т.В.

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

 

Заведующий МБДОУ № 1                                       А.С. Червякова

Приложение 2

Утверждаю

Заведующий МБДОУ № 1

___________ А.С. Червякова

«___» ___________20       г.

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на «Тропе здоровья»

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории «Тропы здоровья», должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

2. Требования безопасности перед выходом на «Тропу здоровья»

2.1. Старший воспитатель, инструктор по физической культуре обязаны:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию «Тропы здоровья», не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на «Тропе здоровья», надежность крепления.

3. Требования безопасности во время нахождения на «Тропе здоровья»

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Тропе здоровья», исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории «Тропы здоровья» в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории «Тропы здоровья»

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

 

Приложение 3

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время         

Мероприятие

Группа        

Ответственный

7.00–7.50        

Индивидуальная работа с детьми

Игры малой подвижности         

Все группы

Воспитатели

7.50–8.30        

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж        

Все группы

Инструктор по физической культуре, воспитатели,

медсестра

9.30–12.00        

Прогулка с повышенной двигательной активностью

Закаливающие процедуры

(хождение босиком, солнечные ванны) Развлечения, досуг

праздники (по плану)        

Все группы

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

15.15–15.30        

Гимнастика после сна        

Дыхательная гимнастика         

Все группы

Воспитатели

17.00–18.30        

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми.

Встречи с родителями        

Все группы

Воспитатели

Приложение 5

Сценарий открытия «Тропы здоровья»

Ведущий: Дорогие друзья, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о здоровье, о физкультуре. Сегодня у нас на празднике все здоровы? А все ли вы любите заниматься физкультурой? Замечательно!

Сегодня к нам в гости пришёл… доктор Айболит! Он приготовил для нас сюрприз! Но, чтобы он появился, ребята должны рассказать нам, что нужно делать, чтобы не болеть!

Ребёнок 1:

Мы в любое время года,

Даже в стужу и мороз,

Не закутываем шею

И не прячем в шарфик нос!

Ребенок 2:

Кто со спортом крепко дружен,

С физкультурою знаком,

Летом бегает по лужам

И по травке босиком!

Ребенок 3:

Чтобы не болеть ангиной,

И простуды не бояться,

Мы советуем вам спортом,

Физкультурой заниматься!

Ведущий: Молодцы ребята! А вот и наш гость! (Входит Доктор Айболит под музыку)

Айболит: Здравствуйте ребята! Это детский сад? А меня зовут Доктор Айболит! Читали про меня книжку?  Я пришел к вам не просто так! Слышал, что вы любите спорт и физкультуру! Так вот, чтоб вы были ещё здоровее, я приготовил для вас подарок! Это «Тропа здоровья»! На ней вы будете заниматься, ходить босиком по песку, травке, камням, земле, дереву! Будете закаляться! Но на эту тропу может ступить не каждый, а лишь подготовленный!

Ведущий: Доктор, а у нас ребята подготовленные! Ловкие и смелые, и зарядку каждый день делают! Правда, ребята?

Ребята: ДА!

Ведущий: Покажем, ребята, как мы умеем?!

(Делают зарядку под музыку – средняя группа).

Айболит: Какие вы молодцы! А какие вы ловкие, сильные, смелые, покажете?

Ребята: ДА!

Ведущий: Хорошо!  Проведем эстафету – «гонка мячей»!

(2 команды по 5 человек – старшая группа.  Передавать мяч над головой.)

Айболит: Молодцы!

Ведущий: Это ещё не все! Ребята из младшей группы покажут какие они ловкие!

(пока звучит музыка, дети бегают, затем встают на белые кружки).

Айболит: Ой, ой! Какие все умницы! Вот теперь вижу, вы ребята подготовленные! Вам можно ходить по тропе здоровья! Пойдемте за мной, я покажу её и проведу вас первый раз!

(Все идут за Айболитом, он останавливается возле ограды, показывает тропу, рассказывает о ней! Идут дальше за ним к арке).

Айболит: А теперь ребята из старшей группы, как самые взрослые и подготовленные, откроют эту тропу и пройдут по ней первыми! Ребята за мной!

(Идут по тропе за Айболитом, он говорит стишки про каждый

 материал).

Что за чудо?

Наши ножки оказались на дорожке.

На дорожке не простой,

А затейливой такой!

Дерево, мостик

Вот наш мостик деревянный!

Здесь пройдем мы очень ловко!

И кора для переправы

Вот хорошая сноровка!

Цветные пробки
Вот полянка перед нами

Вся усыпана цветами.

Мы не будем их срывать

Будем ножками ступать!

Трава

Травка шелковистая –

Солнышко лучистое! (руки ладошками вверх в стороны).

Шишки

Маленькими ножками мы пройдём по шишкам,

Как в лесу под ёлочками косолапый мишка.

Песок

Ну ка, встали на песочек –

Потянулись, на носочек!

Камень

Ну, а тут морское дно,

Манит очень нас оно.

Мы по камушкам пройдемся,

Будто в море окунемся!

Вода
Впереди нас ждет река -

Широка, не глубока,

Но не будем мы бояться,

Будем здесь мы закаляться!

Земля

Мы на землю встанем дружно,

Нам здоровье очень нужно!

Повернемся влево, вправо,

Вот хорошая забава!

Айболит:

Не надо бояться, что будут смеяться.

Закалку свою не бросай никогда!

Лишь тот, кто не плачет, добьется удачи.

Ничто не дается легко никогда!

Я очень доволен вами, а теперь пойду в другой детский сад. До свидания! Пользуйтесь тропой на здоровье! (Уходит).

Ведущий: Ну вот, ребята, наша тропа здоровья открыта! Давайте пройдем по ней, но только аккуратно! Берегите её, она такая полезная и красивая!

(под контролем ведущего и воспитателей групп проходят по тропе здоровья).

Приложение  6

Методические рекомендации для педагогов по использованию

«Тропы здоровья».

        Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить ее на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «Тропы здоровья».

         Пользоваться «Тропой здоровья» следует постепенно, по определенным режимам с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников. При недомогании повышенной температуре тела пользование «Тропой здоровья» не рекомендуется. Если во время закаливающей процедуры появились признаки острого недомогания, резкие боли, головокружение, тошнота, микротравмы на стопах или ушибы на других участках тела, например, при падении, необходимо процедуры прекратить и обратиться за помощью к медицинской сестре в медицинский пункт.

          При пользовании «Тропой здоровья» не рекомендуется отвлекаться, громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания другим лицам, принимающими эту процедуру. Во время выполнения этого вида закаливания следует соблюдать темп и продолжительность ходьбы.

          После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Для получения прочного и длительного оздоравливающего эффекта рекомендуется использовать «Тропу здоровья» не менее 3 –х раз в неделю в течение 3 –х месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить.

Приложение 7

Полезные советы для родителей

Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов. У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами.

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара. Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.

Закаливание водой.

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки. Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26— 28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

 Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Во время одевания на прогулку, нужно следить, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подборе подвижных игр с чередованием малоподвижных игр, проведении гимнастических упражнений, направленных на развитие двигательной активности, организованная трудовая деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организация сюжетно – ролевых игр, проведение индивидуальной работы с детьми с учетом возрастных особенностей).

После дневного сна проводить закаливающую гимнастику. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д…. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

«Дорожка Здоровья» представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврики для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Тропа здоровья"

Проект  экологической направленности....

Проект "Тропа здоровья"

Идея: Основными идеями организации "Тропы здоровья" являются:приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состоя...

Педагогический проект "Тропа здоровья" г.Михайловка 2014г.

"Тропа здоровья" включает  в себя объеты живой и неживой природы, позволяет  грганизовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболенваний в игровой форме....

Проект "Тропа здоровья"

Физическая культура в ДОУ...

проект "Тропа здоровья"

Применение проекта «Тропа здоровья» в процессе физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении....

Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Детско – родительский проект « Тропинки к здоровью»

проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....