Методические рекомендации родителям по урегулированию конфликтов между сиблингами.
методическая разработка

Стряпихина Ирина Владимировна.

В данной статье даны практические инструменты для урегулирования конфликтных ситуаций между детьми в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek_dlya_roditeley_siblingov.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по урегулированию конфликтов между сиблингами (родными братьями и сестрами, у которых общие родители)

Проводя психологическую работу с братьями и сестрами, рекомендуется рассматривать ситуацию в семье в целом и по мере возможности работать вместе со всеми ее членами. Если речь идет о семье с несколькими детьми, то здесь полезна любая деятельность, предполагающая их взаимодействие друг с другом по определенным правилам, возможность проявить свои чувства и оказаться услышанными.

Что можно предложить?

 Можно поиграть в совместные игры, где каждому члену семьи отводится своя роль, свой уголок (территория), чтобы ребенок увидел свои границы свободы, границы других, прочувствовал как защищать свою территорию, получил возможность создать собственное пространство, не опираясь на указания родителей.

Как вариант, можно предложить различные творческие задания, где каждый член семьи, создавая свою уникальную часть рисунка, скульптуры, конструкции, вносит вклад в общий результат. Здесь важно проявление индивидуальности каждой личности. Например, нужно слепить несуществующее животное (при условии, что у каждого имеется равное количество пластилина) или сконструировать машину из тел всех участников (один из них может быть колесом, другой — сиденьем, третий — рулем и т. д.).

Значимым моментом такого упражнения является обсуждение того, как участники выполняли задание, кто при этом кем был, какую функцию выполнял и как себя чувствовал при этом. Важно, чтобы каждый сформулировал свой вывод и понимание того, как этот вывод можно использовать в жизни.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СИБЛИНГОВ:

Нельзя:
-  поддерживать конфронтацию между детьми;
-  запрещать им спорить;
-  выделять одного ребенка;
-  уличать старших детей в том, что они ведут себя, как маленькие;
- оправдывать агрессию младшего его возрастом;
-  уравнивать потребности и возможности детей;
-  объединяться с одним ребенком против другого;
- дарить один подарок на двоих.

Нужно:
-  учить детей договариваться друг с другом;
-  выделить каждому ребенку личное место и пространство в доме, даже если все живут в одной комнате;
-  демонстрировать своим поведением конструктивную реакцию на конфликт;
-  равномерно распределять время для общения с каждым ребенком в отдельности и со всеми вместе (пусть у каждого из них ежедневно будет хотя бы пять минут личного времени, проведенного с родителями);
-  говорить детям о том, как вы их любите;
-  быть внимательными к их чувствам, интересам и потребностям;
- распределять обязанности по дому между всеми детьми в соответствии с их возможностями;
-  вводить правила поведения для всех детей независимо от их пола и возраста;
-  дарить каждому ребенку индивидуальные подарки;
- разбираться с внутренними конфликтами, чувством несправедливости и ревностью в отношении других людей;
- верить в своих детей и поддерживать их в новом опыте, увлечениях и открытиях;
-  признать, что вы не можете быть на сто процентов идеальными родителями, потому что таких просто не существует.

 И еще!

- не сравнивайте детей!

- старайтесь как можно реже вмешиваться в конфликт и принимать чью-либо сторону. Это поможет детям постепенно научиться преодолевать разногласия самостоятельно.

- бывает полезно семейное обсуждение проблем и конфликтов, где каждый может высказать своё мнение.

Ну и наконец, важно помнить, что, как и родители, дети – это личности и важно прислушиваться к потребностям и чувствам друг друга.

Помните!

1.После рождения второго ребенка важно чтобы, были сохранены все те «ритуалы», которые были в воспитании первенца до появления второго. Например, если кто-то из родителей читали ребенку сказку перед сном, важно сохранить этот ритуал, чтобы первенец не чувствовал дефицита внимания. Не ругайте старшего при младшем!

2.Родителям необходимо чаще говорить детям, что они любимы. Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком. Найдите время для общения с каждым из ваших чад. Дети (особенно, если речь идет о старшем ребенке) должны чувствовать заботу и внимание родителей. Говорите с ними, хвалите, обязательно восхищайтесь его помощью. Подобное одобрение позволит ему почувствовать свою значимость;

3.Нельзя втягивать детей в борьбу за власть в семье. Нельзя разделять детей на «плохих» и «хороших», это порождает соперничество между ними.

4. Каждый ребенок – самый любимый! Если ребенок спрашивает вас, кого вы любите больше, его или брата (сестру), то стоит ответить, что вы любите каждого из них по своему. Ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, особенно когда они немного подрастут, не отмечайте, кто из них лучше плавает или меньше боится темноты. Пусть каждый из них знает, что вы любите его безусловно и принимаете таким, какой он есть.

5. Если у вас детки - погодки или близнецы, помните, что чем более одинаковыми вы постараетесь их сделать, тем больше проблем у них будет в социальном плане.

6.Нельзя разрешать детям ябедничать. Для этого необходимо научить сиблингов использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу. Научите сиблингов выражать свои чувства напрямую, причем словами: «Я злюсь, когда ты берешь мои игрушки», «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься…», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи…». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых форм общения, минуя взаимные «задевания»; Это учит детей проявлять свои чувства, не раня обидными словами брата или сестру.

7.Постарайтесь принять то, что они разные, и каждый хорош по-своему. Поэтому не заставляйте их во чтобы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней. Наверняка придет время, когда им станет просто интересно быть вместе, без всякого вашего давления. И тогда они вполне смогут почувствовать себя друзьями, а не родственниками, сменят конкуренцию на сотрудничество и этот бесценный опыт смогут передать уже своим детям. И когда-нибудь будут также с улыбкой рассказывать, как они однажды здорово подрались со своим братом.

 8.Еще один из методов воспитания - это введение правил. Например, правило «Стоп». Если одному из детей что-то не нравится, то он может сказать «Стоп» и другой должен остановиться. Если ребенок подходит к родителям и начинает жаловаться, то родители напоминают ему о правиле.

9.Заведите свои правила внутри семьи и соблюдайте их выполнение, как детьми, так и взрослыми. Это организует всю семью и сделает права всех ее членов семьи равными.

10.Родители должны помочь детям научиться играть вместе, не делить игрушки на «мои» и «твои». Важно избегать ситуаций, в которых один ребёнок не получил то, что есть у другого.

 11.У каждого чада должны быть личные вещи, которые никому не позволено брать без спроса. Такие «кражи» малышом воспринимаются как ограбление; Постарайтесь каждому ребенку выделить «свой уголок», где он будет полновластным хозяином.

 12.Старайтесь учитывать пищевые пристрастия и требования детей. К примеру, во время завтрака младшему может хватить и одного блинчика, а старший после такой порции может остаться голодным;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "РЕШЕНИЕ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ".

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:«РЕШЕНИЕ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ»....

Консультация для родителей на тему "Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой"

Предложила вниманию родителей консультацию на тему "Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой" ...