Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Осанка - это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Правильная осанка - это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.

Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают около 60-70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.

Выделяют внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Распространенность её среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорнодвигательного аппарата.

Под внешними причинами понимается организация жизни ребенка, предусматривающая неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Это - режим дня, допускающий гиподинамию; методы воспитания или обучения, приводящие к стрессу; мебель, не соответствующая росту и нагрузкам ребенка.

 В 90-95% случаев нарушение осанки является приобретенным, чаще всего встречается у детей астенического телосложения.

Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже могут сами характеризовать правильную осанку.

Уделяя большое внимание вопросу формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста, реализуем следующие задачи:

- обеспечение условий для формирования правильной осанки;

- развитие понятия – «правильная осанка»: как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

- систематическое закрепление навыка правильной осанки;

- повышение общей и силовой выносливости мышц туловища и уровня физической работоспособности.

- Профилактику нарушений осанки у дошкольников осуществляем на занятиях по физическому воспитанию, музыкальных занятиях; контролируем навыки правильной осанки в различных видах деятельности и отдыха. Во время занятий и приема пищи следим за правильной посадкой детей.

На физкультурных занятиях используем принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц. Следим за тем, чтобы упражнения выполнялись ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Кроме того, в повседневные занятия включаем дыхательные упражнения, ведущие к снижению физиологической нагрузки.

Проводим с воспитанниками гимнастические упражнения, которые делятся на:

 - Упражнения с предметами и без предметов;

- Активные – выполняемые ребенком самостоятельно;

 - Пассивно-активные

– выполняемые частично с помощью инструктора, частично самостоятельно;

- Упражнения в расслаблении

– выполняемые с максимальным снижением тонуса мускулатуры;

- Дыхательные

– упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла; при этом выделяются статические и динамические дыхательные упражнения;

- Общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины). Это упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.

Именно во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, а также упражнений на равновесие и координацию, происходит выработка и закрепление навыка правильной осанки, сохраняется правильное положение тела, укрепляются мышцы ног, рук, спины, живота, шеи.

 Особое внимание мы уделяем корригирующим упражнениям – это специальные гимнастические упражнения, направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, коррекцию осанки и стоп. Широко используем игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки. Таким образом, мы используем в своей работе: 1) упражнения на координацию и равновесие;

2) упражнения прикладного характера – в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания);

- 3) спортивные виды физических упражнений – элементы спортивных игр, велосипед, лыжи и др.

4) подвижные игры – они занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия.

Приведем несколько примеров самых простых упражнений.

Упражнения у стены. Попросите ребенка стать спиной к стене и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь. Пусть ребенок, не меняя этого положения:

1. сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;

2. присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

3. стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

4. поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Упражнения с предметами. Для их выполнения потребуются небольшой мешочек, наполненный солью или песком, весом 200—300 граммов. Стоя у стены, мешочек на голове:

1. пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

2. отойдя от стены, но сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть «по-турецки», встать на колени и вернуться в исходное положение;

3. встать на скамеечку и сойти с нее (15—20 раз).

Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

- 1. Встать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

2. Положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове

3. Постоять на гимнастической доске с мешочком на голове. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса. Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости. Встать прямо, ноги врозь:

1. Положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга;

2. сцепить кисти за спиной — правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

3. Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток: - наклониться вправо и влево; - повернуться в одну, затем в другую сторону; - перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Не забываем и про работу с родителями. Даем им рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время; обеспечить детям полноценное питание; чередовать подвижные игры и спокойную деятельность.

Привычка гордо держать голову, правильно сидеть и стоять, регулярно заниматься физическими упражнениями не только соответствует этическим нормам, но и сохраняет ребенку здоровье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Осанка - это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Правильная осанка - это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.

Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают около 60-70% детей. Эти величины вызывают особую озабоченность с учетом неблагоприятного влияния нарушенной осанки на работу всех органов и систем растущего организма.

Выделяют внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Распространенность её среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью. Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорнодвигательного аппарата.

Под внешними причинами понимается организация жизни ребенка, предусматривающая неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Это - режим дня, допускающий гиподинамию; методы воспитания или обучения, приводящие к стрессу; мебель, не соответствующая росту и нагрузкам ребенка.

 В 90-95% случаев нарушение осанки является приобретенным, чаще всего встречается у детей астенического телосложения.

Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже могут сами характеризовать правильную осанку.

Уделяя большое внимание вопросу формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста, реализуем следующие задачи:

- обеспечение условий для формирования правильной осанки;

- развитие понятия – «правильная осанка»: как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

- систематическое закрепление навыка правильной осанки;

- повышение общей и силовой выносливости мышц туловища и уровня физической работоспособности.

- Профилактику нарушений осанки у дошкольников осуществляем на занятиях по физическому воспитанию, музыкальных занятиях; контролируем навыки правильной осанки в различных видах деятельности и отдыха. Во время занятий и приема пищи следим за правильной посадкой детей.

На физкультурных занятиях используем принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц. Следим за тем, чтобы упражнения выполнялись ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Кроме того, в повседневные занятия включаем дыхательные упражнения, ведущие к снижению физиологической нагрузки.

Проводим с воспитанниками гимнастические упражнения, которые делятся на:

 - Упражнения с предметами и без предметов;

- Активные – выполняемые ребенком самостоятельно;

 - Пассивно-активные

– выполняемые частично с помощью инструктора, частично самостоятельно;

- Упражнения в расслаблении

– выполняемые с максимальным снижением тонуса мускулатуры;

- Дыхательные

– упражнения с изменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла; при этом выделяются статические и динамические дыхательные упражнения;

- Общеразвивающие для определенных мышечных групп (мышц верхних конечностей, нижних конечностей, мышц брюшного пресса, спины). Это упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.

Именно во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, а также упражнений на равновесие и координацию, происходит выработка и закрепление навыка правильной осанки, сохраняется правильное положение тела, укрепляются мышцы ног, рук, спины, живота, шеи.

 Особое внимание мы уделяем корригирующим упражнениям – это специальные гимнастические упражнения, направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата, коррекцию осанки и стоп. Широко используем игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки. Таким образом, мы используем в своей работе: 1) упражнения на координацию и равновесие;

2) упражнения прикладного характера – в основных двигательных действиях естественного типа (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания);

- 3) спортивные виды физических упражнений – элементы спортивных игр, велосипед, лыжи и др.

4) подвижные игры – они занимают особое место в физическом воспитании ребенка, комплексно воздействуя на организм, развивая двигательные навыки, обеспечивая высокую эмоциональную насыщенность занятия.

Приведем несколько примеров самых простых упражнений.

Упражнения у стены. Попросите ребенка стать спиной к стене и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь. Пусть ребенок, не меняя этого положения:

1. сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;

2. присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

3. стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

4. поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Упражнения с предметами. Для их выполнения потребуются небольшой мешочек, наполненный солью или песком, весом 200—300 граммов. Стоя у стены, мешочек на голове:

1. пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

2. отойдя от стены, но сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть «по-турецки», встать на колени и вернуться в исходное положение;

3. встать на скамеечку и сойти с нее (15—20 раз).

Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

- 1. Встать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

2. Положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове

3. Постоять на гимнастической доске с мешочком на голове. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса. Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости. Встать прямо, ноги врозь:

1. Положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга;

2. сцепить кисти за спиной — правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

3. Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток: - наклониться вправо и влево; - повернуться в одну, затем в другую сторону; - перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Не забываем и про работу с родителями. Даем им рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время; обеспечить детям полноценное питание; чередовать подвижные игры и спокойную деятельность.

Привычка гордо держать голову, правильно сидеть и стоять, регулярно заниматься физическими упражнениями не только соответствует этическим нормам, но и сохраняет ребенку здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто п...

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Консультация для  воспитателей  по  использованию  различных  методов по  профилактике нарушения осанки у  дошкольников...

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация содержит коррекционные упражнения по профилактике осанки....

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...