Комплекс кинезиологических упражнений, компенсирующих гиперактивность и дефицит внимания
статья (старшая, подготовительная группа)

Талызина Галина Евгеньевна

 

 

                                   Комплекс кинезиологических упражнений, компенсирующих гиперактивность и дефицит внимания

Одним из наиболее спорных психических расстройств на сегодняшний день является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СГДВ). Этот синдром чаще регистрируется у детей дошкольного возраста, а у взрослых проявляется в случае отсутствия терапии. Многие исследователи ставят под вопрос сам факт наличия подобного нарушения работы коры головного мозга. Другие ученые склоняются к присутствию органических и экологических предпосылок к формированию данного синдрома. У детей с рассматриваемым заболеванием отмечают утрату способности к концентрации внимания, неадекватную реакцию на окружающих, а также чрезмерную двигательную активность. В зависимости от типа СДВГ и возраста пациента клиническая картина может варьироваться. Поставить подобный диагноз можно только при возникновении проявлений в различных условиях, например, при посещении малышами детского сада или школы, поскольку важна смена обстановки. Возможны также задержка в развитии и проблема с социализацией.

 

 

Борьба с недугом сводится к коррекции поведения. Применяются как немедикаментозные методы, так и лекарственные средства. У взрослых синдром дефицита внимания может проходить самостоятельно, а вот гиперактивность у детей школьного возраста в большинстве случаев требует лечения.

Основные симптомы недуга у детей

Чтобы бороться с заболеванием, важно знать его главные проявления. Они чаще возникают в возрасте 6-7 лет. Принято выделять несколько форм СДВГ у детей, которым присущи следующие симптомы:

  1. Преимущественно невнимательный вид патологии характеризуется клиническими признаками, связанными со снижением способности к концентрации. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на задании, он забывчив и чрезмерно мечтателен. Такой тип СДВГ наиболее заметен во время обучения в школе. Невнимательность препятствует качественному восприятию информации и способствует отставанию пациента во многих дисциплинах.
  2. Гиперактивно-импульсивная форма сопровождается дефицитом самоконтроля и излишней подвижностью. Такие дети бывают агрессивными, проявляют беспокойство и неспособны к длительному ожиданию. Зачастую пациенты склонны даже к деструктивному поведению и принимают участие в актах вандализма намного чаще, чем школьники без синдрома дефицита внимания. Гиперактивным ребенком трудно управлять, и зачастую с ним не справляются даже родители.
  3. Смешанный тип характеризуется сочетанием признаков. Малыши импульсивны, но рассеяны и неспособны сосредоточиться. В детском возрасте подобное поведение может восприниматься как вариант нормы, однако со временем клиническая картина усугубляется.
  4. Причины возникновения

    Поскольку в психологии мнения насчет существования такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности разделились, то и по поводу этиологии данного расстройства единой точки зрения нет. Некоторые ученые склоняются к вероятности органической основы нарушения, то есть считают, что для его возникновения необходимы изменения коры головного мозга. Другие исследователи утверждают, что СГДВ способно сформироваться только под воздействием повреждающих факторов, но при наличии генетической предрасположенности. Среди основных причин, провоцирующих проявление синдрома дефицита внимания, выделяют:

    1. Изменение физиологического строения и развития лобных долей коры головного мозга и более глубоко лежащих структур центральной нервной системы. Эти отделы активно участвуют в поведенческих реакциях, поэтому их патологии способны приводить к психическим расстройствам.
    2. Наследственность также предположительно влияет на возникновение синдрома гиперактивности. При наличии в семейном анамнезе пациента случаев выявления СДВГ риск его дальнейшего возникновения увеличивается в 5 раз. Медики связывают данную закономерность с мутациями генов, ответственных за транспорт и восприятие нейромедиатора дофамина.
    3. Тяжелая беременность, а также злоупотребление при вынашивании ребенка алкоголем, курением и сильнодействующими препаратами. Играет роль в патогенезе и иммунологическая несовместимость плода и матери. Это происходит при различии белковых структур. Однако недуг формируется не во всех случаях.
    4. Родовые травмы и биологические факторы, такие как постнатальные инфекции, способны негативно сказываться на строении и развитии коры головного мозга, повышая риск возникновения психических расстройств.

    Психологи склоняются к комплексному воздействию ряда повреждающих факторов. Есть мнение и по поводу значения экологических условий для формирования недуга, однако, как и в случае других причин, точных доказательств их важности на сегодняшний день нет.

  5. Синдром дефицита внимания и гиперактивности по патогенезу представляет собой расстройство, деформирующее нейроны, расположенные в лобной доле коры головного мозга. Именно с ее поражениями связаны многие нарушения когнитивных функций у детей и взрослых. Исследования, основанные на структурной визуализации центральной нервной системы, показали диффузные аномалии нейронов у пациентов с СДВГ. Существуют и данные об уменьшении объема мозжечка и полушарий головного мозга, причем показатели со временем не изменялись. Точно неизвестно, обусловлено это заболеванием или связано с приемом препаратов, назначаемых при терапии.

    При анализе данных, полученных в результате магнитно-резонансного исследования пациентов с синдромом дефицита внимания, была также выявлена меньшая активность передней поясной коры и дорсолатерального участка, ответственного за память. Именно указанные отделы отвечают за хранение старой информации при восприятии новых данных. Медики связывают эту специфику с отсутствием способности детей к обучению, а нарушение работы фронтальных отделов — со снижением концентрации внимания, которая является одним из основных проявлений синдрома гиперактивности.

     

    Диагностика

    Специфического метода, позволяющего подтвердить или опровергнуть предположение о наличии СДВГ у детей, не существует. Обследование направлено на выявление возможных органических причин срывов психики. Пациента осматривает невролог, который оценивает наличие расстройств работы нейронов, проявляющихся нарушениями координации движений, речи и мимики. Важно исключить поражение спинного и головного мозга, которые формируются внутриутробно или во время патологических родов, что возможно только при помощи магнитно-резонансной томографии. При отсутствии поражений ребенок направляется к психологу, который собирает подробный анамнез и наблюдает за манерами пациента. В редких случаях требуется осуществление электроэнцефалограммы, допплеровского исследования и специфических анализов крови.

  6. Немедикаментозные методы

    Важный этап в борьбе с СДВГ – психотерапия, а также выполнение специальной лечебной физкультуры (ЛФК). Используются различные дыхательные и речевые упражнения для коррекции психических нарушений и улучшения способности к контролю внимания. Заниматься можно как с врачом, так и в домашних условиях. Рассмотрим ниже комплекс кинесиологических упражнений, компенсирующих гиперактивность и дефицит внимания.

  1. Выпить воду (или имитировать).

 

  1. «Кнопки мозга»

Упражнение используется с целью профилактики утомляемости, улучшает кровоснабжение головного мозга.

Выполнение: одной ладошкой закрыть пупок, другой рукой большим пальцем и безымянным массажировать глубинные точки нижних оснований ключиц по направлению вправо и влево от груди.

В процессе выполнения данного упражнения полезно представить, что кисточка – продолжение носа и ею можно рисовать на потолке «бабочку восьмеркой» или скользить глазами по строке текста.

 

3.         «Крюки – Кука»

Первая фаза упражнения – 30 секунд.

Руки вытянуть вперёд, перекрестить ладошками друг к другу, пальцы заключить в замок, согнуть руки в локтях не разжимая пальцы и положить «замок» на грудь. Ноги перекрестить. Подбородок опустить на грудь, глаза прикрыть, кончик языка прижать к нёбу около передних верхних зубов. Предлагаем ребёнку подумать о том, что его больше всего беспокоит, о чём он переживает – выводим отрицательную, негативную информацию на уровень переосмысления и освобождения от неё.

Вторая фаза упражнения – 30 сек.

Ноги параллельны друг другу. Кончики пальцев соединены и представляют шатёр или домик, ладони не соприкасаются. Язык прижат к нёбу. Предлагаем ребёнку подумать о чём-либо позитивном, приятном, радостном.

 

  1. «Перекрёстный шаг» выполняется в сопровождении протяжного звука  М или проговаривания скороговорки, правила, стихотворения ит.д.

Предлагаем ребёнку согнутым правым локтём дотянуться до колена левой ноги, а потом наоборот. Стараться держать спину прямой. Не наклоняясь вперёд.

 

5.  Гомолатеральный шаг (шаг Буратино) выполняется в сопровождении счёта в слух  в унисон с шагами (шагать можно на месте). Делая шаг прямой не согнутой правой ногой и, одновременно поднимая правую прямую руку, затем тоже левыми ногой и рукой.

            Последовательность упражнений не меняется, продолжительность каждого упражнения не меньше минуты (1-3 мин.). комплекс упражнений выполняется ежедневно, минимум через день в течении трёх месяцев.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс кинесиологических упражнений, компенсирующих гиперактивность и дефицит внимания

  1. Выпить воду (или имитировать).

  1. «Кнопки мозга»

Упражнение используется с целью профилактики утомляемости, улучшает кровоснабжение головного мозга.

Выполнение: одной ладошкой закрыть пупок, другой рукой большим пальцем и безымянным массажировать глубинные точки нижних оснований ключиц по направлению вправо и влево от груди.

В процессе выполнения данного упражнения полезно представить, что кисточка – продолжение носа и ею можно рисовать на потолке «бабочку восьмеркой» или скользить глазами по строке текста.

3.         «Крюки – Кука»

Первая фаза упражнения – 30 секунд.

Руки вытянуть вперёд, перекрестить ладошками друг к другу, пальцы заключить в замок, согнуть руки в локтях не разжимая пальцы и положить «замок» на грудь. Ноги перекрестить. Подбородок опустить на грудь, глаза прикрыть, кончик языка прижать к нёбу около передних верхних зубов. Предлагаем ребёнку подумать о том, что его больше всего беспокоит, о чём он переживает – выводим отрицательную, негативную информацию на уровень переосмысления и освобождения от неё.

Вторая фаза упражнения – 30 сек.

Ноги параллельны друг другу. Кончики пальцев соединены и представляют шатёр или домик, ладони не соприкасаются. Язык прижат к нёбу. Предлагаем ребёнку подумать о чём-либо позитивном, приятном, радостном.

  1. «Перекрёстный шаг» выполняется в сопровождении протяжного звука  М или проговаривания скороговорки, правила, стихотворения ит.д.

Предлагаем ребёнку согнутым правым локтём дотянуться до колена левой ноги, а потом наоборот. Стараться держать спину прямой. Не наклоняясь вперёд.

5.  Гомолатеральный шаг (шаг Буратино) выполняется в сопровождении счёта в слух  в унисон с шагами (шагать можно на месте). Делая шаг прямой не согнутой правой ногой и, одновременно поднимая правую прямую руку, затем тоже левыми ногой и рукой.

        Последовательность упражнений не меняется, продолжительность каждого упражнения не меньше минуты (1-3 мин.). комплекс упражнений выполняется ежедневно, минимум через день в течении трёх месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс кинезиологических упражнений

Данный комплекс предназначен для развития у детей дошкольного  межполушарного взаимодействия. Эти упражнения способствуют развитию интеллектуальных способностей, может использоваться  как ра...

Комплекс кинезиологических упражнений

1.   «Колечко». 2. «Кулак—ребро—ладонь»....

Комплексы кинезиологических упражнений.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Термин "кинезиология" происходит от греческого слова kinesis - "движение", logos - "слово". КИНЕЗИОЛОГИЯ – универсальный метод развития ...

Комплекс кинезиологических упражнений

Комплекс кинезиологических упражнений...

Практико - ориентированное сообщение «Кинезиологические упражнения, которые позволяют «включить» произвольное внимание дошкольника»

Кинезиологические упражнения, которые позволяют «включить» произвольное внимание дошкольника...

КАРТОТЕКА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ.

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений....

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...