Здоровьесберегающие технологии в ДОО
учебно-методический материал

Рау Анна Александровна

Реализация здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx886.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Региональный смотр – конкурс дошкольных образовательных организаций

 по экологическому воспитанию детей

«Экобэби – 2020»

Номинация: «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»

Название работы: Реализация здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность

     Автор: Рау Анна Александровна

     Должность: воспитатель

     Электронная почта: annutiny_glazki@mail.ru 

      Телефон: 8952-940-51-31

г. Болотное 2020

Среди задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Наряду с формированием общей культуры, развитием физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированием предпосылок учебной деятельности сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного образования. К сожалению, современные условия жизни, плохая экологическая обстановка, а также непонимание родителями важности формирования культуры здоровья в дошкольном возрасте зачастую препятствуют решению данной задачи.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным направлением деятельности нашей дошкольной образовательной организации, сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование у них сознательного отношения к состоянию своего организма, профилактике вредных привычек.

Одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка — культура здоровья семьи. Поэтому залогом эффективности данной работы является тесное взаимодействие педагогов ДОО с родителями, а также понимание того, что здоровый образ жизни должен стать стилем жизни самих взрослых — как педагогов, так и родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной   среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

 В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Современные педагогические исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Проектирование – это комплексная деятельность, позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Такая деятельность в нашей дошкольной образовательной организации представлена следующим образом:

Инструктор по физической культуре:

  • Организует и координирует всю физкультурно-оздоровительную работу
  • Проводит   НОД, образовательную деятельность в режимных моментах                                

Администрация

Создание системы и  условий, анализ и контроль   процессов в МБОУ

Медсестра:

  • Осуществляет контроль за выполнением САН ПиНа
  • Осуществляет просветительскую деятельность среди сотрудников и родителей

Воспитатели:

  • Создают развивающую двигательную среду,
  • Осуществляют  образовательно-двигательную деятельность в режимных моментах                                

Музыкальный работник:

  • Способствует развитию эмоциональной сферы и движений в процессе НОД  и в режимных моментах

Педагог - психолог

  • Создание эмоционально – благоприятных условий для воспитанников;
  • Профилактика психологического напряжения

Родители:

  •  Обеспечение  здорового образа жизни
  • Соблюдение единства требований к детям
  • Участие в жизни детей в саду

Работа по технологии проектирования даёт не только положительный результат, но и помогает реализовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие задачи и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Оздоровительное направление, является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. Его цель: качественное улучшение физического, психологического состояния воспитанников их физического и психоэмоционального развития, формирование навыков здорового образа жизни.

На протяжении последних лет наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей, снижение двигательной активности, снижение уровня компетентности родителей и детей в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Данные проблемы способствовали внедрению в практику работы ДОУ по оздоровительному направлению новой и эффективной формы – проектов. В своей работе я применяю несколько видов здоровьесберегающих проектов:

Из устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние    полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого».

 Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, я сделала для себя следующие выводы, что с поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому педагоги должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Такие условия я организовала в процессе реализации адаптационного проекта «Здравствуй, малыш!» Приложение 1

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий. 

Обоснование значимости: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок - родитель.

Задачи проекта:

  1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.

     2.  Оптимизировать процесс физиологической адаптации - снизить

          уровень заболеваемости.

     3. Обучить родителей практическим приемам воспитания и оздоровления детей.  

 4. Способствовать психоэмоциональному развитию каждого ребенка.

D:\Наше фото\Колокольчики\P_20191115_082038.jpg        D:\Наше фото\Колокольчики\P_20200323_110945.jpg

Направление реализации проекта

Направления

работы

Работа

 с педагогами

Работа

с детьми

Работа

 с родителями

I этап работы

Медицинский блок

Знакомство педагогов с результатами медицинского обследования;

Рекомендации по режиму дня в группе;

Совместное отслеживание результатов адаптации

Знакомство с ребенком на основе медицинских документов;

Антропометрия в период адаптации;

Осмотр врачом-педиатром; Утренний фильтр (температура, кожные покровы, зев). Наблюдение за состоянием здоровья.

Беседа с родителями «Режим дня и уход за ребенком»

Рекомендации в период адаптации

Психологический блок

Рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка;

Оказание помощи в установлении отношений с детьми и родителями;

Ведение сопроводительной документации.

Снятие психологического напряжения;

Коррекционные мероприятия для облегчения адаптационного синдрома;

Формирование навыков общения.

Консультация

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Педагогический

блок

Организация развивающей среды в группе:

-уголок ряженья

-центр песок-вода

-дидактический стол

-игровые зоны

-зона двигательной активности

Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

Индивидуальный подход к каждому ребенку;

Щадящий режим;

Использование игровых методов взаимодействия с ребенком;

 

 

Знакомство с семьей:

-составление анкетных данных (где работают, жилищные условия, состав семьи, семейный опыт)

Беседы о привычках и любимых игрушках, режиме дня дома.

Ознакомление родителей с системой работы в ДОУ;

Анкетирование родителей;

Консультация «Что должен уметь ребенок этого возраста»

                                                   II этап работы

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности

Консультация «Использование игр, игровых занятий в период адаптации»

Игры знакомства:

«Кто в домике живет», «Давайте познакомимся»,

«Загляни ко мне в окошко»,

«Чей голосок?»

Игры знакомства с группой:

«Найди игрушку»,

«Чьи вещи»…

«Праздник знакомств» (знакомство детей и родителей с группой)

 

Проведение игровых занятий с целью преодоления стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения, развитие речевой активности, внимания, восприятия; развитие общей и мелкой моторики, игровых умений.

«Уложим куклу спать», «К нам гости пришли» «Купание куклы Кати»

Игры со строителем «Дорожка для машины»

«Башенка для матрешки»…

Пальчиковые игры «Сорока, Сорока», «Мальчик – пальчик»…

 

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды

Оздоровительные

мероприятия

Консультация

Облегченная одежда в группе с учетом сезона;

Воздушные процедуры с упражнениями;

Закаливание водой;

Ходьба по массажным дорожкам;

Пальчиковая гимнастика.

Консультации

«Методы приучения детей к самостоятельности» «Воспитание культурно-гигиенических

 навыков»

 

 

          Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.  В этом нам помог валеологический проект «Чистота - залог здоровья» Приложение 2

Цель проекта:

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла. Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  3. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей (формирование у детей гигиенических навыков)

     D:\Наше фото\Колокольчики\P_20191106_174251.jpg                             D:\Наше фото\Колокольчики\P_20200319_154649.jpg

Основные формы реализации проекта: 

  1. Формы работы с детьми:
  • Беседы
  • Объяснение
  • Показ
  • Опыты
  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Совместная со взрослым деятельность
  • Дидактические игры
  • Развлечение
  • Фотовыставка
  1. Формы работы с родителями:
  • Консультирование
  • Наглядная информация
  • Беседы
  • Показ
  • Объяснение
  • Индивидуальные беседы
  • Совместная деятельность с детьми
  • Презентация

В ходе реализации проекта я использовала следующие педагогические приемы с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Экология современного города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов был организован проект «Тропа здоровья в детском саду» Приложение 3

целью которой является укрепление здоровья и профилактика различных заболеваний детей.

 Задачи:

1. Разработать проектную документацию: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.

2. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

3. Организовать практическую деятельность: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

4. Подготовить методические рекомендации по оздоровлению детей.

5. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников.

D:\Наше фото\Колокольчики\P1060905.JPG               D:\Наше фото\Колокольчики\P1060901.JPG           

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\ФОТОГРАФИИ\Лето 2015 год\P7150019.JPG                                D:\Наше фото\Колокольчики\лето 2020\P1070169.JPG                                                                                 

Ежедневные закаливающие мероприятия

  • Гигиенические и закаливающие утренние процедуры
  • Утренний прием на воздухе        
  • Утренняя гимнастика на воздухе        
  • Солнечные ванны         
  • Ходьба босиком        
  • Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки
  • Обширное умывание прохладной водой        
  • Мытье ног        
  • Игры в плескательном бассейне        
  • Сон без маек        
  • Дыхательная гимнастика        
  • Точечный массаж        
  • Сухое растирание        
  • Влажное растирание
  • Полоскание рта и горла

 

Формы работы на «Тропе здоровья» в летний оздоровительный период

Время

Мероприятие

Ответственный

7.30 - 8.00

Индивидуальная работа с детьми

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Воспитатели групп

8.00 - 8.30

Утренняя гимнастика Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Инструктор по физическому воспитанию, медсестра.

9.00 -12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком, солнечные ванны)

Музыкальное воспитание (театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы)

Инструктор по физическому воспитанию, медсестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель,

воспитатели

15.30 -19.30

Самостоятельная деятельность

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями

 

Таким образом, применение метода проектов в работе по здоровьесбережению доказал свою эффективность: данные по состоянию здоровья за последние года дают положительный результат.  У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления. Воспитанники показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Приложение 4

Следует отметить, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.         

Список литературы

  1. Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях ДОУ. СПб, Детство-пресс, 2015 г.
  2. Гаврючина Л.В.  Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Методическое пособие. М., Сфера, 2014 г.
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков в детском саду. Айрис-дидактика, 2017 г.
  4. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет.  М., ТЦ «Сфера», 2004.

Интернет – сайты: http://doshkolnik.ru;  https://nsportal.ru; https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...