«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
статья (подготовительная группа)

Семенова Татьяна Георгиевна

В материале представлены здоровьесберегающие технологии, элементы которых используются в работе с ддошкольниками  с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

В последнее время особое значение и актуальность приобретает проблема здоровья подрастающего поколения из–за наметившейся тенденции роста числа детей с различными заболеваниями, как врождёнными, так и приобретёнными. Детское здоровье – вот, что волнует родителей и педагогов. Исследования врачей свидетельствуют, что для разработки оздоровительных мероприятий необходимо определить наиболее значимые для здоровья детей факторы, среди которых наибольшее влияние оказывают социально-гигиенические. У детей отмечается низкий уровень физической активности, нарушение режима, недостаточность сведений о здоровом образе жизни и о факторах, влияющих на здоровье. [1] Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.

Сейчас подход на сохранение и укрепление здоровья детей реализуется во всех образовательных программах. В содержании образования в дошкольном учреждении появились новые технологии, сберегающие здоровье.

Дети старшего дошкольного возраста уточняют и расширяют знания о теле человека, бережного отношения к нему, знакомятся с элементарными навыками ухода за собой. Помимо организации непосредственной образовательной деятельности по разделу «Здоровье», здоровьесберегающие технологии используются во всех видах деятельности в нашем дошкольном учреждении. Это использование физминуток и динамических пауз для предотвращения утомления и снятия психоэмоционального напряжения, чередования статической позы и двигательной активности.

На своих групповых и индивидуальных дефектологических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Кинезотерапия (лечение движением), образовательная кинезиология («гимнастика мозга» по методике Дениссона), направленная на коррекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка при межполушарной дисфункции.  Воспитанники знакомятся с приемами правильного дыхания, что позволяет контролировать своё поведение с помощью упражнений для дыхания.  Дыхательная гимнастика – достаточно действенный метод кинезотерапии, который укрепляет дыхательную мускулатуру, восстанавливает работоспособность, нормализует нейродинамичные процессы коры головного мозга и способствует постановке  диафрагмально – речевого дыхания. Выполняем упражнения на формирования зрительно-двигательных координации, пространственных представлений, развитие мелкой моторики пальцев рук.
  2. Используем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы и психоэмоциональное состояние ребенка, повышает иммунитет, жизненный тонус. Такие упражнения, как «обними плечи», «насос», «кошка», «ладошки», детям очень нравится, и помогают выводить из стрессовой ситуации.
  3. Сказкотерапия – метод использующий формы сказок для расширения сознания дошкольников, совершенствования взаимодействия с окружающим миром,  для коррекции речевого и личностного развития детей.
  4. Также происходит обучение некоторым приемам самомассажа по А. Уманской, с целью профилактики простудных заболеваний. Это эффективная и доступная каждому оздоровительная система. Лечебный и профилактический массаж проводится во время физминуток, который  улучшает общее состояние каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Приемы самомассажа способствуют снятию напряжения и повышенной возбудимости речевых центров,  расслаблению и повышению умственной работоспособности улучшают общее состояние и повышают работоспособность. 

Также дети получают знания о взаимосвязи здоровья и образа жизни, отношения к своему здоровью, о здоровом и полноценном питании, о гигиене, об элементарной медицинской помощи [3, 26 c].

  1. Массаж специальным шариком Су-Джок и пружинкой. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и пружинкой. Дети учатся катать мячик от кончиков пальчиков к запястью; катать мячик в ладонях по кругу; перебирать мячик пальчиками; сжимать мячик в руках и пальчиками; крутить мячик пальчиками. Воспитанники овладевают самомассажем пальцев рук, кистей при помощи су-джок-терапии. Массаж специальным шариком и эластичным кольцом способствует развитию познавательных процессов и общему укреплению организма.

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы решаем задачи не только связанные с сохранением и укреплением здоровья, но и формируем на доступном уровне установку на здоровый образ жизни.

Проведение воспитателями   дошкольного учреждения  гимнастики после сна и утром помогают улучшить настроение, повысить мышечный тонус. Проведение физкультурных досугов, дней здоровья повышают двигательную активность воспитанников, укрепляют здоровье и стимулируют у детей интерес к занятиям физкультурой [2] Как и все вопросы, проблема здоровья дошкольников должна решаться только совместно с родителями. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по вопросам здоровьесбережения ребенка предполагает размещение информационного материала в родительских уголках групп,  раскрывающих актуальные темы по сохранению зрения ребенка, профилактике заболеваний дыхательных путей, развитию общей и мелкой моторики и т.д. С родителями проводятся беседы, анкетирование,  консультации на тему охраны здоровья ребенка. Педагоги стараются привлекать родителей к участию в физкультурных мероприятиях, праздниках.

Целенаправленная систематическая работа в данном направлении способствует укреплению и сохранению здоровья дошкольников, снижению  заболеваемости, формированию здорового образа жизни, созданию здоровьесберегающего климата, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Литература:

1. Полунина Н.В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения// Вестник Росздравнадзора. 2013, № 5. – 22 с.

http://www.maminpapin.ru/zakalivanie-malisha/tochechniie-samomassaj-po-alle-umanskoie.html

2. Калёнова Н.В. «Организация и проведение Дня здоровья в детском саду» http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/21/organizatsiya-i-provedenie-dnya-zdorovya-v-detskom-sadu

3. Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева  Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. –  М.: «Просвещение», 2003. – с. 23 – 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...