Консультация для педагогов "Использование динамических пауз в течение дня для удовлетворения двигательной активности, повышения работоспособности и эмоционального благополучия детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Использование динамических пауз в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок» г. Назарово, Красноярского края

Консультация для педагогов

«Использование динамических пауз в течение дня для удовлетворения двигательной активности, повышения работоспособности и эмоционального благополучия детей»

                                                     

                                                           Подготовила воспитатель:

                                                            Зарбашева Светлана Владимировна

Назарово, 2014г.

Цель:

Представление опыта использования динамических пауз в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз в детском саду.

2. Обогатить педагогическую копилку.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Динамическая пауза предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.

Проводить их можно с детьми начиная с раннего возраста, включая их в разные режимные моменты.

Виды динамических пауз:

1.  Игры и упражнения для проведения физминуток. Физкультминутки, проводимые на занятиях в ДОУ, состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.

Обычно физкультурные паузы в ДОУ проводятся в течение 1-2 минуты, во время занятия.

2. Логоритмическая гимнастика – (Сборник Сергея и Екатерины Железновых «Веселая логоритмика»).     Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Она основывается на сочетании слова, музыки и движения. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. 

3. Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, которые задействуют как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.

4. Пальчиковая гимнастика. В ходе пальчиковых игр дети, совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрируется внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное развитие, а также пространственные отношения.

5. Упражнения на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела (телесные игры, позволяющие ощутить собственное тело) – данными упражнениями должны сопровождаться привычные бытовые ситуации из жизни детей. Это помогает детям почувствовать ритм окружающей жизни, а также активизирует ощущения собственного тела. Эти упражнения и игры могут быть использованы во время физкультурных занятий, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях («коза рогатая», «сорока-сорока», «две сороконожки», «рельсы-рельсы», «ласковая цепочка» и др.).

Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

«Ну-ка, Зайка, попляши!», «Карусель» (обруч с цветными лентами).

  1. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  2. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; («Ты мне очень нужен, чтобы перевезти…», «Паровозик»).
  3. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества; («Щедрые подарки», «Колечко красоты»).
  4. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их; («Предметы вокруг меня», «Кто больше назовет действий»).
  5. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы, мелкую и крупную моторику; («Ветер дует нам в лицо», «Два медведя»).
  6. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка; (изобразить радость, горе, злость и т.д.).
  7. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний (проводит психолог).
  8. Лечебную – способствовать выздоровлению (проводит специалист).

Подвижные игры в качестве динамической паузы с детьми могут использоваться на всех видах занятий - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые совпадают с тематикой образовательной деятельности. Могут проводиться в любой его части и в любое время, по усмотрению воспитателя.

Время года сейчас осень, поэтому приглашаю принять участие в динамической паузе в форме подвижной игры:                         

 "Вот и осень к нам пришла"

Листья на ветках

Все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо).

Сентябрь наступил

И они пожелтели (руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики").

Октябрь с собою

Принес листопад (плавно опускаем руки вниз).

Листья слетают

И в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны).

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел (присели).

И под ногами

У нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).

На ковре ведущая разбрасывает осенние листья с разных деревьев, предлагает каждому участнику выбрать понравившийся, взять в руки.

                                   Игра "Найди пару"

(участники разбегаются под музыку, после, нужно найти свою пару).

Также можно использовать дидактические игры с движениями, которые хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;        

Игры и упражнения можно проводить с речевым сопровождением (проза, стихи) и без него. Посредством физминуток можно решать различные задачи:

• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;

• развитие общей моторики, мимики;

• развитие выразительности и грации движений;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие слухового внимания и слуховой памяти;

• развитие чувства ритма;

• обогащение словарного запаса по лексическим темам;

• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

• развитие силы голоса;

• развитие интонационной выразительности речи;

• воспитание дружелюбия; организованности, самостоятельности;

• координация речи с движением;

 

               

Основные требования к выбору упражнений:

• Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей; быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными;

• Упражнения должны быть знакомы детям;

• Комплекс упражнений должен быть направлен на основные большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;

• Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;

• Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий (упражнения с выпрямлением ног туловища, с наклонами и поворотами туловища, разведением плечей (рук) в стороны, подниманием головы;

• Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером деятельности;

Последнее упражнение должно быть направлено на снижение физиологической нагрузки (свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом).

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему : «Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе»

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему : «Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе»Дата проведения: коне...

Применение динамических пауз в течение дня

Применение динамических пауз в течение дня...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему: "Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе".

Выявить степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг педагогом Алхименковой Дианой Николаевной и эмоциональном благополучии детей младшей группы....

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей по теме "Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе"

   Данный материал поможет педагогам выявить степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг педагогами группы....

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему: "Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе"

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему: "Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе"...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему: " Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в группе"

Благодаря слаженной работе с моими родителями, я рада что они довольны качеством моей работы, и с удовольствием ведут детей в группу....

Применение динамических пауз в течение дня

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естес...