Здоровьесберегающие технологии в ДОУ "Закаливание дошкольников"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Горбунова Вера Викторовна

Одним из традиционных общепринятых методов профилактики и оздоровления является закаливание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse_voda-_sentyabr_2021god.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: «Закаливание дошкольников."

Одним из традиционных общепринятых методов профилактики и оздоровления является закаливание. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы - солнце, воздух и вода в сочетании с достаточным двигательным режимом. Соответственно, основные способы закаливания это:

- воздушные ванны;

- солнечные процедуры; 

- утренняя гимнастика;

- бодрящая гимнастика после дневного сна;

- точечный массаж;

- ходьба по массажным дорожкам после дневного сна босиком;

- мытье рук до локтя после дневного сна, умывание водой;

- полоскание ротовой полости.

Выбор средств и способов закаливания определяется педагогом  соответствующими условиями в дошкольном учреждении, состоянием здоровья и подготовленностью ребенка. Педагог комплексно применяет закаливающие процедуры в различных вариантах и сочетаниях. Закаливание осуществляется только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.

Организация закаливания может включать в

 себя следующие мероприятия:

  • для детей среднего возраста: влажное обтирание после утренней гимнастики, ходьба по мокрым дорожкам 1,5 минуты, игры на мокрых дорожках до 2 минут.
  • для детей старшего возраста: сухое растирание до утренней гимнастики или физкультурного занятия, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам до 4 минут, обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия, ходьба по мокрым дорожкам (вода 18°), обливание ног, погружение ног в воду.        

Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит воспитатель или инструктор по физической культуре. После зарядки в этой же форме дети проходят в умывальную комнату, где есть все необходимое для проведения процедуры обливания водой: поддон, резиновые коврики, ведро для воды, пластмассовый ковш, фланелевые дорожки по которым дети с мокрыми ногами идут в игровую комнату. Все это готовит младший воспитатель пока дети на зарядке. Ноги обливаются холодной водой и дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). Обливание ног холодной водой это уже более серьезное закаливание и у некоторых детей могут быть противопоказания. После этого дети завтракают, и далее день идет по режиму.

После занятий и прогулки проводится второй блок оздоравливающих процедур. Придя с улицы, дети моют руки. Затем усаживаются на ковер или стулья, и мы выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики Для этого мы изготовили, приобрели вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики. Затем, следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в постелях, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, после проходят по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры.

Дети делятся на две колонны. В специальных, промаркированных ведрах младший воспитатель готовит воду. Замеряет температуру. Конечная температура холодной воды 18 градусов, горячей - 40. На каждой дорожке 2 таза с холодной водой, а посередине с горячей. Дети по два человека, по сигналу воспитателя (удар в бубен) становятся в холодную воду (2-3 сек.), а затем по сигналу становятся в горячую воду (8-10 сек.), затем (2-3 сек.) в холодную и по фланелевым дорожкам проходят на ковер и двигаются пока все дети не пройдут по тазам.

Здесь тоже есть противопоказания для детей после болезни или отпуска. Они становятся в конце колонн, и когда по тазам пройдут все здоровые дети, помощник воспитателя уменьшает контраст температуры воды, добавляя в холодную воду горячей, в горячую чуть холодной. И затем проходят по тазам те, кому показан щадящий режим закаливания. Затем сразу же дети выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями. Они под музыку бегут змейкой, идут по канату, прыгают с «кочки» на «кочку», подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Эта пробежка очень нравится детям. Они с удовольствием бегут, у них поднимается настроение, они окончательно просыпаются. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по- турецки», и мы опять проводим комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, пальчиковой гимнастики.

Затем дети проходят в умывальную комнату, где умываются прохладной водой: смачивают шею, грудь, руки от плеча, а затем растираются насухо полотенцем. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихи, приговорки. Дети все это запоминают и с удовольствием проводят сеансы оздоровления дома, с родственниками, родителями, братьями и сестрами.

Вот эти воздушные ванны, которые получают дети, очень важны в закаливании. Температура воздуха контрастная: в спальне одна температура, в группе - другая, в коридоре - третья. Казалось бы разница незначительная, а эффект - огромный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...

презентация " Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников"

Презентация  " Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников"...

«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Забота  о  здоровье – это важный  труд  воспитателя. От жизнерадостности, бодрости  детей  зависит их  духовная  жизнь, мировоззрение, умственное  развитие...

"Здоровьесберегающие технологии и здоровье дошкольника"

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Формирование у родителей понимания и ...

"Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников"

В презентации представлены несколько видов здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольников старшего  возраста...