СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
консультация (младшая группа)

Щербина Оксана Николаевна

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств человека. Взаимодействие это очень сложное, и начинается оно задолго до рождения ребенка, уже в конце 3-й недели беременности! Налаживанием правильного взаимодействия работы органов чувств занимаются специалисты по сенсорной интеграции. Многие родители возят детей на занятия по сенсорной интеграции в специализированные центры. Замечательно, если есть такая возможность! Однако, что же можно сделать дополнительно дома для развития сенсорной интеграции ребенка? Можно ли заниматься сенсорной интеграцией дома По Вашим наблюдениям за ребенком можно определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная. Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, – это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Понаблюдайте за своим малышом и запишите Ваши наблюдения. Выделяют 7 органов чувств: 1. глаза (зрение), 2. уши (слух), 3. язык (вкус), 4. нос (обоняние), 5. кожа (осязание), 6. вестибулярный аппарат (поддержание равновесия), 7. проприоцепция. Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребенку большой и разнообразный опыт ощущений. 1. Развиваем зрение: рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга, то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике. 2. Развиваем слух ребенка. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую. Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, то ему очень тяжело, так как он постоянно слышит множество звуков и никогда не может побыть в тишине. В этом случае несколько раз в день на 20-30 минут можно использовать беруши, чтобы уши ребенка отдохнули (лучше использовать силиконовые мягкие беруши, которые легко принимают форму уха). Внимание! Внутрь слухового прохода беруши засовывать нельзя, только в область наружного уха. 3. Развиваем вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель. Не отчаивайтесь, будьте последовательны и терпеливы. 4. Развиваем обоняние: учим ребенка распознавать различные запахи. Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др., Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Там баночки с 30 разными запахами и еще есть дополнительные наборы ароматов. Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что некоторые эфирные масла бодрят (например, апельсин, лимон, бергамот, а некоторые, наоборот, успокаивают (масло ромашки, лаванды). 5. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др., игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т. д., образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т. д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический… 6 и 7. Развиваем вестибулярный аппарат и проприоцепцию дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое. Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба из IKEA и другие приспособления (утяжеленное одеяло, пендолин, яйцо-мешок, канат и многое другое). Интересно, что вестибулярная система начинает формироваться у ребенка уже на 21-й день после зачатия! Все остальные органы чувств формируются значительно позже. Поэтому развитию вестибулярной системы ребенка нужно уделять особое внимание. Вестибулярная система накапливает опыт движения. В этом и состоит суть ее развития и созревания. Помните, во всех занятиях нужно обязательно наблюдать за состоянием и реакцией ребенка! Если у ребенка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом мы как бы приучаем ребенка к ранее неприятным для него ощущениям и учим его правильно реагировать на них. А если у ребенка пониженная чувствительность – то, наоборот, предоставляем ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx144.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ


https://sun9-58.userapi.com/impg/c857536/v857536755/14acff/_HVAak1nUwE.jpg?size=640x425&quality=96&sign=b21b7b451bf6cbca321118b6b77605b0&type=album

 Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств человека. Взаимодействие это очень сложное, и начинается оно задолго до рождения ребенка, уже в конце 3-й недели беременности!

Налаживанием правильного взаимодействия работы органов чувств занимаются специалисты по сенсорной интеграции. Многие родители возят детей на занятия по сенсорной интеграции в специализированные центры. Замечательно, если есть такая возможность!

Однако, что же можно сделать дополнительно дома для развития сенсорной интеграции ребенка?

Можно ли заниматься сенсорной интеграцией дома❓😉

По Вашим наблюдениям за ребенком можно определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная. Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, – это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Понаблюдайте за своим малышом и запишите Ваши наблюдения.

Выделяют 7 органов чувств:

  1. глаза (зрение),
  2. уши (слух),
  3. язык (вкус),
  4. нос (обоняние),
  5. кожа (осязание),
  6. вестибулярный аппарат (поддержание равновесия),
  7. проприоцепция.

Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребенку большой и разнообразный опыт ощущений.

📝1. Развиваем зрение: рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга, то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.

📝2. Развиваем слух ребенка. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.

Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, то ему очень тяжело, так как он постоянно слышит множество звуков и никогда не может побыть в тишине. В этом случае несколько раз в день на 20-30 минут можно использовать беруши, чтобы уши ребенка отдохнули (лучше использовать силиконовые мягкие беруши, которые легко принимают форму уха). Внимание! Внутрь слухового прохода беруши засовывать нельзя, только в область наружного уха.

📝3. Развиваем вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель. Не отчаивайтесь, будьте последовательны и терпеливы.
📝4. Развиваем обоняние: учим ребенка распознавать различные запахи. Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др., Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Там баночки с 30 разными запахами и еще есть дополнительные наборы ароматов. Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что некоторые эфирные масла бодрят (например, апельсин, лимон, бергамот, а некоторые, наоборот, успокаивают (масло ромашки, лаванды).

📝5. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др., игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т. д., образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т. д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический…

📝6 и 7. Развиваем вестибулярный аппарат и проприоцепцию дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба из IKEA и другие приспособления (утяжеленное одеяло, пендолин, яйцо-мешок, канат и многое другое).

Интересно, что вестибулярная система начинает формироваться у ребенка уже на 21-й день после зачатия! Все остальные органы чувств формируются значительно позже. Поэтому развитию вестибулярной системы ребенка нужно уделять особое внимание. Вестибулярная система накапливает опыт движения. В этом и состоит суть ее развития и созревания.

❗Помните, во всех занятиях нужно обязательно наблюдать за состоянием и реакцией ребенка! 

Если у ребенка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом мы как бы приучаем ребенка к ранее неприятным для него ощущениям и учим его правильно реагировать на них. А если у ребенка пониженная чувствительность – то, наоборот, предоставляем ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях (консультации для родителей)

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются игры. Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильн...

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях.(Консультация для родителей)

Консультация для родителей содержит ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный результат в развитии сенсорных способностей ребенка....

"Как правильно организовать физкультурные занятия в домашних условиях" консультация для родителей

Данный материал представлен для родителей. Здесь они смогут узнать, какие правила необходимо соблюдать при составлении комплекса физических упражнений для занятий физкультурой, что необходимо помнить ...

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях». (консультация для родителей)

Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания....

Музыкально-сенсорное развитие ребенка в домашних условиях - консультация для родителей

В материале консультации дается краткое представление о значении сенсорного развития дошкольников, выделяется роль слухового восприятия как элемента сенсорного развития, а также подчеркивается ценност...

Сенсорная интеграция в домашних условиях

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом. Известно, что все дети с аутизмом страдают от нарушений в сенсорной сфере ...

Семинар на тему: "Как заниматься сенсорной интеграцие в домашних условиях?"

Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом. Известно, что все дети с аутизмом страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность или...