Опыт применения нейродинамического подхода в образовательной практики подготовки к школе ребенка с СДВГ.
методическая разработка (подготовительная группа)

Соколовская Мария Евгеньевна

: В статье рассматривается опыт применения нейродинамического подхода в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью при подготовке к школе, подобран комплекс действенных упражнений и игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neiropsihologiya_i_sdvg.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт подготовки к школе ребенка с СДВГ методом нейропсихологической коррекции.

Информация об авторе: Соколовская М.Е. педагог- психолог 1 квалификационной категории МКДОУ - д/с «Золотая рыбка», 630501,Новосибирская область, р.п. Краснообск 104-97, +79039325866, sokol-m77@inbox.ru

Список ключевых слов: Подготовка к школе, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, нейропсихологический подход.

Краткая аннотация: Невнимательные, непослушные, неугомонные, импульсивные дети, доставляющие взрослым огромное количество проблем и неприятностей. Таких детей называют гиперактивными, гиперкинетическими.

На сегодняшний день СДВГ очень распространенное неврологическое нарушение у детей. Сказано и написано о данном синдроме очень много. Мне бы хотелось остановится на этой проблеме по причине достаточно успешного применения мной метода нейропсихологической коррекции в работе с данным нарушением при подготовке к школе.

«Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.»
Т. П. Хризман

Актуальность.

СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки, тревожного и агрессивного поведения.

Нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности-вот основные признаки данного расстройства. Такие дети очень часто вызывают недовольство у окружающих их взрослых и даже детей.

Обычно поведение такого ребенка формируется в силу неправильного педагогического подхода окружающих взрослых: частые окрики, порицания, наказания, осмеяния, запреты и т. п. При неправильном воспитании, отсутствии своевременной коррекционной помощи специалистов, родителей у таких детей наблюдается раздражительность, агрессивность, озлобленность, нарушения коммуникации, дезадаптация, патологические наклонности.

Организация сопровождения такого ребенка предусматривает единство семьи и дошкольного учреждения в создании положительного эмоционального фона, атмосферу принятия его таким, какой он есть.

Нейропсихологический подход, реализуемый совместно с семьей воспитанника, способен решать проблему психолого-педагогической коррекции таких детей. Этот метод направлен на оказание помощи детям дошкольного возраста с целью их успешной адаптации в социуме, своевременного приобщения к навыкам управления своим телом и эмоциями, речью, успешной подготовки к обучению в школе: овладению новым видом деятельности – учебной.

Нейропсихологические причины и клинические проявления гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания.

Специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования детей с СДВГ. Проводимые  исследования выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно – функциональной организации левого полушария,  незрелость системы коркового торможения и т.д. Особенно ранима по отношению к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания, опирающаяся на значительное число структур мозга, вносящих свой специфический вклад в обеспечение различных аспектов внимания. У детей с СДВГ формирование мозговой организации от правого полушария к левому происходит с девиациями и развитие “уходит в правый лоб”, что отражается в гиперактивности и импульсивности. Дело в том, что концентрацию внимания обеспечивают лобные отделы левого полушария, а правое полушарие ответственно за распределение внимания. Оно воспринимает не фигуру в центре внимания, а периферию, что в полной мере наблюдается у детей с СДВГ. Так же выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полушарий, базальных ганглиев и мозжечка. Данные нарушения приводят к задержке созревания функциональных систем мозга, ответственных за моторный контроль, внимание и саморегуляцию поведения. Для таких детей характерны не просто недостаточность в двигательной сфере, но и нарушения динамического и кинестетического праксиса, что подтверждают исследования.

Большинство исследований отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность (Ю.С.Шевченко, Н.Н.Заваденко и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с синдромом характерно чрезмерная болтливость, указывающая на недостаток развития внутренней речи, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса. Они двигаются даже во сне.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного задания на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны.

К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.

Наряду с основными характеристиками данного расстройства, отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитивных нарушений.

Принципы построения коррекционной, развивающей работы в нейропсихологическом подходе при подготовке к школе детей с СДВГ.

1. Основной принцип: коррекция  это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения, — зрительного восприятия, пространственных представлений, звуковосприятия и звуковоспроизведения, программирования и контроля, управления кинетическими и кинестетическими процессами и т.д.

2. Базовые системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. Для успешного обучения необходимо создать систему мотивов, интересов и потребностей, что обеспечивает последующее усвоение знаний.

3. Постепенное введение новых видов деятельности. Ребенку легче осуществлять знакомые и доступные ему виды деятельности. Осваивать новое умение ребенку с нарушениями развития нелегко. Поэтому вводить новые задания и игры нужно постепенно. Иногда ребенок некоторое время не приступает к выполнению задания (не включается в новую игру), а наблюдает за мной и только после нескольких занятий решается сам осуществить какое-либо действие с моей помощью.

Методика имеет 3 уровневую систему: (основана на трех функциональных блоках мозга по А.Р. Лурия)

Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирования базиса подкорково – корковых и межполушарных взаимодействий. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований. Работа со стволовыми и подкорковыми образованиями.

Первый функциональный блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Мозговые структуры этого блока развиваются на 75% внутриутробно и 25 % на 1году жизни. Отсюда рекомендации как можно более ранней работы с ребенком.

Для работы с этим блоком используются определенным образом построенный комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, расширение сенсомоторного репертуара (большой блок - глазодвигательных упражнений), формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень автоматизмов). Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга.

Идет развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, одно из основных – развитие пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства, формирование базиса для «квазипространственных» (логико- грамматических речевых конструкций). Развитие и коррекция мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память)

Ребенок существо «соматическое», поэтому упражнения идут «от тела» ребенка.
В этот блок включаются следующие упражнения – разнообразные виды ползаний, в определенной последовательности, с разным направлением, с присоединением дыхания, счета, движений языка и глаз.

Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов.

Методы направлены на формирования оптимального функционального статуса передних префронтальных отделов мозга (лобных). Это программирование, целеполагание и самоконтроль. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности. Идет развитие произвольного внимания. Для этого вводим ритуалы, правила игр, упражнения с заданиями.

Требования к применению предлагаемой коррекционной и абилитационной системы подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений I, 2, 3 уровней. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируется в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему.

Все упражнения проходят три стадии, что соответствует прохождению стадий онтогенеза: лежа, сидя, стоя.

Крайне важно то, что большая роль отводится работе с ребенком родителей. Идет обучение родителей коррекционным приемам (в этом году преимущественно дистанционно).  Необходимо установление партнерского контакта с родителями. Насколько активны и заинтересованы родители, настолько лучше идет развитие ребенка. Родитель становится одним из центральных участников коррекционного процесса.

Работу с детьми, которым невролог поставил диагноз СДВГ, я начинаю с нейропсихологической диагностики.  Таким образом я оцениваю степень несформированности той или иной психической функции, выявляю слабые и, что особенно важно, сохранные звенья психических функций, возможности компенсации дефекта.

Наиболее прогностически ценным в детской нейропсихологической диагностике является качественный анализ не отдельных психических процессов, а базисных «сквозных» механизмов высших психических функций (ВПФ), без которых невозможно как развитие отдельных функций, так и выстраивание их взаимосвязей.

Я провожу обследование ребенка, выясняю состояние психической сферы (характер развития и уровни функционирования психических процессов, соответствие развития психической сферы биологическому возрасту), какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, сильно, а какие — более слабо, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. При этом применяю как традиционные методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы наблюдения, включающие анализ деятельности ребенка и наблюдение за ним во время различных занятий.

На основании данных диагностики я индивидуально для каждого ребенка разрабатываю коррекционно-развивающие занятия.

В конце года провожу повторную диагностику. Как правило наблюдаю регресс дефектов в психической сфере детей. Дети начинают уверенно выполнять движения на координацию и равновесие, уменьшается импульсивность, отвлекаемость, активизируются познавательный мотив, обогащается словарный запас, практически исчезают пространственные ошибки, более четкой становится межполушарная организация функций. О регрессе дефектов в психической сфере наглядно свидетельствует следующая диаграмма.

 Общая характеристика упражнений, используемых в нейропсихологическом подходе.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Луриа, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина,

Л.С. Цветковой, А.В. Семенович доказали влияние телесности на уровень развития ВПФ, в том числе внимания, произвольности психических процессов. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь, как имперессивную, так и экспрессивную. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении речью, чтением, письмом, математическими знаниями.

Известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Вводные упражнения.

Эти упражнения оказывают активизирующее и «заземляющее» действие на организм, что очень необходимо для гиперактивных детей. Это прежде всего ходьба босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям, по возможности естественного, природного происхождения. Разнообразная ходьба дает возможность проработать пространственные представления ребенка. Идет развитие тактильного восприятия, чувства ритма, подключение ходьбы с заданием оказывает развитие на произвольную саморегуляцию и самоконтроль.

Кроме ходьбы я добавляю упражнения на балансировочной доске (стимуляция мозжечковой деятельности), упражнения с мячами, с тактильными мешочками, с гимнастическими палками, фитболами. Упражнения улучшают интеграцию и синхронизацию обоих полушарий мозга, а также интеграцию и разрешение вестибулярных, зрительных, аудиологических, кинестетических и тактильных функций.

Дыхательные упражнения.

Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Одна из важнейших целей – формирование базовой составляющей произвольной саморегуляции. Они улучшают ритмику организма. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, поэтому они очень эффективны для коррекции детей с синдромом - дефицита внимания и гиперактивностью. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, игра «катаем игрушку на животе», игра «надуваем шар»). Известно, что задержка дыхания и «невесомость» (например, прыжки на батуте, катание на качелях) активизируют работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки.  Релаксация.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач психомоторной коррекции. Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Они нормализуют гипертонус мышц. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактавного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Я использую на своих занятиях приемы детской Йоги. Это одновременно и игра, и сказочное путешествие. Дети, которых очень трудно успокоить, даже не замечают, как они в течении достаточного длительного времени лежат или стоят в определенной асане.

Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т.д.), что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область — черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующих мышление, речь и поведение.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. Телесные упражнения. Ползания. Движение пальцев.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезиии мышечные зажимы. Многие упражнения из предыдущих, тоже можно отнести к телесным упражнениям. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.  Неподвижный ребенок не обучается! В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела, развитие межполушарных связей.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглием лимбической системы и мозжечком. Известно, что занятия музыкой стимулируют развитие математических способностей.

Таким образом, мелкая моторика теснейшим образом связана с интеллектуальным развитием ребенка, с развитием речи ребенка, с развитием третьего функционального блока мозга.

Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. (Упражнение «Сиамские близнецы»)

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности ( «Поводырь», «Паровозик», «Гусеница»)

Упражнения для развития произвольности.

К ним относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как хочешь» не требует программы. Оптимальными для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

Упражнения по визуализации.

Они способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Стимулирующие упражнения.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды самомассажей (массаж пальцев рук, массаж ушных раковин, массаж «волшебных точек»), также стимуляцию через разнообразные постукивания, похлопывания, обминания тела. К стимулирующим упражнениям относится также вводная ходьба.

Прикосновение к ребенку включают пространственную ориентацию, восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к нарушениям в развитии эмоциональной сферы и трудностям в обучении.

Структура занятия:

  1. 1 блок. Организационный момент.

Игровая мотивация детей. Ритуал начала занятия. Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки. Упражнение на развитие произвольного внимания. Вводная ходьба. Упражнение на балансировочной доске, игры с мячами, тактильными мешочками.

  1. 2 блок. Основная часть (обязательные упражнения)
  1. Дыхательных упражнений.  
  2. Глазодвигательные упражнения.
  3. Упражнения - растяжки.
  4. Упражнения двигательного репертуара. По
  5. Упражнения с предметом.
  6. Массаж и самомассаж.
  1. 3 блок. Игра с правилами. Стоп – упражнения. Настольные нейропсихологические игры.
  2. Итог занятия (релаксационные упражнения (рефлексия, обсуждение занятия)

При планировании занятий также использовался единый сюжет, в ходе которого реализуются все упражнения. Продолжительность каждой части занятия зависит от состояния детей, от общей направленности занятия, от этапа работы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Часть упражнений отрабатывается с родителями дома в форме подвижной игры.  

При комплексном подходе к решению проблем гиперактивного ребенка, уже через 2-3 недели родители и воспитатели начинают отмечать улучшение со стороны поведения ребенка, уменьшение импульсивности.

 Мониторинг нейропсихологической диагностики повторяю через 3 месяца. Обычно отмечается изменения нейродинамических показателей,  показателей произвольности, внимания и других ВПФ.

Конспект одного занятия.

Тема «Транспорт»

Цели:

  • Оптимизация тонуса мышц;
  • Развитие произвольности и самоконтроля;
  • Расширение поля зрения, улучшения восприятия;
  • Развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов;
  • Развитие произвольной регуляции;
  • Развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности;
  • Совершенствование психомоторных и речевых функций.

Структура занятия:

1 блок.  Приветствие. Беседа о видах транспорта. Маркировка левой руки браслетом.

Вводная ходьба

«Поезд»- ходьба по координационной лесенке, высоко поднимая колени ног, и проговаривая «Чух-чух»

«Самолет»- 7 степов поставлены в ряд по горизонтали, дети перешагивают с одного степа на другой, руки вытянуты в стороны, как крылья у самолета

«Машины»- перекатывание фитбола по заданной траектории.

«Диспетчер»- Перекидывание подушек и мячей друг другу в определенной последовательности. Дети стоят на балансире.

2 блок. Основная часть (обязательные упражнения)

  1. Дыхательных упражнений.

 «Вдох-выдох-Надуваем воздушный шар-для кругосветного путешествия».

Дети спиной ложатся на коврики, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч. Ведущий говорит :«Сейчас мы отправимся с вами в путешествие на удивительном транспортном средстве-на воздушном шаре. Но что бы наш шар поднялся в небо нам нужно его надуть. Сделаем вдох через нос, а выдох через открытый рот. Постарайтесь, чтобы на вдохе наш живот надувался, как шарик, а на выдохе сдувался.»  Упражнение выполняется 10 раз.

  1. Глазодвигательные упражнения.

«Следим глазами за игрушечной машиной».

Дети ложатся спиной на коврик, в правую руку берут маленькую машинку. Руку вытягивают перед собой. Ведущий говорит: «Представьте, что вы диспетчер и вам очень важно, чтобы машина оставалась в поле зрения. Перемещайте машину вправо-в середину, влево-в середину, вверх-в середину, вниз-в середину. Глаза должны безотрывно следовать траектории машины.» Упражнение выполняется 5 раз.

  1. Упражнения - растяжки.

«Фараон-шлагбаум»

Ребенок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены и не шевелятся. Ведущий говорит: «Мы будем играть в шлагбаум. Сейчас шлагбаум закрыт. Но вот подъехала машина. Шлагбаум надо открыть. Поднимите голову, не поднимая плеч. Машина проехала. Шлагбаум закрываем. Опускаем голову на пол, расслабляем шею.» Выполняем 6 раз.

  1. Упражнения двигательного репертуара

«Лодочка» Дети лежат на животе. Руки вытянуты вперед, параллельно друг другу. Ноги прямые. Дети поднимают прямые руки и ноги, прогибаются и качаются на животе вперед-назад. Выполняем 6 раз.

«Пароход» Дети ползут по-пластунски, на спине подушка –«груз»-надо груз довести до порта. Порт – коврик гимнастический.

  1.  Доползают дети до коврика , садятся на подушку. Делают упражнение на развитие межполушарных связей -«Фуникулёр». Вытягивают одну руку по диагонали вверх, а другую по диагонали вниз, затем произносят  «Ш-ш-ш» и руки сгибают в локтях, та что сверху кистью дотрагивается  плеча, а та что снизу кистью дотрагивается до подмышке , потом переносим кисти с плеча подмышку, а из подмышке на плечо и вытягиваем руки по диагонали одну вверх, другую вниз. Повторяем упражнение 10 раз.
  2. Упражнение -самомассаж.

 Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями.

  1. Упражнения с предметом.

«Едем на машине с фитболами»-Дети катают фитболы по заданной траектории.

«Накачиваем шины»-дети ставят мяч около ног, надавливают обеими руками на мяч, и произносят «Ш-ш-ш-ш».

«Ремонтируем мотор»-Дети стучат кулаками друг о друга, произносят: «Тук-тук-тук».

3блок. Игра. Стоп – упражнения.

Эстафета «Едем, летим, плывем»

4 блок. Итог занятия (релаксационные упражнения (рефлексия, обсуждение занятия, комментированные оценки)

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – С. 243-403.
  3. Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с
  4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2002.
  5. Семенович А.В.  Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М., 2002.

АНКЕТА АВТОРА

Дата отправки рукописи в редакцию

20.дек 2020

ФИО (полностью)

Соколовская Мария Евгеньевна

Название статьи

Опыт подготовки к школе ребенка с СДВГ методом

нейропсихологической коррекции.

Домашний индекс, адрес и телефон

630501, НСО р.п. Краснообск 104-97

Личный мобильный телефон

8-9039325866

Электронный адрес

sokol-m77@inbox.ru

Официальное название организации  (места работы с расшифровкой абривиатур)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

 учреждение-детский сад    " Золотая рыбка"

Адрес организации (почтовый)

НСО р.п. Краснообск 117

Должность

педагог-психолог

Ученая степень

 

Ученое звание

 

Паспорт (серия, номер, выдан)

Серия 5016
Номер 580945
Выдан ТП в Р.П. Краснообск ОУФМС России

по Новосибирской области в Новосибирском районе

540-046
Дата выдачи 01.10.2016

Дата рождения

04.04.1977

Страховое свидетельство (СНИЛС)

071-048-489-51

Название журнала в который отправлена статья

"Воспитатель ДОУ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая модифицированная дополнительная образовательная программа "Подготовка к школе"

Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы 1 год....

Консультация для родителей "Подготовка к школе ребенка аутиста"

Дошкольник переходит на другую ступень образования. Это важный момент не только для ребенка, но и для родителя. Практические советы помогут обеспечить комфортный переход к школьному обучению....

Подготовка к школе ребенка с РАС

Подготовка к школе ребенка с РАС...

Опыт применения технологии проектной деятельности в практике дополнительного образования дошкольников

Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это  инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в дополнительном образовании дошк...

Консультация для родителей "Подготовка к школе ребенка аутиста"

Дошкольник переходит на другую ступень образования. Это важный момент не только для ребенка, но и для родителя. Практические советы помогут обеспечить комфортный переход к школьному обучению....

Подготовка к школе ребенка с детским аутизмом

В статье обращается внимание на особое развитие ребенка с аутизмом и даны рекомендации родителям и педагогам по обучению ребенка с аутизмом....

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМОбобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомо...