Двигательная активность ребенка в детском саду. Логоритмическая гимнастика.
материал (старшая группа)

В связи с тем, что многие дети шестого года жизни имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, то можно считать необходимостью внесения в двигательный режим занятий по логоритмике. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность ребенка в детском саду.

Логоритмическая гимнастика

В связи с тем, многие дети шестого года жизни имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, то можно считать необходимостью внесения в двигательный режим занятий по логоритмике. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционный подходы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребенка.

В систематизации основных направлений логопедического и физического коррекционного - воспитательного процесса необходимо выделить две основные задачи.

Развитие, формирование и коррекция невербальных функций - координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентировки и др. На практике это достигается упражнениями на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), занятиями на ориентацию тела в пространстве, ритмическими и игровыми упражнениями, заданиями на импровизацию и др.

Коррекция дискоординации в движении рук ( в том числе и мелкой моторики рук), ног, развитие целенаправленных оптико - пространственных модуляций.

        Занятия следует проводить в игровой форме. В логоритмическую гимнастику необходимо включать разнообразные дыхательные гимнастики, игровые упражнения имитационного характера («змея», «киска сердится», «собачка злая», «аист», «лошадки»).

        Занятия по логоритмике носят комплексный характер. Они направлены на развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи, а также на развитие мелкой моторики рук, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словом и музыкой. Коррекционные упражнения  по развитию речи, предлагаемые в игровой форме, упражнения по развитию речи, предлагаемые в игровой форме, могут широко использоваться на физкультурных и музыкальных занятиях, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных  играх, , во время прогулок, а также на физкультурных праздниках и досугах. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, загадок способствуют формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. В самом тексте игры может быть заложено содержание разных двигательных действий.

        Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение.

Комплекс упражнений имитационного характера

«Ворона»

Дети бегают вокруг          Вот под елочкой зеленой

«елки» и кричат: «Кар-кар!»     Скачут весело вороны.

Дети бегают по залу,         Целый день день они летали

машут руками, обегают

различные препятствия.

Повороты туловища          И добычу добывали.

и головы в левую

и правую стороны.

Дети садятся                 Только к ночи умолкают        

на корточки и делают

наклоны  головой вперед,

назад, в стороны.

Дети сидят на карточках       И все вместе засыпают.  

и тихо повторяют:

«Кар - кар -кар!».

«Лошадки»

Дети делают подскоки,         Эй, лошадки, все за мной,  

изображая лошадок.              Поспешим на водопой.

Плавно разводят руки          Вот широкая река,

в сторону и наклоняются          В ней холодная вода.

вперед.                         Пейте!

Поочередно                  Хорошая водица.

притопывают то правой,          Потопаем копытцем.

то левой ногой.                  

Дети прыгают произвольно     Эй, лошадки, все за мной,

по всему залу, произнося         И поскачем все домой.

«и-го-го».

Упражнения с включением считалок, поговорок

Ходьба по скамейке            Чтоб до зайки нам дойти,

приставным шагом,               Надо мостик перейти.

спиной вперед,

перешагивая набивные мячи.

Подлезание под дугами         Здесь детишкам не пройти,

и другими препятствиями.

                                Тут придется проползти.

Ходьба по гимнасти-            Я, скамейка, как стрела,

ческим скамейкам вперед           Я пряма, длина, ровна.  

и назад, одна рука вперед,          Ты, моряк, быстрей пройди,    

другая за головой. Ходьба

скрестным шагом по скамейке,      Да смотри не упади!

руки за спиной (за головой).

ИП: упор стоя на коленях.        А котята спинку выгнут

Прогнуть спину, голову             И не слышно с места спрыгнут.

поднять, выполнить

кувырок вперед                    Перед тем, как прогуляться,

(инструктор страхует).              Начинают кувыркаться.

Упражнение развитие мелкой моторики рук

        Упражнения для развития мелкой моторики рук можно делать сидя или стоя за столом. Они могут использоваться в физкультминутках, на занятиях по логоритмической гимнастике и в других видах деятельности.

Сжимание и разжимание пальцев (по 10-20 раз). Возможны различные варианты выполнения задания: руки держать ладонями вверх, вниз, сжимать одновременно обе руки, правую и левую руки поочередно.

Вращать кистью правой руки в разные стороны (вправо и влево), повторить тоже левой рукой, вращать одновременно обе кисти вовнутрь и наружу. Все движения выполнять по 10 раз.

Выгибание и прогибание кистей рук (по 10-15 раз). Упражнение выполняется одновременно обеими кистями или поочередно правой и левой рукой.

Чередование прогибания и выгибания кистей рук.

«Пальчики здороваются». Подушечки пальцев правой (левой) руки соприкасаются с большим пальцем той же руки. Упражнение выполняется 10-15 раз поочередно каждой рукой, а затем двумя руками одновременно.

Сгибание и разгибание пальцев. Согнуть по очереди все пальцы правой руки, затем разогнуть их. То же самое проделать левой рукой.

«Ножницы». Развести (10 раз) пальцы правой руки в стороны, проделать то же левой рукой, затем двумя руками одновременно.

«Замок». Соединить ладони вмроделать по 10-20 раз следующие упражнения:

- с силой сдавить ладони;

- вращать «замок» вправо - влево;

- наклонять «замок» вправо - влево;

- вывернуть «замок» наружу (не расцепляя пальцев);

«Солнечные лучики». Руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы (5-10 раз).

«Фонарики». Вращение кистями рук (10-20 раз).

«Ручки отдыхают». Потряхивать расслабленными кистями рук. При этом держать руки вверх, затем - в стороны, согнув в локтях, кисти опущены в низ.

Свободное постукивание кистями по столу поочередно правой и левой рукой, затем обеими руками одновременно.

«Игра фортепиано».

Разведение пальцев врозь и сведение вместе.

«Футболисты». Забивать шарики одним, двумя или несколькими пальцами.

«Бегуны». Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по столу вперед и назад. Проделать то же левой рукой, двумя руками одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Режим ежедневной двигательной активности детей в детском саду

В виде таблицы представлена модель двигательного режима дошкольника в ДОО...

Консультация для воспитателей: «Двигательная активность ребенка в детском саду»

Среди множества факторов, влияющих на здоровье ребенка, работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – естественная потребность в движении, удовлетворение  которой яв...

Как повысить двигательную активность ребенка в детском саду и дома» (для педагогов и родителей)

в консультации раскрыты особенности стимулироания двигателной активности дошкольников не только в услоиях дтского сада, но и  в условиях семьи...