Здоровьесберегающие технологии.
статья

Что такое технология - совокупность методов и инструментов  для достижения желаемого результата в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий, в широком глобальном смысле.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы, включает в себя набор определенных действий на каждом этапе, позволяя предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьезберегающие технологии.

Что такое технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий, в широком глобальном смысле. 

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы, включает в себя набор определенных действий на каждом этапе, позволяя предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • систематичность и регулярность применения технологий;
  • использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Так вот в физическом воспитании мы тоже используем различные технологии, техники, методы и способы работы. Они нам давно известны, но нам всегда хочется чего - то нового, новых знаний.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о здоровьесберегающих технологиях. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Инструктор по физическому воспитанию  не просто проводит занятия, но и знакомит, обучает и прививает  детям  хорошую привычку сохранять и укреплять своё здоровье.

И так что такое здоровье (в определении ВОЗ) – это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Основные составляющие этой системы:

  • Организация рационального двигательного режима воспитанников.
  • Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
  • Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

При использовании здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдать следующие принципы:

  • не навреди!
  • принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
  • соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в работе с детьми в ДОУ.

  • Дыхательная гимнастика. 

  • Общеукрепляющая гимнастика. 

  • Развитие мелкой моторики.

  • Упражнения для глаз 
  • Упражнения на фитболах.
  • Стрейчинг.
  • Йога.
  • Аэробика.
  • Логоритмика.
  • Пальчикова гимнастика.
  • Динамические паузы (физминутки).
  • Ритмопластика .

Поговорим о них более подробно:

Дыхательная гимнастика

Однин из самых популярных вид здоровьесберегающих технологий  - дыхательная гимнастика. Это  система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях с применением дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила.

- хорошо проветриваемая комната.

-  до приема пищи.

Так же данная гимнастика может проводиться самостоятельно, ежедневными и длительность комплекса 3-6 минут.

Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется специальная форма одежды.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Данная гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе ее выполнения дети производят активные и пассивные движения пальцами.

Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

          Длительность такой гимнастики 2-4 минуты. Главное правило выполнения упражнений состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы ребенка;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Длительность занятия по 30 минут. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Динамические паузы или физкультминутки.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.  

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длительность динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости детей. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Фитбол гимнастика

Область применения фитбола безгранична, его можно использовать в любом возрасте и на любые группы мышц, для лечения и для профилактики, для отдыха и для развлечения.

Правила фитбола:

1. Мяч подбирают по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.

2. Удобная одежда, не мешающая движениям.

3. Упражнения не должны причинять боль.

4. При выполнении упражнений не задерживать дыхание.

5. Начинать с простых упражнений постепенно переходя к более сложным.

6. Избегать быстрых и резких движений.

Обязательным условием для проведения упражнений является хорошее самочувствие и позитивное настроение ребенка.

Для занятий можно подобрать ритмичную музыку – таким образом, упражнения принесут ребенку еще больше радости.

Фитбол-гимнастика включает в себя: общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, упражнения на равновесие, игровые упражнения, упражнения на релаксацию, коррекционные упражнения.

Использование здоровьесберегающих технологий и создание разнообразной, не обычной, интересной  для ребенка игровой ситуации и развивающей среды способствует:

-увеличению уровня работоспособности и выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-более качественному формированию,  двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-повышению интереса к занятиям физической культурой;

-более эффективному обучению, которое проходит в комфортной и привычной для детей обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...