Познавательно- образовательный проект на тему: "В здоровом теле- здоровый дух"
проект (старшая группа)

Шумова Надежда Александровна

Проект на тему: "В здоровом теле- здоровый дух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektv_zdorovom_tele-zdorovyy_duh.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 101 комбинированного вида

 Калининского района Санкт-Петербурга

Проект

«В здоровом теле - здоровый дух»

для детей старшего возраста

                                                  Выполнила:

                                                           Шумова Надежда

                                                             Александровна

                                                                 воспитатель ГБДОУ

                                                            детский сад №101

                                                                   Калининского района

г. Санкт-Петербург

2021 год

Пояснительная записка

«Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний и вера в

свои силы».

 В.А.Сухомлинский.

Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Оно является бесценным достоянием не только отдельного человека, но и достоянием всего общества.

Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и дошкольном учреждении детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков.

Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

Под физическим здоровьем мы понимаем  активный образ жизни, движение, занятия спортом, подвижные игры, здоровое питание, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие заболеваний.

Под психическим здоровьем - состояние психической сферы, основу которой определяет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию.

Под социальным здоровьем -  совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Актуальность проекта

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребенок. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни очень важны сегодня. Встречая близких людей и прощаясь с ними, мы желаем им крепкого здоровья, потому что здоровье является основным условием счастливой жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности.

Здоровье детей - это те приоритеты, в которых заложено наше будущее. Поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но в последние годы состояние здоровья детей ухудшилось, дети стали чаще болеть. Проблема здоровья учащихся имеет социальное значение.

           Очень важен режим дня детей не только в детском саду, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятно влияет на сохранение здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.

           Таким образом, процесс формирования представлений у детей о здоровом образе жизни, является актуальным вопросом в современном обществе.

Проблема: ХXI век дал людям не только блага цивилизации, но и уменьшил объём двигательной активности, появилось больше экологических проблем и другие негативные факторы. Все эти факторы оказывают влияние прежде всего на здоровье детей дошкольного возраста. Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.  

   Как же сохранить и приумножить здоровье? 

    Одним из ответов на этот вопрос стала разработка проекта « В здоровом теле – здоровый дух». 

Исходя из поставленной проблемы, я определила основную цель работы над проектом: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Формировать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
  2. Воспитывать полезные привычки, помогающие заботиться о здоровье;
  3. Обеспечить условия для взаимного сотрудничества семьи и воспитателей с ребенком;
  4. Повысить уровень знаний родителей по вопросам организации полноценного активного отдыха в любую погоду;
  5. Расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций, как одному из способов сохранения психического здоровья.

Тип проекта: познавательно- образовательный

Вид проекта: групповой

Сроки реализации: краткосрочный

Участники проектной деятельности: воспитатели, учитель-логопед, воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители.

Ожидаемые результаты:

  Для детей:

1. Повышение психического, физического, социального здоровья;

2.Формирование гигиенических и культурных навыков;

3. Наличие потребности в здоровом образе жизни.

Для родителей:

             1. Сохранение и укрепление здоровья детей;

2. Педагогическая, психологическая помощь;

3. Повышение уровня комфортности.

Предварительная работа:

  1. Изучение и определение общего физического состояния учащихся (по результатам мед. осмотра);
  2. Чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, театр кукол, просмотр презентаций по теме;

  1. Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемные ситуации;

  1. Беседы с детьми по теме;

  1. Подготовка папки с перечнем консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

Этапы выполнения проекта:

  1. Подготовительный этап.

  • Сбор и систематизация информации по теме «В здоровом теле- здоровый дух».
  • Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
  • Изучение методической литературы по теме «В здоровом теле- здоровый дух».
  • Подготовка сообщения на родительском собрании: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
  • Проведение анкетирования родителей на тему «Здоровый образ жизни»
  • Оформление папки с консультацией для родителей на тему: «Прогулки в любую погоду», «Осанка и плоскостопие»
  • Рекомендации для родителей: «Здоровый образ жизни в семье», «Какие мультфильмы о спорте и здоровье можно посмотреть с детьми»
  • Оформление папки - передвижки для родителей по теме проекта.
  • Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, мультфильмов, презентаций, игр.
  • Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
  • Подбор художественной литературы по данной теме.

  1. Основной этап.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально- коммуникативное развитие

Организовывать интересную разнообразную деятельность детей на прогулке, на свежем воздухе.  Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок.

Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания»;

Сюжетно – ролевая игра «Физкультурное занятие»;

Экскурсия в медицинский кабинет. (знакомство с профессией медработника);

Сюжетно-ролевая игра «Семья-купание малышей»;

Сюжетно-ролевая игра «Сделаем куклам разные прически»;

Сюжетно-ролевая игра «На прием к доктору»;

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя простудилась».

Д/и «Что сначала — что потом (режим дня)»;

Д/и «Уложим куклу спать»;

Д/и «Назови части тела и лица»;

Д/И «Чудесный мешочек» (предметы туалета);

Д/И «Полезная и вредная еда»;

Д/и «Узнай и назови овощи»;

Д/и «Угадай вид спорта»;

Д/и «Вредно – полезно» (действия);

Д/и «Правила гигиены»;

Д/и «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, предметы личной гигиены).

Познавательное развитие

Тематическая экскурсия в мед. кабинет.

Беседы: «Где живут витамины»; «Полезные продукты-фрукты и овощи»; «Внимание микробы или как правильно мыть руки»; «Закаливание»; «Спорт – это здоровье»;

Д/и: «Что полезно кушать, а что вредно»;

Д/и: «Что вредно, а что полезно для зубов»;

Д/и «Угадай на вкус».

Ситуативный разговор «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу».

Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН.

Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены».

Лото «Овощи, фрукты и ягоды».

Разрезные картинки «Способы закаливания».

Речевое развитие

Обогащение и активизация словаря.                                             Пословицы о чистоте и здоровье. Считалки, заклички. Д\и : «Главные помощники» (части тела);                                        Д\и : «Холодильник» (вредные и полезные продукты).

Разучивание стихов, загадок, потешек.

«Придумывание сказки по мотивам стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр».

Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.

Беседа: «Путешествие в страну здоровья»;

Беседа: «Добрый доктор Айболит в гостях у детей»;

Беседа «Безопасность в группе»;

Беседа: «Витаминная семья»;

Беседа «Дружим с водой».

Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены».

Словесная игра «Если сделаю вот так».

Чтение и беседа по рассказам В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Барто «Девочка чумазая», С. Семёнов «Как стать неболейкой», С. Михалков «Про мимозу».

Художественно- эстетическое развитие

Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности по теме проекта.

Музыкальные занятия.

Рисование: «Быть здоровым я хочу»;

Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».

Аппликация «Зубная щётка для мальчика Пети».

Лепка «Добрый доктор Айболит»

Физическое развитие

Подвижные игры, игры малой подвижности, речь с движениями, пальчиковые игры, физкультминутки,    Дыхательная гимнастика, упражнения с массажными мячиками. Развитие общей и мелкой моторики в играх и упражнениях.

Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да».

Беседа «Личная гигиена».

Прогулка: игры с бегом «Быстро возьми, быстро положи», игры с прыжками «Лягушка и цапли», игры с бросанием и ловлей «Кого назвали, тот и ловит»;

Игры – эстафеты:

«Перенеси лекарства; «Займи место в обруче»

«Сбор снежков»

Подвижные игры в группе и на улице: «Жмурки», «Вышибалы», «Перепрыгни через ров», «Попади в ворота», «У дядюшки Трифона», «Сигналы», «Собери жемчуг».

Физкультминутки: артикуляционные, пальчиковые; дыхательные гимнастики.

Физкультурные занятия.

Утренняя гимнастика.

Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья».

Мероприятия с родителями:

Консультации для родителей по теме: «Прогулки в любую погоду»; «Осанка и плоскостопие».

Анкетирование родителей на тему: «Здоровый образ жизни».

Оформление папки- передвижки  для родителей по теме проекта.

Рекомендации для родителей: «Какие мультфильмы о спорте и здоровье можно посмотреть с детьми», «Здоровый образ жизни в семье».

  1. Заключительный этап.

НОД на тему «В здоровом теле - здоровый дух»

Итоги проекта.

  В нашем детском саду созданы все условия для формирования потребности у детей в здоровом образе жизни, повышения психического, физического и социального здоровья: спортивный зал полностью оборудован нужными атрибутами для проведения безопасных и плодотворных физкультурных занятий и досугов с детьми и их родителями; в группе оборудован спортивный уголок, насыщенный различными спортивными атрибутами; создана картотека подвижных игр по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни; подобраны настольный игры и книги по теме «Здоровье».

Цель и задачи, которые были поставлены перед началом реализации данного проекта, выполнены.

       У детей сформировалась потребность в здоровом образе жизни; сформировалось представление о том, что полезно, а что вредно для организма; появились полезные привычки, помогающие заботиться о своём здоровье; повысился уровень знаний родителей по вопросам организации полноценного активного отдыха детей в любую погоду.

В группе была создана положительная атмосфера для взаимного сотрудничества семьи и воспитателей с ребенком.

     

Вывод: грамотно созданная мобильная развивающая среда, постоянные беседы и игры на заданную тему, соблюдение родителями полезных советов и рекомендаций по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, развивает представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.    

     

Список использованной литературы:

1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000

2. Алферова В.П. (ред.) Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991

3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993

4. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика, 1990

5. Богина Т.Л., Терехова И.Т. Режим дня в детском саду. М., Просвещение, 1995

6. Богина Т.Л. Здоровье - прежде всего. // "Дошкольное воспитание", 2004, №4

7. Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999

8. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001

9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001

10. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000

11. Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми. - М, Просвещение, 1995

12. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. - М, 1993

16. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. // Дошкольное воспитание №6, 1995

13. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М, Просвещение, 2002

14. Каралашвили Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002

15. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М, Просвещение, 1991

26. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М, Линка-пресс, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми средней группы «В здоровом теле здоровый дух!»

Заботиться о своем здоровье надо с раннего детства...

Краткосрочный проект для детей старшей группы " В здоровом теле - здоровый дух!

Краткосрочный проект для реализации в старшей группе дошкольной образовательной организации "В здоровом теле- здоровый дух!"...

Проект в старшей коррекционной группе "В здоровом теле - здоровый дух"

Забота о здоровье – Это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей. Зависит их духовная жизнь Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Су...

Конспект познавательного досуга в группе старшего дошкольного возраста «В здоровом теле – здоровый дух»

Досуг сформирован с целью формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни....

Буклет проект по здоровью "В здоровом теле, здоровый дух"

Проект "В здоровом теле, здоровый дух" проводитсяв в  подготовительной группе "Солнышко" с сентября по май.Детям очень нравится заниматься по проекту, это очень интересно и по...