Организация и проведение подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Астафьева Ольга Алексеевна

Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и  спортивные  упражнения.  Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей.

С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают   нравственные,волевыекачества:решительность,самостоятельность,смелость,выносливость

Подвижные игры и игровые упражнения организуются ежедневно в часы досуга и во время утренней и вечерней прогулок. Содержание и проведение игр нужно соотносить со временем года, состоянием погоды, местом проведения.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Используются именно лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе , разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры: Городки: ст.гр.- бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5-6 м) и полукона (2-3 м).подг гр.-выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит. Баскетбол: ст.гр.- перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой и левой рукой;забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди; игра по упрощенным правилам. подг.гр-забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч др. другу в движении. Вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы. Бадминтон: ст.гр- отбивание волана ракеткой в заданном направлении; игра с воспитателем. подг.гр.-правильно держать ракетку, ударять по валану, перебрасывать его в сторону партнёра без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола (настольный тенис).Футбол: отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; обведение мяча между и вокруг предметов; отбивание мяча о стенку; передача мяча ногой друг другу (3-5 м); игра по упрощённым правилам. Хоккей: подг.гр.-ведение шайбы клюшкой, умение забивать в ворота.

Спортивные упражнения: ст.гр.-скользящий переменный лыжный ход; подг.гр.-скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками; Катание на санках; скольжение по ледяным дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скольжение с невысокой горки. ст.гр.- Катание на двухколёсном велосипеде и самокате. подг.гр.-езда по кругу, змейкой. Очень важно создать для упражнений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему. Для некоторых игр (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В данное время спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.

Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколёсном велосипеде) педагог должен всё время принимать участие в них. К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения в ходе непрерывной образовательной деятельности по физкультуре. В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца. На прогулке проводятся 3 игры. Две более подвижные, третья - спокойная. Общая длительность игры составляет 8-10 минут.  Игра повторяется 4-5 раз в течении месяца. На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера. Большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, взмах флажком и т. д.) Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку.Детей в старшем возрасте интересует не только процесс игры, но и ее результат. Им хочется знать, кто был самым ловким, самым быстрым, метким и т. д. Поэтому в конце игры кратко подводится ее итог. Отмечаются успехи детей, называют удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, ловкость, а также указывают на нарушение правил и связанные с этим действием детей. Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, но желательно игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также хороводные.

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с  различным и  видами  спорта, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы –вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению.

Следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных  видов  движений. Например, детям, имеющим  плоскостопие,  не  следует  увлекаться  ездой  на  велосипеде,  детям  с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д. Так как дошкольники не способны регулировать величину физических  нагрузок,  не  умеют  самостоятельно  осваивать  физические  упражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь воспитателя в освоении   элементов  тактики  спортивных  упражнений,  игр.  Поэтому  педагог обязательно  должен  знать  технику  выполнения  упражнений  и  элементов  спортивных игр.

Очень большую роль в освоении детьми элементов спортивных игр и упражнений  играет  эмоциональный    настрой  педагога.  Если  необходимо показать  образец  умения  играть,  педагог  может  сам  вступать  в  игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.

Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в тѐплое  и  холодное    время  года  способствует  прочному  закреплению двигательных  навыков,  развитию  физических  качеств,  и  закаливанию организма.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение прогулок в доу.Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.

Пособие написано в помощь всем кто занимается воспитанием и развитием детей с 2-4 лет: воспитателям, молодым родителям, методистам. Материал оснащен высокохудожественными произведениями, народными игр...

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Консультация для педагогов  «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект организации и проведения ОД: ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста "Летний отдых"

Способствовать созданию в сюжетном рисунке детьми шестого года жизни образа летнего отдыха детей в парке и в лесу....

Конспект совместного проведения туристического похода прогулки с детьми старшего дошкольного возраста и родителями "Ура! Идем в поход"

Конспект совместного проведения туристического  похода прогулки с детьми старшего дошкольного возраста и родителями "Ура! Идем в поход"...

Сценарий проведения осенней туристской прогулки с детьми старшего дошкольного возраста, родителями и воспитателями

Цель:Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.Задачи:Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать вынос...