Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе
статья (старшая группа)

Озерова Наталья Владимировна

Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствует повышению уровня физической готовности детей к обучению в школе.В процессе подвижной игры происходит успешное развитие физических качеств, оздоровление, общее физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, всех компонентов физической готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Н.В. Озерова, К.Г.                воспитатель

                                                                  МБДОУ детский сад №88 г Белгород

   В ходе изучения и осмысления понятия – физическая готовность к обучению в школе, освещенного в работах А.А. Фадеева, который одним из первых исследователей сформулировавших идеи о том, что физическая готовность определяется морфо- логическим и функциональным развитием организма, и доказавшим, что если ребе- нок физически ослаблен, ему трудно сохранять осанку, сидя за партой, трудно рабо тать на уроке из за быстрой утомляемости, что для овладения письмом важно развитие мелких группы мышц [4, с.9]. Это подтверждается и государственными документами.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается, прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО заложено много точек соприкосновения.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа – само здание, где идет развитие образовательного и физического потенциала, базовой культуры личности.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования, одной из которых, очень важной является физиче- ское развитие.

Показатели слабой физической готовности детей к обучению в школе, задачи преемственных связей ДОУ и начального звена школы, заложенные в государственных документах.

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р) направлена на создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. Для этого необходима реализация комплекса мер, одна из которых – обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утверждённых приказом Минспорта Рос- сии от 08 июля 2014 года №575 так же ориентирует на повышение качества работы с детьми, т.к. к I ступени разработанных тестов относится возрастная группа от 6 до 8 лет.

Данный опыт актуален для решения задач, поставленных в ФГОС ДО и ФГОС НОО, в которых говорится о том, что необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и развития личности ребёнка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая, а так же обеспечения преемственных связей в образовании и единых стартовых возможностей для всех детей к обучению в школе.

Всё вышеперечисленное ориентирует педагогов на качественно новые формы деятельности при формировании физической готовности старших дошкольников к обучению в школе, в чём и убеждены авторы опыта.

Прекрасным средством   формирования физической готовности к обучению в школе являются подвижные игры. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка [3, с.67].

В опыте педагоги раскрывают роль преемственных связей со школой по организации подвижных игр, способствующих как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, культуры народа.

Проблема исследования физической готовности является значимой для педагогики и психологии. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) вели исследования в данной области, и раскрыли роль подвижной игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Выдающийся русский анатом, психолог и педагог П.Ф. Лесгафт создал оригинальную, не имеющую себе подобных во всей мировой педагогике, теорию физического образования и   воспитания   в   России.   Большое   место   в   ней   отводится подвижной игре. Многие идеи П.Ф. Лесгафта до настоящего времени не утратили своего значения.

По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, по- средством которого ребенок готовится к жизни». «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

В.Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры.

Работая над опытом, педагоги придерживались убеждения, что формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе через подвижные игры будет успешнее, если:

  • если игровая деятельность в образовательном процессе детского сада будет строиться с учётом программных задач начальной школы;
  • реализуемый комплекс мероприятий будет построен на основе решения конкретных проблемно-игровых ситуаций, направленных на развитие физических качеств с учётом психолого-педагогических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
  • формирование физической готовности будет обеспечиваться организацией занятий на положительном мотивационном и эмоциональном фоне активного совместного взаимодействия детей с учащимися начальной школы, педагогами, родителями и социальными партнёрами [1, с.35].

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует развитию других качеств, авторы опыта убеждены, что необходимо пристальное внимание всех педагогов, работающих с детьми, в том числе и преподавателей школы, и соблюдение при проведении подвижных игр, следующих правил:

  • Помоги, но не навреди.

  • Заинтересуй, но не настаивай.
  • Каждый ребенок индивидуален [2, с.38].

В ходе работы над опытом выработана система правильного отбора и руководства подвижными играми, чтобы они приобрели решающее значение в воспитании чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости, готовности к преодолению трудностей [5, с.22].

В своей работе педагоги опирались на концепцию глубокого смысла подвижных игр – их полноценную роль в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа [6, с.39].

В организации занятий «подвижные игры» педагоги опирались на принцип использования межпредметных связей – с природоведением (например, в таких вопросах, как гигиена, закаливание, требования к одежде, режим дня); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятия под музыку);

изобразительным искусством (красота движений, поз) и др. На занятиях необходимо учитывать интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности. В ходе работы над опытом автор использовала различные виды подвижных игр.

Включение преемственных связей ДОУ и начального звена школы по использованию в образовательном процессе системы подвижных игр, совместная физкультурно-спортивная деятельность способствовали повышению уровня физической готовности детей к обучению в школе.

В процессе подвижной игры происходит успешное развитие физических качеств, оздоровление, общее физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, всех компонентов физической готовности к школьному обучению.

Литература

  1. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе / под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  2. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры / М.ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 82 с.
  3. Татульян, О.В. Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме «Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего до- школьного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [#"justify">. Тимофеева Е.А.
  4. Багиев, Г.Л. Подвижные игры/ Г.Л. Багиев. – СПб.: Детство, 2010. – 204 с.
  5. Данилевский, Ю.А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств/ Ю.А.Данилевский. – Волгоград, 2010. – 114 с.
  6. Люкшинов, Н.М. Спортивные и подвижные игры/ Н.М.Люкшинов. – М.:Знание, 2010. – 128 с.