Картотека подвижных игр в помещении и на улице для детей.
картотека (подготовительная группа)

«ТУННЕЛЬ» (игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед, и принимает упор, лежа

согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом (по-пластунски, на

низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым.

Движение начинает третий участник и т.д.

Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за

ориентир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр в помещении и на улице для детей

подготовительной группы

«ТУННЕЛЬ» (игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед, и принимает упор, лежа

согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом (по-пластунски, на

низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым.

Движение начинает третий участник и т.д.

Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за

ориентир.

Вариант 1

Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение – упор лежа на согнутых

руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющих мячи.

По сигналу игроки отжимаются в упор лежа и, поднимая таз, принимают положение упора

согнувшись. Направляющий толчком двух рук перекатывает мяч по туннелю и ложится на пол.

Замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки

сгибают руки, ложатся в и.п. Эстафета заканчивается, когда направляющий вернется на свое

место.

Вариант 2

Те же условия, но и.п. – упор сидя сзади, а в момент проката мяча – упор лежа сзади.

«СБЕЙ ГРУШУ» (игра средней подвижности)

Цель: равновесие, броски мяча, метание.

Участники игры делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку,

поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу (d=15,25

см) и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по

очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, подсчитывается общее

количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш. Сбитым

считается тот игрок («груша»), в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»(игра малой подвижности)

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости,

способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики,

пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет –

правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки.

Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он

собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.).

Не разрешается брать предметы с пола руками.

Усложнение Правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

«ЭХО»(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение,

развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями,

навыки коллективной и слаженной деятельности.

Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение

(поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение,

стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок

называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои

имена.

«ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА» (игра средней подвижности)

Цель: передача мяча.

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на

противоположных сторонах круга, – по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по

кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из

игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают

игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание

Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч,

должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение

Мячи разной массы. Мячи разного размера. Количество мячей более двух.

«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение,

развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями,

навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть чтонибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например,

инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются

местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение,

развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями,

навыки коллективной и слаженной деятельности.

Вариант 1

Педагог предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может

показывать совершенно другие движения. Например, педагог говорит: «Руки в стороны!», в сам

поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в

любом другом построении.

Вариант 2

Дети выполняют то, что показывает педагог, а не то, что он говорит.

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

(игра средней подвижности)

Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч

У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с

мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По

команде «Ночь!» – замереть в той позе, в которой застала ночь.

Игра проводится 3-4 минуты.

«Воевода»

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произносят:

- Катится яблоко в круг хоровода,

- Кто его поднял, тот воевода…

Ребёнок, у которого в этот момент окажется мяч, – воевода. Он говорит:

- Я сегодня воевода.

- Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладёт мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь и беги, как конь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч.

Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

«Фигура»

Водящий, выбранный по считалке, стоит в середине зала. Дети под музыку выполняют различные

движения, а по сигналу: «Стоп! Раз, два, три! Стройная фигура, поскорей замри!» –

останавливаются.

Во время проговаривания водящим текста играющие принимают одну из заранее оговоренных

поз:

1. «Часовой» – ноги вместе, лопатки сблизить.

2. «Самолёт» – ноги врозь, наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны.

3. «Звёздочка» – стойка ноги врозь, руки за голову, локти в сторону.

4. «Балерина» – стоя на правой ноге, согнутую левую поставить стопой на колено правой, руки в

стороны.

5. «Египетский шаг» – носок левой ноги упирается в пятку правой на одной линии, голова гордо

поднята, руки – чуть в стороны.

Водящий идёт между играющими и указывает на детей, неправильно выполняющих свою стойку

или двигающихся. По ходу он старается рассмешить играющих.

«Почта»

По кругу раскладываются обручи – адреса доставки почты (названия населённых пунктов и

близлежащих городов). Каждый игрок получает адрес.

В центре стоит почтальон, в обручах – игроки-адресаты. Воспитатель объявляет: «Почта идёт из

Ростова-на-Дону в Петербург» (или какие-нибудь другие города). Игроки, чьи города названы,

должны быстро поменяться местами. Почтальон в это время стремится занять одно из свободных

мест. Если ему это удаётся, то оставшийся без места игрок становится почтальоном. Если

почтальону долго не удаётся занять свободное место, то воспитатель может объявить: «Почта идёт

во все города», тогда все дети меняются друг с другом местами.

«Скачет зайка»

По считалке выбирается зайка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу с закрытыми глазами. Зайка

внутри круга передвигается прыжками на двух ногах в противоположном направлении под

текстовое сопровождение (воспитателя или одного из детей):

Скачет зайка быстроногий,

Скачет зайка по дороге.

Раз, два, три, четыре, пять –

Сможет, кто его поймать?

Дети поднимают руки, делая воротца.

Зайка дотрагивается до одного из играющих и выпрыгивает из круга, продолжая прыжки за

кругом под текстовое сопровождение:

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки, догоняй-ка,

Эй, не зевай, зайку догоняй!

Играющие открывают глаза. По окончании чтения текста осаленный ребёнок старается догнать

зайку. Если ему это удаётся, то зайка водит снова; если же нет, становится сам зайкой, и игра

продолжается.

«Космонавты»

По площадке раскладываются обручи-ракеты. Каждая ракета предназначена для двух

космонавтов. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракете. Дети, проговаривая

текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полёту:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети поднимают его над

головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись, друг к другу спинами и затылками. По команде:

«Взлёт!» – космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!» –

космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся вне ракет дети оценивают

самую красивую парную позу космонавтов. В конце игры отмечаются самые внимательные

игроки, совершившие наибольшее число полётов.

«Зайцы в огороде»

По считалке выбирается сторож, который охраняет огород – обозначенный круг диаметром 3-4

метра. Все остальные-зайцы – находятся за кругом. По команде воспитателя зайцы впрыгивают в

огород и выпрыгивают из него. Сторож прыгает на месте. Если сторож долго не может поймать

всех зайцев, то он превращает осаленных в своих помощников-собачек, произнося слова: «Друзья

мои, вы не зевайте, ловить зайчишек помогайте». Превращенные в собачек зайцы перестают

прыгать и с лаем, помогаю салить остальных игроков. Победителем становится заяц, которого не

удалось поймать ни сторожу, ни собаке.

«Повар и котята»

По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли-сосиски. Повар

разгуливает внутри отмеченного пространства – кухни. Дети идут по кругу вокруг кухни и повара,

выполняя различные упражнения на формирование осанки, и произносят текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не даёт схватить сосиски.

С последними словами котята забегают в кухню, стремясь схватить сосиску. Повар пытается

осадить вбежавших игроков. Пойманный замирает в застигнутой позе. Игра продолжается до тех

пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Котята, пойманные поваром, должны

придумать название своей зафиксированной позы.

«Маяк»

По считалке выбирается ведущий – служитель маяка, у него три флажка разных цветов (красный,

жёлтый, зелёный).

Ведущий располагается в центре зала на возвышении. По всему залу расставлены подводные

камни (кубы, кегли).

Играющие – гребцы в лодках. Когда на маяке ведущий поднимает зелёный сигнал, лодки

спокойно движутся по периметру площади, на жёлтый сигнал – лодки огибают подводные камни,

стараясь не задеть их. Красный флаг – сигнал, по которому дети останавливаются и быстро

приседают. В конце игры отмечаются гребцы, не путавшие сигналы.

«Паук»

В игре принимают участие две команды по 4-5 человек. Каждая команда встаёт внутрь большого

обруча и поднимает его на уровень пояса или груди. Участники команды становятся единым

организмом – «пауком».

Две команды – два соревнующихся «паука» двигаются наперегонки от старта до финиша, согласуя

внутри каждого круга свои движения. Побеждает команда, быстрее пришедшая к финишу.

По окончании игры нужно попытаться определить, какое внутреннее состояние (настроение)

игроков помогло лучше согласовать их движения или, наоборот, препятствовало этому.

Картотека подвижных игр с мячом для детей 6-7 лет

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках

мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому

бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое

упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения

уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ « У КОГО МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Играющие ,образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные

плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу.

Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен

выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий

угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается

водящий, должен показать руки.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три — мяч скорей

бери!

Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить

разбегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого

запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играют втроем. Двое игроков располагаются друг против друга на расстоянии 3—4 м и

перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или

хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх,

вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ!»

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему

выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в

корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не

успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды:

«охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из

охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» – бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери,

находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники

ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается

количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую

функцию глаза.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки.

Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По

сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После

второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на

игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила.Правила:

перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную

координацию.

Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым мячом. Он

подбрасывает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок,

которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только

названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и

стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь.

Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если

водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова

кричит: «Стой!» — и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым

водящим, игра продолжается.

Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с

места.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход. Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного

из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав

имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя

которого называют.

Правила: слушать сигнал.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВЕДУЩЕМУ»

Цель. Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети объединяются в 2—3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4—5 м. В центре

каждого круга – ведущий с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим

игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда,

меньшее количество раз уронившая мяч.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВДОГОНКУ»

Цель. Развивать крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу.

Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам.

Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое

время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход. На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в

колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них,

становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч,

возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается

к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий

бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый

водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две

колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если

играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и

может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ»

Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал,

тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в

колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей

команды на расстоянии 1,5 – 2м от нее.

По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает

обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем— третьему

и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч

передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда

быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал

мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.  (Рекомендации для педагогов и родителей)...

Картотека подвижных игр на прогулке в зимнее время для детей 3-4 года

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...

Картотека подвижных игр на тему: "Безопасность на улице" во 2 младшей группе

Картотека подвижных игр на тему:  "Безопасность на улице" во 2 младшей группе....

Картотека подвижных игр в помещении и на улице для детей подготовительной группы

Картотека подвижных игр в помещении и на улице для детей подготовительной группы...