Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цветкова Татьяна  Николаевна

В материале приведена информация о здоровьесберегающих технологиях, направленных на решение одной из главных задач дошкольного образования-сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

 

В последнее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Нескончаемый поток постоянно меняющейся информации обрушивается сегодня на человека, вынуждает его в кратчайшие сроки самоопределяться, что приводит к стрессовым ситуациям и потере здоровья. Одной из многих человеческих способностей, способность к самоорганизации является, на наш взгляд, очень важной способностью для самостабилизации и внутреннего равновесия в современном мире.

Воспитание такой способности у подрастающего поколения-актуальная задача педагогики на современном этапе. Воспитание - это не принудительное введение ребенка к намеченным педагогом целям, а деятельность, направленная на то, чтобы «наводить ребенка на размышления, возбудить чувства, умственную и волевую деятельность, приучить его владеть и управлять собой» (П. Ф. Лесгафт) [3, c. 80].

Самоорганизация - это важнейшее субъектное свойство человека, выражающееся в его (индивидуума) взгляде на себе и системе его сознательных действий, направленных на достижение определенной цели, реализация которой требует самооценки, самосознания, самоубеждения, самоприказания, самопринуждения, а иногда и самоотказа.

Способность к самоорганизации помогает человеку более гибко, повышая приспособляемость, реагировать на непредсказуемые и постоянно меняющиеся условия (и влиять на них). Это же в полной мере можно отнести и к социальным явлениям современности.

Для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Отказ от авторитарной педагогики выдвигает на первый план личность ученика, удовлетворение его запросов, развитие его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований.

В человеке заложен высший параметр порядка, который концентрирует его творческий потенциал. Несоблюдение этих правил приводит к нарушению равновесия, что и произошло в настоящее время, когда на повестку дня поставлен вопрос о выживании человечества [4, c 175-178].

Поэтому образование и педагогика должны сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы, человек может действительно стать свободным и сознательным.

Но, « педагогика социализации» не ставила перед собой задачи развития у детей способности к самопознанию, самоопределению, а значит и самоорганизации, не изучала их как субъекта выбора - это не ее предмет. Педагогика «насилия» нанесла непоправимый ущерб здоровью подрастающего поколения [6, c. 6-8].

В последнее десятилетие статистика приводит страшные цифры детских заболеваний. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания. Растет заболеваемость среди дошкольников. Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка. Если рассматривать причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, то среди них специалисты выделяют:

- низкий уровень жизни;

-   социальные потрясения;

-   неблагоприятная экологическая обстановка в России;

-   ухудшение состояние здоровья матерей;

-   дефицит двигательной активности;

-   недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической активности;

-   безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-   неполноценное питание.

Следовательно, стадия модернизации активно вступила в системе дошкольного образования. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости.

Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.

Основная цель дошкольного образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразности. И.И. Брехман акцентировал внимание на определяющем значении формирования у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства [2, c 35-36].

Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий  по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений в детском саду это путь к здоровьесбержению.

Здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье (по концепции Федеральных государственных стандартов).

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения).

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей [4, c.3].

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину [5, c. 28-30].

Таким образом, здоровьесбережение в детском саду можно рассматривать как, перспективную систему современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе.

Образовательный процесс по приобщению детей к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы и профилактической работы медицинского блока, включает:

-   проведение дней здоровья,

-   занятия валеологического содержания,

-   досуги, викторины на оздоровительную тематику,

-   чтение художественной литературы,

-   знакомство детей с традициями и культурой русского народа, с родным городом,

-   с правилами безопасного поведения и т. д.

Так же, оно включает в себя систему профилактики различных заболеваний, коррекционную работу в специализированных группах, витаминопрофилактику, противоэпидемическое направление.

Большое значение отводится закаливающим мероприятиям, таким как воздушные процедуры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия, тонизирующая гимнастика, формирование осанки, хождение босиком, профилактика заболеваний дыхательных путей.

Обращение к инновационным технологиям, это использование тактильной дорожки, массажеров, ритмопластики, логоритмики, минуты релаксации.

Сбалансированный рацион ребенка является одним из обязательных условий развития и роста детского организма.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по вопросам здоровьесбережения ребенка предусматривает освещение ряда актуальных вопросов по профилактике заболеваний дыхательных путей, развитию общей и мелкой моторики, по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения.

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции.

В ходе работы с родителями необходимо обращаться к семейным традициям по здоровьесбержению и привитию культуры спорта в семье из поколения в поколение. Изучение семейных традиций включает такие темы как:

-   «семейный стол»;

-   «мы ходим в походы»;

-   «лыжные прогулки»;

-   «мы ходим в баню» и т. д.

Безусловно, это поможет в проведении праздников в ДОУ, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, родители поделятся своим опытом  по сохранению и продолжению семейных традиций.

Таким образом, деятельность по сохранению и улучшению здоровья детей занимает особое место в воспитательном процессе любого образовательного учреждения. Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, дети были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...