Картотека "Игры, которые лечат"
картотека

Федорова Оксана Андреевна

Профилактика плоскостопия

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

Упражнения на ощущение (правильная осанка)

Игры на формирование правильной осанки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_kotorye_lechat.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Федорова О. А.

Картотека «Игры, которые лечат»

Профилактика плоскостопия

«Гибкий носок»

Оборудование: 3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.

Подготовка: вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.

Ход игры:

Сидя лицом к воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.

На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать!» дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.

После чего дается команда «Разойдись!». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50 с), а затем по команде «По местам!» занимают свои места на скамейке у стены.

Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись!», дети бегают врассыпную по всей площадке.

Методические указания: в конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.

«Страус»

Оборудование: две гимнастические скамейки или доски длиной 3,5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-10 см, диаметром 1-1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.

Подготовка: по ширине зала на 1-1,5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.

Ход игры:

1 часть: Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк!» птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)

2 часть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк!» бегут домой.

Методические указания: следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.


«По следам»

Оборудование: две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150°. Две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15°. Три веревке по 4 м.

Подготовка: по длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.

Ход игры:

1 часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.

После команды «Разойдись!» дети начинают бегать по комнате и через 35-40 с беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (повторить 4 раза)

2 часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)

Методические указания: игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.

«Кто быстрее соберет коробку ногами?»

Оборудование: 2 коробки, разбросанные игрушки (небольшие мягкие игрушки, кубики и т.д.).

Ход игры:

Ребенок сидит на полу и опирается руками сзади. Слева находится пустая коробка, справа - куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По команде воспитателя дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Для каждого занятия выбирают 3-5 упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

«Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»

И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3. «Смеющийся сурок»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

4. «Обезьянки - непоседы»

И. п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. п.

5. «Резвые зайчата»

И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И. п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегаю к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох, расслабиться (вдох).

3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься, опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох, расслабиться (вдох).

4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох, расслабиться (вдох).

5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить

правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

6. Сделать 2-3 шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

7. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 с, вернуться в и.п.

Упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки.

Упражнения на ощущение (правильная осанка)

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

1. И. п. - стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. И. п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Игры по Галанову А.С.  (для детей 5-7 лет)

Игры на преодоление последствий общих бронхолегочных заболеваний (респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит)

«Золотая осень»

Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма, умения согласовывать свои действия с действиями играющих; формирование правильной осанки; улучшения функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее успокаивающее воздействие на весь организм ребенка.

Ход игры:

Дети стоят широким кругом. Воспитатель четко показывает движения и произносит слова, дети повторяют движения.

«Осенью клубятся большие тучи» (кругообразные движения руками перед телом),

«моросит дождик – кап-кап …» (потряхивание кистями рук).

«Всё реже показывается солнышко» (поднимание полусогнутых рук вверх), улыбка (изображение солнышка), сжимание и разведение пальцев рук (солнечные лучики).

«Опадают листья с деревьев» (поднимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистями)

«Шумит ветер в лесу», «шшш …» (глубокий вдох через нос; выдох – будто слышится шум ветра)

«На поля ложатся туманы» (поднимание рук плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и всё более низким наклоном – изобразить, как стелются туманы)

«Птицы собираются в стаи» (построение небольшими группами в колонну по одному (изображая караваны гусей), клиньями (как строятся журавлиные стаи), врассыпную (будто стайки чижей).

«Слышаться прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей» (подражание).

«Улетают птицы в тёплые края». (медленный бег, затем по сигналу остановка)

 «А в школе осенью уже занимаются первоклассники. Покажем, как они стройно, прямо ходят» (дети строятся в колонну по одному, ходят под счёт, под музыкальное сопровождение. При выполнении проверяется носовое дыхание, смыкание губ)

Вариант игры: на сигнал «Птицы собираются в стаи» выдвинуть нижнюю челюсть («клюв»).

«Едем в зоопарк»

Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Оборудование: обручи, стулья, мел.

Ход игры:

Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей» - обезьяны, зайка, гуси и т.д. Не занятые в ролях дети встают за ведущим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк». Приехав и прогуливаясь по «зоопарку», ведущий, походя к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

«Совушка - сова»

Цель: развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры:

Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперёд, взмахивая руками – «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «ууффф». Повторяют 2-3 раза.

Игры на формирование правильной осанки

«Мастер мяча»

Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Оборудование: мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры:

Ведущий раздаёт детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант 1.

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1.Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в поперечнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной рукой (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув её вперёд, и бросить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч правой рукой.

5. Ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч правой рукой. Побеждает тот, кто наберёт большее число очков.

Примечание: Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребёнком во время игры ошибке в игру вступает партнёр и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется – увеличивается количество бросков. Упражнения выполняются последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускаются по две попытки. За упражнение, правильно выполненное с первой попытки участник получает 2 очка, выполненное со второй попытки – 1 очко. Побеждает набравший большее число очков. Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети делали их правильно. После того как дети ознакомятся с заданиями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно выполнившие задания, получают жетоны. Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча».

«Живое кольцо»

Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Оборудование: длинная верёвка.

Ход игры:

Ведущий связывает концы верёвки и просит игроков встать вокруг и взять верёвку. Ведущий, объясняет, что у игроков получилось живое кольцо и теперь игроки должны выполнять задания. Игрок, выполнивший все задания правильно, побеждает.

Задания:

1. И. п. - встать лицом в круг, руки с верёвкой внизу. По команде инструктора руки с верёвкой поднять вверх, правую (левую) ногу оставить на носок назад - вдох; вернуться в и.п. - выдох. Повторить 4 раза.

2. И. п. то же. Перебирая руками верёвку, передавать её вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).

3. И. п. то же, руки вверху с верёвкой. На счёт 1-2 наклониться вперёд, положить верёвку на пол – выдох; вернуться в и. п. - выдох. Повторить 4-6 раз.

4. И. п. то же. Опустить верёвку вниз до уровня бёдер. По команде инструктора перешагнуть верёвку поочерёдно правой и левой ногой; встать (руки с верёвкой сзади). Так же, по команде перешагнуть правой и левой ногой назад. Повторить 4-6 раз.

5. И. п. – встать лицом в круг, руки внизу. По команде инструктора присесть, колени в сторону, руки с верёвкой вперёд вверх (вдох); вернуться в и. п. – выдох. Повторить 4-6 раз.

6. И. п. то же. Верёвка на полу. Встать на верёвку, руки на поясе. 6 прыжков на обеих ногах вправо, 6 - влево и снова 6 прыжков по верёвке вправо и влево (2-4 раза).

Инструктор и играющие отмечают детей, сделавших это упражнение чётко, красиво, с большим вниманием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Растения которые лечат"

Все о растениях, приносящих пользу в лечении человека...

Упражнения, которые лечат

Занятие для детей и взрослых, подготовлено по программе Л Латохиной...

"Сибирские ягоды которые лечат"

Лечебные свойства ягод....

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Игры которые лечат

Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...

Игры, которые лечат.

Дыхательная гимнастика....