Проект «Быть здоровым-здорово»
проект

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovym_byt_zdorovo.docx67.26 КБ

Предварительный просмотр:

           Проект

«Быть здоровым-здорово»

                                                                    МБДОУ Д\С 44

                                                Воспитатели: Чевычелова О.В

Г.АЧИНСК

                                                Пояснительная записка

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проведенный опрос родителей показал, что 100% хотят видеть своих детей здоровыми; 92% - всесторонне развитыми, обладающими коммуникативными качествами.

Это привело нас к необходимости переосмысления работы с детьми в сфере физического воспитания, организации режима, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии

Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни средствами различных технологий.  
Анализ состояния здоровья наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний.

Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.

Большое значение имеет организация пространства в группе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны
       Цель проекта:  выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

. Оздоровительные задачи:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и

устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

-формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

-расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

-воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития

личности.

 Вид проекта:

-По продолжительности : долгосрочный

-По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

-По содержанию: социально-педагогический

-По характеру контактов: в рамках ДОУ.

-По количеству участников: фронтальный.

 Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

Работа с детьми  в проекте базируется на следующих педагогических принципах:
        1.Принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

2.Принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

3.Принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

4. Принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности.

5.Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».

6. Принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.

7. Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.
         Условия реализации проекта:

-Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

-Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

-Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения

-Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

-Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении

-Реализация различных форм систематической работы с родителями

Объекты проекта:

-воспитанники;

-Воспитатели;

-Родители детей,  посещающих ДОУ.

Реализация проекта рассчитана на 4 учебных года (2014-2017г.).

Основные  методы проекта.

-Познавательные игры

-Коммуникативные игры

         -Дидактические игры

         -С/р игры

-Занятия – загадки об удивительных тайнах и чудесах нашего организма;

- Работа детей в группах по решению проблемы;

- Наблюдения за детьми и с детьми, используем лупы; практические действия с цветными таблицами с изображением органов и частей тела;

-Совместное оформление ребенком, педагогом, родителями альбома «Я – чудо!».
         -Психогимнастика,

-Простейшие тренинги,

-Ролевые игры,

-Импровизации.
        -Экспериментирование

-Консультации

-Беседы

-Фотовыставки

-Загадки

-Чтение детской художественной литературы

-Конструирование

-Минуты тишины

-Музыкально-творческие игры

Основные разделы проекта.

1. Двигательная активность.

Огромное значение придаем  двигательной активности детей в течении дня. В настоящее время она составляет более 70% всего времени, которое ребенок проводит в детском саду. Активная двигательная деятельность детей состоит из следующих компонентов:

-утренняя гимнастика;

-двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз) ;

-физкультминутки;

-подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

-дифференцированные игры-упражнения;

-прогулки-походы в  парк ;

-гимнастика после дневного сна;

-самостоятельная двигательная деятельность;

-час двигательной активности;

-оздоровительные досуги и развлечения;

2.Закаливание

-закаливание воздухом:

-утренний прием на свежем воздухе;

-контрастные воздушные ванны;

-сон с доступом свежего воздуха;

-постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима;

-солнечные ванны.

-умывание в течение дня холодной водой;

-постепенное обучение полосканию рта прохладной водой;

-топтание по мокрым дорожкам;

-обливание стоп.

хождение босиком;

-сон без маечек;

3часть проекта : Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника

-биоэнергопластика

-элементы самомассажа;

-пальчиковая гимнастика;

-гимнастика для глаз по Базарному;

-дыхательная гимнастика по Стрельниковой;

-психогимнастика, релаксация, аутотренинг по Чистяковой;

-ароматерапия.

-коммуникативные танцы

-ритмопластика

-музыкотерапия

4часть проекта 

Специальные занятия – «Уроки здоровья»

Сочетая, двигательную активность с оздоровительными мероприятиями в группе создается комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.

 Предметом изучения, занятий при обучении детей основам валеологии является собственное тело ребенка. Дети получают научно обоснованные знания о своем организме: функциях, возрастных и половых особенностях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья. Представления об основах жизнедеятельности человека раскрываются при помощи элементарных опытов и экспериментов. «Уроки здоровья» проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная со второй младшей группы.

Разделы занятий

Разделы

Цель

1

«Я – человек»;

формирование представления о своем организме;

2

«Мое здоровье»;

развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью

3

«Мои органы зрения»;

закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение

4

«Мое дыхание»;

закрепление знаний об органах дыхания, обучение правилам, которые помогают предотвратить заболевания органов дыхания.

5

«Мои органы слуха»;

закрепление знаний об органе слуха, обучение правилам, которые помогают предотвратить заболевания органов слуха.

6

«Мой язык и зубки»;

формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.

8

«Внутренние органы»;

воспитание бережного отношения к своему организму, обучение правилам, которые помогают сохранить Внутренние органы здоровым

9

«Правила для жизни».

закрепление знаний и представлений об основных потребностях человека

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания

Взаимодействие с родителями:

1.Консультации по сохранению и укреплению здоровья, в родительском уголке в разделе «На здоровье!»:

-«Режим дня дошкольника»,

-« Научите ребенка правильно дышать»,

- «Способы закаливания»,

-«Здоровье и здоровый образ жизни»,

-« Физическое воспитание ребенка в семье»,

- «Прогулки – это важно».

2.Индивидуальные беседы на темы оздоровления организма детей и родителей.

3.Оформление выставок рисунков «Советы детям»

4.Фотовыставки

5.Развлечение

-« Если хочешь быть здоров» ,

-« Путешествие в Страну полезных продуктов»,

6. Праздник  « Секреты здоровья»,

7.Спортивный досуг « Мама, папа, я – спортивная семья»,

8. Викторина « Здоровый образ жизни».

9.Творческие выставки

-«Советы детям»,

- «Советы Доктора Айболита»,

- « О правильном питании». Рисунки использую в качестве наглядного пособия.

10 Мастер – класс по проведению утренней гимнастики с детьми и родителями

Ожидаемые результаты: .

-Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

- Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

-Совершенствование навыков самостоятельности;

-Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект дат использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления 

“Биоэнергопластика”

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшают внимание, память, мышление, оптимизируют психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствуют коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Коррегирующая гимнастика

Задачи:

-Общее укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

- Увеличение силовой выносливости мышц живота, рук, ног, длинных мышц спины при одновременной стабилизации позвоночника.

Воздействует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

Креативная гимнастика

Задачи:

-формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

- развивать мышление, воображение, находчивость,

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

-развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

Креативная гимнастика это:

Музыкально-творческие игры.

Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)

Специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Минуты тишины 

специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.

Коммуникативные танцы:

Это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.

Дети все разные и воспитываются в разных условиях. Поэтому есть дети активные и замкнутые, есть доброжелательные и конфликтные.

Используя коммуникативные танцы-игры, у детей развиваются такие музыкально-ритмические способности, как: чувство ритма, чувство музыкальной формы, музыкальная память, пластичность и выразительность движений, ориентация в пространстве. Хоть целью коммуникативных танцев-игр является невербальная коммуникация, происходит это посредством музыкально-ритмического движения.

Танец – это внутренний мир, отраженный в движении, и наряду с другими видами искусства, это самый естественный способ проявления своих чувств и эмоций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной деятельности детей и педагога, на уроках ритмики, на праздниках, в самостоятельной деятельности.

Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

Гимнастика для глаз

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

- регулярность проведения;

-постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

-сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора.

Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль».

Зрительная гимнастика:

проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

-благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

- гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

- гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

- основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

- для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.

- демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

- упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Самомассаж и массаж

Задачи: закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей.

Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей.

Минуты шалости 

Игры для поднятия настроения

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ.

В связи с этим перед нами встаёт задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.

Наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия.

«Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.

Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры

Игровой стретчинг

Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). Эти упражнения доступны всем. Растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Повышают эластичность связок, снижается способность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без труда использовать защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение.

Игровой стретчинг, упражнения которого, носят имитационный характер и

выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Ритмопластика

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощению. Основывается на методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся детей. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые в сюжетной игровой форме с музыкой.

Музыкотерапия

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:

-«Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;

-для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;

- для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Необходимо использовать не только пассивное слушание музыки, но и музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, музыкальные игры и обязательно элементы театрализации.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

Сказки - шумелки

Сказочки с различным шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения и фантазии, а также формируют навыки сотрудничества и взаимодействия.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки дружелюбного общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

7. Развиваются концентрация внимания и выдержка.

Улыбкотерапия

Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

 

Нормативно – правовое обеспечение проекта

8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд  - Сервис. 2001. – С. 43,72

9. Семейный кодекс Российской Федерации  (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 26.01.2011г.

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666

13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»   (СанПиН 2.4.1.2791-10) от 20.12.2010, №164

16. Устав и другие локальные акты ДОУ.

Игры и упражнения здоровьеформирующие и здоровьесберегающие

Игры и упражнения помогут детям получить знания о себе, своем теле , сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья.

Чтобы уши не болели

Цель: закрепление знаний об органе слуха, обучение правилам, которые помогают предотвратить заболевания органов слуха.

Материал: картинки с изображением определенных действий, которых следует избегать.

Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают как нужно ухаживать за своими ушами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы уши не болели.

Азбука настроения

Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.

Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг , недовольство и т, д.).

Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи настроение», «выбери героя» ( с определенным настроением), «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).

Чтобы глазки не болели

Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение.

Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение.

Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, которые нужно соблюдать , чтобы сохранить свое зрение.

Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?

Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.

Материал: муляжи продуктов питания , овощей, фруктов, тарелки.

Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.

Если ты заболел

Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.

Материал: картинки с изображением определенных действий.

Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.

Чтобы не заболеть…

Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Материал : сюжетные картинки.

Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.

Живое — неживое

Цель: формирование умения относить растения, животных, человека к живым существам.

Материал: предметные картинки .

Описание: дети разбиваются на 2 группы, предложить группам выбрать картинки (с изображением предметов или существ), которые отвечают на вопрос »кто» и «что».

Посылка от обезьянки

Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.

Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

Угадай по звуку

Цель: формирование представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: музыкальные инструменты.

Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.
— Что помогло вам услышать разные звуки?

Видим, слышим, ощущаем

Цель: закрепление представления об органах чувств.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: выбрать из предложенных картинок сначала , те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать.

Определи на запах

Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.

Материал: фрукты, тарелки с вареньем , ватные диски с парфюмерным ароматом.

Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.

Кто что делает?

Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.

Описание: предложить распределить слова по группам ( к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.

Хвастунишка

Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие воображения, речи.

Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: « Мои ручки маленькие , кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать…»

Правильные картинки ( как беречь своё сердце )

Цель: воспитание бережного отношения к своему организму, обучение правилам, которые помогают сохранить сердце здоровым.

Материал: картинки с изображением определенных действий, фишки красного и зеленого цветов.

Описание: предложить детям положить на картинки с изображением действий, которые помогают сохранить сердце здоровым, зеленую фишку, а наоборот — красную.

Лови, бросай, предметы гигиены называй

Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.

Материал: мяч.

Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают.

Витаминные перчатки

Цель: закрепление знания у детей о пользе витаминов и их значение для здоровья человека и продуктов в которых содержатся эти витамины.

Материалы: Перчатки с названием витаминов и картинки с ленточками, с изображением продуктов.

Описание: Предложить некоторым детям надеть витаминные перчатки, а остальным детям предложить надеть на перчатки те картинки с изображением продуктов в которых есть этот витамин.

На кого я похож

Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Материал: фотографии родителей , других близких родственников детей, призы.

Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.

Кто как на свет появился

Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.

Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.

Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

Садовник

Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.

Описание: дети встают в круг, в центре ведущий — садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.

Описание : дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.

Подбери одежду по временам года

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Материал: предметы одежды , используемые в разные времена года, 4 куклы.

Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.

Кому что нужно для жизни

Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе , пище, среде обитания.

Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.

Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.

Кто я?

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.

Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

Светофор здоровья

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.

Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.

Назови спортсмена

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Где спрятались витамины?

Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.

Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов( А, В, С); муляжи фруктов и овощей.

Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Почему заболели ребята?

Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).

Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий , объясняют свой выбор.

Назови правильно (медикаменты)

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».

Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты , объяснить свой выбор.

Выбери лекарственные растения

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».

Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.

Как нужно ухаживать за собой?

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Добрые слова

Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.

Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.

Составляем меню

Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Материал: игровая посуда, муляжи фруктов , овощей, продуктов питания.

Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.

Чтобы кожа была здоровой

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Картинки

Ребёнок облизывает ссадины, порезы.

Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

Что мы знаем о вещах? 

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ.

 

Упражнение «Фотоаппарат».

 

Группа детей садиться в полукруг. Один ребёнок «фотографирует» — запоминает внешний вид детей, их расположение. Затем ребёнок – «фотограф» выходит. Играющие пересаживаются или меняют внешний вид: прическу, детали одежды. «Фотограф» выясняет, что изменилось.

 

Упражнение «Слепые фотографы».

 

Трём «слепым фотографам» предлагается «сфотографировать» несколько предметов – запомнить их. Руками «фотографы» закрывают глаза. Воспитатель перемещает предметы.

 Задание: не открывая глаз, разложить три предмета так, как они лежали, и назвать их поочерёдно. Педагог обращает внимание наблюдающих на то, как «спорят» руки «слепых фотографов».

 

Упражнение «Как упали палочки?»

 

К столу вызываются 3-5 человек. Воспитатель бросает на стол несколько палочек.

 Задание: на счет «три» запомнить, как упали палочки. Затем прикрывает их листом бумаги. Сколько лежало палочек? Четыре? Возьмите четыре палочки и разложите их так же. Готово? Проверьте. Я поднимаю листок на счет «два». Исправляйте ошибки.

 

Упражнение «Видеоскоп».

 

По кругу идут одна за другой 2-3 картинки с несложным сюжетом с интервалом в 10 секунд. Картинки проходят 2-3 круга, откладывают в сторону.

 — Вспомните первую картинку. Кто расскажет, что запомнил? По команде вы должны вспомнить указанную картинку и думать о ней, вспоминать подробности.

 Команды воспитателя для переключения внутреннего видения детей должны даваться большими паузами. Глаза играющих должны быть открытыми.

 

Упражнение «Скульптуры».

 

Дети садятся по кругу парами: один – «скульптор», другой – «натурщик». «Скульпторы» садятся спиной к своим «натурщикам».

 По первому сигналу (хлопок) «натурщики» принимают определённую позу и придают соответствующее выражение своему лицу.

 По второму сигналу (стук) «скульптуры» поворачиваются к своим «натурщикам» и в течении 5 секунд рассматривают их. Затем по сигналу отворачиваются. «Натурщики» быстро изменяют позу. По команде «скульпторы» начинают «лепить» исходную позу и мимику своего «натурщика».

 

Упражнение «Разведчики».

 

Проводится по аналогии с предыдущим. Рекомендуется использовать книги: Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. Тактильная память: Гиппиус С. Гимнастика чувств.

 

Упражнение на воссоздание определенных цветов спектра.

 

Дать каждому ребенку три кусочка цветной бумаги или ткани красного, желтого, зеленого цветов.

 Задание детям: посмотреть поочередно на кусочки цветной ткани или бумаги и постараться с закрытыми глазами воображать и вспоминать данные цвета, как бы вновь видя их. Предложить детям рассказать о своих ощущениях.

 

Упражнение «Оживим картинку».

 

Один ребенок рассматривает картинку с несложным сюжетом (Осень. С деревьев облетает листва. Идет дождь. По улице идет девочка с зонтом, она подходит к лужице, в которой плещутся два веселых утенка. А вдалеке проезжает лошадь с повозкой сена и т.д.) Затем рассказывает всей группе детей содержание, но картину им не показывает.

 После окончания рассказа дети должны выстроить эту картинку, оживить ее. Постараться не только изобразить позы героев, но и оживить их помыслами.

 

Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»

 

Педагог предлагает детям для рассматривания картину любого жанра (пейзажного, бытового и т.д.)

 -Мы будем сегодня учиться представлять себя в другой обстановке. Рассмотрите картину. Затем с открытыми и закрытыми глазами представьте себя в этой картине.

 -Что происходит с вами во время путешествия?

 -Какие образы приходят вам в голову?

 -Где вы сейчас находитесь?

 -Что вы видите, слышите?

 -Вы путешествуйте одна (один)?

 -Есть ли кто-нибудь рядом с вами?

 -Разговаривайте вы с ним? О чем?

 -Что вы ощущаете, когда идете по этому полю, заросшему васильками и ромашками?

 -Что вам хочется сейчас сделать? Сорвать цветок или понюхать его?

 -Давайте полежим с вами вот на этой мягкой траве. Расскажите, что вы ощущаете?

 -Хочется ли вам уйти с этого места?

 -Кого бы вам хотели пригласить на эту полянку? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Быть здоровым здорово"

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни...

Проект Быть здоровым здорово

Проект для детей, способствующий здоровьесбережению подрастающего поколения...

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Проект "Быть здоровым - здорово"

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранен...

Проект "Быть здоровым - здорово"

Одной из приоритетных задач деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивающая качество образования при введении ФГОС.Здоровье &ndash...

Проект "Быть здоровым -здорово"

Здоровый образ жизни ....