Роль подвижных игр в детском саду
статья (подготовительная группа)

Белозерова Яна Ивановна

Игра это важный элемент жизни дошкольников. Они учатся жизни играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_v_detskom_sadu.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ.

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

БЕЛОЗЕРОВА Я.И.

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Детский сад 221""Радужный" , Россия, г.Краснодар

Дошкольный возраст - это начало формирования основных социальных, физических, морально-волевых, личностных качеств. В этом периоде закладывается, так называемая, база на всю жизнь. Поэтому, помимо того как  научить правильно держать ложку и сидеть за столом, вырезать, клеить или мастерить что-то из бумаги, мы должны научить детей общаться между собой, взаимодействовать. Но не просто сесть и поговорить в уголке на скамейке, а сделать это весело и задорно, и с пользой для здоровья.

К сожалению, мы живем в век технологий и нехватки времени. Родители утопают в работе, пробках, проблемах, а дети все больше погружаются в гаджеты и телевизор. И это очень печально, т.к. в любом возрасте двигательная активность это залог здоровья. Очень редко сейчас на площадках можно встретить мам, которые действительно играют с ребенком, лепят куличики, догоняют своих детей или хотя бы пинают с ними мяч. Большинство погружены в телефоны и планшеты. Да что уж говорить о мамах, дети в колясках не видят мир вокруг, т.к. их взор устремлен в телефон. Что ждет такое поколение?

Воспитание здорового и физически развитого поколения - вот цель работы воспитателей в детском саду, помимо  других занятий конечно же. Подвижные игры являются прекрасным элементом воздействия на детей. Они отвлекают от ненужных эмоций, с которыми порой ребенок не в силах справиться только в силу несовершенства нервной системы. (скачки роста и развития, когда ребенок не может контролировать свои эмоции и поступки)

Так давайте разберем для чего нужны в дошкольном учреждении подвижные игры?

Цель использования подвижных игр: снятие психо - эмоционального напряжения. Как только воспитатель увидел, что дети "заскучали" или начали ссориться, или просто не знают, чем заняться, тут же включаем режим подвижных игр. И это помимо того плана занятий на день,  который есть в каждой группе ДОУ. Воспитателю необходимо заинтересовать всех, пусть даже участвовать будет половина детей, остальные непременно будут наблюдать и внутри себя хотеть тоже поучаствовать. А через некоторое время даже тихие и скромные дети будут участвовать в процессе игры.

Задачи , которые заложены в использовании подвижных игр:

  1. Образовательная. В процессе игры дети учат новые движения (хлопки, подскоки, прыжки на одной ноге, бег спиной вперед. Малыши учатся имитировать движения и звуки), зачастую счёт, заучивают считалки и стихотворения для игр (у медведя во бору грибы-ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит). Непринужденно и весело проходит становление причинно-следственных связей. Т.е. ребенок начинает понимать, чтобы не попасться водящему (игра "Догонялки") ему надо быстро бегать, чтобы его не нашли (игра "Жмурки") ему надо хорошо спрятаться и сидеть тихонечко. Чтобы не выбыть из игры ("Три, тринадцать, тридцать три") ему надо правильно повторять движения, даже  если воспитатель намеренно путает движения.
  2. Воспитательная. В каждой группе есть дети "тихони" и как раз игра помогает им перебороть застенчивость и влиться в активные действия коллектива. В процессе игр дети учатся мгновенно реагировать на происходящие изменения и тут же "выдавать" нужное действие. В каждой игре происходит некое "изменение" привычных поведенческих действий на правильные. Т.е. некоторые дети привыкли дома или во дворе громко кричать во время игры, а мы их переучиваем и настраиваем на более тихое самовыражение. Или дети во дворе, играя в догонялки, бьют друг друга так, что искры из глаз сыплются, а мы им объясняем, что этого делать нельзя, что это больно и неприятно и показываем, как правильно надо делать. Так же детям в младшем дошкольном возрасте сложно делать то, что от них "требует" воспитатель, а в процессе игры дети начинают повторять все движения, пусть и по-своему и не всегда тогда, когда надо, но делают и это уже начало приобщения к общим действиям.
  3. Оздоровительная. Двигательная активность благоприятно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы. Организм ребенка напитывается кислородом, ткани и органы работают гораздо лучше, сердце тренируется, улучшается аппетит, укрепляется нервная система и все это еще и приносит радость ребенку. После таких активных игр дети, как правило, крепко спят.  А это и нужно устающим мамам и воспитателям)))

При постоянном использовании подвижных игр у детей повышается сопротивляемость к некоторым болезням, или дети их легче переносят.

Но важно помнить, что все подвижные игры должны проводиться под строгим наблюдением воспитателя и в безопасных условиях. Поэтому в ДОУ мы стараемся проводить игры на свежем воздухе или, если не позволяют погодные условия, в спортивном зале. Нужно учить детей избегать столкновения и удары, при падении правильно группироваться. Объяснять правило игры тоже нужно четко и нельзя менять ее правила. Можно немного усложнить действия, например в старших группах добавить к движениям подскоки или бег спиной вперед, а в младших и средних группах можно добавить имитацию повадок животных.

Так же важно помнить об утомляемости детей, т.е. нельзя проводить по три-четыре подвижных игры подряд. Для малышей и средних групп это 1 игра, продолжительностью 5-7 мин, для средних групп 7-10 мин, для старших и подготовительных групп 10-15 мин. После игры обязательно надо провести спокойные дыхательные упражнения, чтобы немного успокоить детей.  

Подвижные игры в старшей и подготовительной группе уже включают  в себя большую сюжетную часть, дети получают роли, изучают более усложненные движения. Проявляются чувство коллективизма-команды и воля к победе (соревновательный дух). В этом возрасте можно использовать игры с победителем и проигравшим. Дети должны учиться признавать горечь поражения и учиться бороться с негативными эмоциями. Это всего лишь игра. Воспитатель должен быть готов к слезам (надо найти подход к обиженным детям и успокоить их) и к перевозбужденным победителям, которые будут танцевать и кувыркаться от радости, проявляя так свои эмоции (надо объяснить, что ребенок имеет на это право, но не в обиду и унижение другим детям).

В любом возрасте можно использовать разные предметы для игр: мячи, кегли, мягкие кубики, обручи. Но самые веселые и эмоциональные все же игры под музыку. Музыкальное сопровождение задает темп и создает благоприятный фон. Об этом воспитатель должен позаботиться заранее.

Так же не стоит забывать и о режиме дня. Нельзя проводить подвижные игры высокой активности перед сном, их лучше использовать с утра или вечером. А перед сном можно провести игру с малой активностью, например "Съедобное - несъедобное", "Я садовником родился..."

Подводя итог хочу напомнить о том, что дети - это самое важное, что есть в жизни. И развивать их мы обязаны постоянно. А игра - это первое, самое простое, не требующее дополнительных усилий и вложений средство взаимодействия с ребенком. «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего здорового человека происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.

Первые учителя в игре это мамы и папы. И мы обязаны проговаривать с ними всю значимость этих действий. Как приятно, когда утром родители приводят детей в садик и говорят: "Спасибо! Вы напомнили нам наше беззаботное детство, когда мы играли в "Прятки", "Казаки-разбойники", прыгали в "Классики" и "Резиночки". Наш Петя (Вася/Коля/Маша) дома играл с нами в "Садовника" "Колечко-колечко", "Испорченный телефон" эти эмоции бесценны!"  Т.е. мы сохраняем семьи.

Список используемой литературы:

  1. Холодов Ж. К. , Кузнецов В. С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-12с.,
  2. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. ФГОС: Библиотека современного детского сада. - М.: Издательство "Сфера", 2016.- 6с.,
  3. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко. Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, -М., 1951


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в детском саду

Картотека игр поможет начинающим инструкторам по физической культуре разнообразить свои физкультурные занятия, как в зале, так и на улице....

Подвижные игры в детском саду.

Подвижные игры могут быть предложены детям, как воспитателями на прогулках, так и инструкторами по физическому воспитанию....

Подвижные игры в детском саду как универсальное средство развития физических способностей детей

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, разви...

Подвижные игры в детском саду

Движение - это жизнь. Маленькие дети очень много двигаются. и чтобы их движения не были хаотичными существуют подвижные игры. в данном материале представлены игры от 5 до 7 лет....

Актуальность подвижной игры в детском саду.

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из важнейших задач нашего детского сада. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразны...

Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием.

Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием. ...

Подвижные игры в детском саду и дома.

Описание игр для разных возрастов для педагогов и  родителей....