Статья: "Взаимодействие с семьей в летний период"
статья

Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная прогулка по парку.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Ведь именно воспитатели, зная особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям подобрать интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха.  Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного звёздного неба, завораживающие звуки морского прибоя и леса.  При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое  воспоминание детства.

Для решения этой задачи можно предложить родителям следующие темы и  задания во время отдыха с детьми:

  1. «Наблюдаем за живой и неживой природой».
  2. «Учимся замечать  прекрасное  в природе».  ( Организация фотосессии, выставка  рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа). 
  3. «Прогулка к цветникам».  (Составление букета в вазе и икебаны).
  4. «Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).
  5. «Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные  работы детей и родителей).
  6. «Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».
  7. «В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).
  8. «Подводный мир».  (Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).
  9. Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
  10. «Наш урожай».  ( Провести с ребёнком наблюдение за  сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).
  11. «Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе,

выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка, нахождение ЮГА и СЕВЕРА в лесу и т. д.).

  1. «Как я провел лето». ( Создание рукописной книги о летнем отдыхе).

В начале нового учебного года можно провести внутригрупповой конкурс «Как мы провели летние каникулы!», на котором будут предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги 
с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие творческие работы). Одно обязательное условие: о проведении конкурса необходимо объявить до начала летнего отдыха. Для наглядности нужно вывесить в родительском уголке  примерные темы домашнего задания на лето и предложить образцы работ. В этом случае у родителей будет больше времени,  возможностей  и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и  творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.  

Другой, не менее важной задачей, является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести  вред,  как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям  консультации на следующие темы:

  • «Как вести себя в лесу».
  •  «Собираем ягоды и грибы».
  • «Бережём нашу природу».
  • «Отдыхаем на даче».
  •  «Труд детей на природе летом».

Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную активную деятельность.  

       Ещё одна из важных задач – охрана  здоровья и жизни детей в летний период. Именно в это время года мы больше всего  проводим на улице и, несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:

  •  «Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни).
  •  «Ребёнок в городе, чего нельзя».
  •  «Соблюдение правил дорожного движения». 
  •  «С малышом на даче»  (какие опасности могут подстерегать на природе).
  •  «Как организовать летний отдых на море».
  •  «Правила поведения на воде».
  •  «Оказание первой медицинской помощи ребёнку».
  •  «Оказание первой помощи при укусе насекомых».
  •  «Приёмы закаливания».
  •  «Витамины на грядке».
  •  «Лекарственные растения».

       Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется  собрать в одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для родителей, рекомендации и полезные советы)  и выставить в родительском уголке.  Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.

   Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и восхищения  чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог донесет до родителей информацию, сколько  чувств  вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Но родители порой не подозревают, насколько познавательной для ребенка может быть даже обычная прогулка по парку.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходимо каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Ведь именно воспитатели, зная особенности каждого ребенка, в силах помочь его родителям подобрать интересную и полезную информацию, полезные занятия и рекомендации на летний период. Воспитателям важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезно, при этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха.  Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом: сверкание росы под утренним солнцем, краски вечернего заката, загадочность ночного звёздного неба, завораживающие звуки морского прибоя и леса.  При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое  воспоминание детства.

Для решения этой задачи можно предложить родителям следующие темы и  задания во время отдыха с детьми:

  • «Наблюдаем за живой и неживой природой».
  • «Учимся замечать  прекрасное  в природе».  ( Организация фотосессии, выставка  рисунков с подбором к ним строчек из стихотворения или рассказа). 
  • «Прогулка к цветникам».  (Составление букета в вазе и икебаны).
  • «Лекарственные растения на грядке». (Рисунки растений, составление к ним описательных рассказов и подбор загадок).
  • «Лето – лучший период для творчества» (Живопись, рисунки летних пейзажей, сочинение рассказов и стихов и другие творческие совместные  работы детей и родителей).
  • «Узоры на мокром песке», «Песочные фигуры».
  • «В гости к маленьким друзьям». (Провести наблюдение за муравьями и другими насекомыми, а затем изготовить совместно с ребенком книгу с рисунками об их жизни).
  • «Подводный мир».  (Наблюдение на рыбалке за рыбами и водными жителями, на море – за медузами, ракушками, морскими звездами и т. д.).
  • Чтение детям рассказов о природе В. Бианки, М. Пришвина и др. авторов (найти описанное в природе и отразить содержание рассказа и наблюдений в рисунках).
  • «Наш урожай».  ( Провести с ребёнком наблюдение за  сельскохозяйственным трудом, поучаствовать в нём с ребёнком, а результаты отразить в лепке, аппликации, конструировании из бумаги).
  • «Эксперименты и исследования летом». (Наблюдение за созвездиями на ночном небе,

выращивание овощей на даче или цветов на клумбе, измерение тени взрослого и ребёнка, нахождение ЮГА и СЕВЕРА в лесу и т. д.).

  • «Как я провел лето». ( Создание рукописной книги о летнем отдыхе).

В начале нового учебного года можно провести внутригрупповой конкурс «Как мы провели летние каникулы!», на котором будут предоставлены совместные работы детей и родителей (рисунки, фотогазеты, фотоальбомы, самодельные книги 
с наблюдениями, рассказами или стихами собственного сочинения и другие творческие работы). Одно обязательное условие: о проведении конкурса необходимо объявить до начала летнего отдыха. Для наглядности нужно вывесить в родительском уголке  примерные темы домашнего задания на лето и предложить образцы работ. В этом случае у родителей будет больше времени,  возможностей  и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и  творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.  

Другой, не менее важной задачей, является воспитание экологической культуры. Летняя природа привлекает детей, но незнание правил поведения может нанести  вред,  как ребёнку, так и природе. Можно предложить родителям  консультации на следующие темы:

  • «Как вести себя в лесу».
  •  «Собираем ягоды и грибы».
  • «Бережём нашу природу».
  • «Отдыхаем на даче».
  •  «Труд детей на природе летом».

Нужно познакомить родителей с играми и опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды. Такие игры и опыты разнообразят отдых, сделают его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития ребёнка; повысят его самостоятельную активную деятельность.  

       Ещё одна из важных задач – охрана  здоровья и жизни детей в летний период. Именно в это время года мы больше всего  проводим на улице и, несмотря на чудесные дни, именно в этот период наши дети наиболее подвержены различным травмам и опасным ситуациям. Чтобы предотвратить несчастные случаи, для родителей необходимо провести консультации по охране жизнедеятельности и оказании первой помощи на следующие темы:

  •  «Встречаем лето» (о здоровье и охране жизни).
  •  «Ребёнок в городе, чего нельзя».
  •  «Соблюдение правил дорожного движения». 
  •  «С малышом на даче»  (какие опасности могут подстерегать на природе).
  •  «Как организовать летний отдых на море».
  •  «Правила поведения на воде».
  •  «Оказание первой медицинской помощи ребёнку».
  •  «Оказание первой помощи при укусе насекомых».
  •  «Приёмы закаливания».
  •  «Витамины на грядке».
  •  «Лекарственные растения».

       Всю необходимую информацию для родителей рекомендуется  собрать в одну папку под названием, например, «Летняя пора» (консультации для родителей, рекомендации и полезные советы)  и выставить в родительском уголке.  Родители в любой удобный для них момент смогут ознакомиться с её содержанием и извлечь интересную и полезную информацию.

   Главное в организации взаимодействия педагогов с родителями в этот период – пример собственного отношения воспитателя: удивления и восхищения  чудесами природы, искренней заинтересованности в гармоничном развитии детей, стремление побудить в них познавательный интерес и живую радость от общения с природой. От того, как педагог донесет до родителей информацию, сколько  чувств  вложит в свои слова и действия, зависит успех общения с родителями и успешное развитие ребёнка. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьями в летний период

Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО".

Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности....

Статья "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников"

laquo;Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.» Ребенок учится, беря пример с родителей. Но не стоит ...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи"

Данная статья описывает основные обязанности взаимодействия родителей с детским садом....

Методическая статья "Взаимодействие воспитателя и семьи"

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие ли...

Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьями в летний период"

{C}{C}Летом некоторые родители отправляются вместе со своими детьми за новыми впечатлениями в экзотические страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Лето...