Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
проект (старшая группа)

Ремизова Анна Станиславовна

В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. В содержании  образовательного проекта отражена актуальность темы, представлены задачи, основные формы реализации, а также подробное планирование основного этапа проектной деятельности. В процессе интегрированной, комплексной образовательной деятельности, а также использования различных культурных практик  у дошкольников  формируется активное, осмысленное отношение к своему здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byt_zdorovym_21.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в старшей дошкольной группе

«Быть здоровым – здорово!»

как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

Здоровому – всё здорово.

(русская поговорка)

Паспорт проектной деятельности.

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный (смешанный тип).

Вид: межпредметный.

Продолжительность: долгосрочный (5 месяцев).

Участники проекта: дошкольники – воспитанники старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Основное направление проекта: практико-ориентированное.

Основные формы реализации проекта: 

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные); беседы, чтение детям, обсуждение, разучивание; малые фольклорные формы (загадки, поговорки);  логоритмические упражнения; организованная образовательная деятельность (занятия), творческая мастерская; совместная образовательная деятельность взрослых с детьми в режимных моментах (прогулка, умывание, приём пищи); утренняя гимнастика; физкультурные досуги; презентации; самостоятельная деятельность детей; выставки.

Актуальность темы:

Дети  интересовались у взрослых: «Есть на свете люди, которые никогда не болеют?», «Зачем делать прививки?». Когда осенью началась плановая диспансеризация, дети начали задавать вопросы о здоровье, о врачах. Интерес детей к здоровью  был поддержан педагогами в форме проектной деятельности.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой проблемы требует активного, осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось в 70-е годы прошлого века. В наши дни даже возникло новое слово «ЗОЖники» - люди, которые ведут здоровый образ жизни.  Интерес к этой теме связан с изменениями самого человека и среды его обитания. Человек стал употреблять много неполезных «неправильных» продуктов, подвергаться постоянным стрессам и меньше двигаться. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом  жизни.

Предмет изучения: правила здорового образа жизни.

Цель проекта: формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей активного, осмысленного отношения к своему здоровью.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни.
  • Формировать представления об образе жизни человека, о режимных моментах (прогулка, сон, приём пищи), о психологическом комфорте, о зависимости здоровья от образа жизни.
  • Формировать представления детей о человеке, об условиях необходимых ему для жизни; о здоровье и болезни.
  • Продолжать знакомить детей с понятием «физическая культура», знакомить с различными видами спорта. Формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
  • Формировать у детей представления об ответственности человека за собственное здоровье, о профилактике  простудных заболеваний. Формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах. Формировать  бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • Формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических правил, закреплять у детей культурно-гигиенические навыки.  
  • Формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах питания.
  • Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления детей о необходимости ухода за зубами.
  • Формировать у детей инициативу и самостоятельность при подготовке и проведению оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости.
  • Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье телевизора, планшета и компьютера при несоблюдении правил пользования ими (продолжительность просмотра, расстояние от глаз, информационное содержание).
  • Продолжать формировать навыки безопасного поведения в помещении и на улице.
  • Расширять детский кругозор, формировать способность устанавливать причинно-следственные связи.
  • Формировать у детей познавательную активность, любознательность. Поддержать детскую инициативу, самостоятельность.
  • Активизировать и обогатить словарь детей. Развивать все компоненты устной речи детей.
  • Развивать изобразительные способности детей.
  • Выявить и распространить семейный опыт по ведению ЗОЖ, семейные оздоровительные традиции.
  • Развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Презентация проекта:

- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности.

- для родителей  и для детей – фотокнига  «Быть здоровым – здорово!», презентация «Здоровый образ жизни старшей  группы и семейные оздоровительные традиции».

Предварительная работа:

подбор информации, стихов, сказок; мультфильмов и учебных презентаций и фильмов на тему «ЗОЖ»; составление конспектов занятий и бесед с детьми, сценариев досугов.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

в сентябре родителям было предложено принять участие в проекте (прислать фотографии на тему «ЗОЖ в семье»), проведены индивидуальные консультации по проектной деятельности. Использование наглядной информации: папки-передвижки «Здоровый образ жизни семьи», «Движение – это жизнь». Участие родителей в физкультурных досугах.

Форма итогового продукта: интегрированный физкультурно-познавательный досуг-квест  для детей с участием родителей «Секреты здоровья или Правила здорового образа жизни».

   

Планирование основного этапа проектной деятельности.

Дата

Вид деятельности

Образовательная область

Тема

Задачи

17.09.2018

Изобразительная;

коммуникативная

«Художественно-эстетическая»

«Познавательное развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Занятие по лепке

«Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты».

-развивать изобразительные способности детей; продолжать учить детей лепить предметы, используя различные приёмы лепки;

-формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах; закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов;

-развивать самостоятельность в творчестве.

24.09.2018

Изобразительная;

коммуникативная

«Художественно-эстетическая»

«Познавательное развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Занятие по аппликации

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

-развивать изобразительные способности детей; продолжать учить детей вырезать округлые предметы, плавно срезая углы у четырёхугольников;

-формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах;

-развивать самостоятельность в творчестве.

28.09.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Беседа

«Как производят продукты питания».

-формировать у детей представления о том, как производят некоторые продукты (как зерно становится хлебом, из чего получают сахар, что нужно для приготовления мороженого, как делают шоколад);

-продолжать формировать у детей представления о неполезных и полезных продуктах питания;

-формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности.  

04.10.2018

Изобразительная;

коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическая»

Выставка семейных фотографий -

Общая  фотогазета

«Семейные оздоровительные традиции».

-выявить и распространить семейный опыт по ведению ЗОЖ, семейные оздоровительные традиции.

-развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью;

-знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье.

08.10.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

игровая

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Занятие с театрализацией

«Научим Машу беречь своё здоровье».

-продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки: нельзя пользоваться чужим полотенцем, расческой, носовым платком, помадой;  нельзя пить из чужого стакана; нельзя облизывать игрушки; при чихании и кашле следует закрывать рот и нос;

-обогащение и активизация словаря детей;

-формировать причинно-следственные связи; познавательные интересы;

-знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

08.10.2018

Изобразительная;

коммуникативная

«Художественно-эстетическая»

«Познавательное развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Занятие по аппликации

«Блюдо с фруктами и ягодами».

-развивать изобразительные способности детей; продолжать учить детей вырезать округлые предметы, плавно срезая углы у четырёхугольников;

-формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах;

-развивать самостоятельность в творчестве.

15.10.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Просмотр и обсуждение мультфильмов

«Спортания. ЗОЖ»  и

«Быть здоровым – здорово!»

(сериал «Смешарики» - «Азбука здоровья»).

-формировать у детей представление о здоровье как одной из основных ценностей;

-формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни;

-учить детей обсуждать содержание мультфильмов: отвечать на вопросы, находить смысл;

-развивать все компоненты устной речи детей.

22.10.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

игровая

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Занятие

«Береги здоровье смолоду!»  

-формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей;

-расширять представления детей  о профилактике простудных заболеваний;

-формировать  бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

-развивать у детей произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие;  память, речь;

-продолжать знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье.

29.10.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Беседа  - обсуждение

«Я вырасту здоровым».

(по развивающей тетради из серии

«Школа семи гномов»).

-продолжать формировать у детей представления детей о ЗОЖ;

-формировать у детей представления о необходимости соблюдать режим дня;

-формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах;

-формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье телевизора, планшета и компьютера при несоблюдении правил пользования ими (продолжительность просмотра, расстояние от глаз, информационное содержание);

-обсудить содержание рассказа: кем бы ты хотел стать Воликом или Боликом.

07.11.2018

Коммуникативная;

восприятие художественной литературы

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Чтение детям сказок о здоровье автора Ирис Ревю.

«Про умное Здоровье»

«Сказка о гигиене».

-продолжать формировать у детей представления детей о ЗОЖ;

-формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;

-формирование у детей начала читательской  грамотности: учить детей понимать смысл художественного произведения, отвечать на  вопросы по содержанию, учить характеризовать героев, их поступки;

-продолжать знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье.

12.11.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

игровая

 «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Занятие с театрализацией

«Правила доктора Айболита».

-уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека;

-раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;

-формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.

-формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;

-формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами.

14.11.2018

Двигательная;

игровая; коммуникативная

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Физкультурный досуг с участием родителей

«Вместе весело играть».

-формировать представления детей о значении физических упражнений для здоровья человека;

-формировать у детей физические качества, двигательные навыки;

-формировать умение играть в команде;

-формировать дружеские отношения между детьми;

-создать радостное настроение от совместной деятельности;

-укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью.

23.11.2018

Коммуникативная;

восприятие художественной литературы

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие» «Познавательное развитие»

Чтение детям

«Поучительных сказок о здоровом образе жизни»,

«Необычный огород»

«Зубик-зазнайка».

-продолжать формировать представления детей о ЗОЖ; о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами;

-профилактика детских страхов по поводу посещения стоматолога;

-формирование у детей начала читательской  грамотности: учить детей понимать смысл художественного произведения, отвечать на  вопросы по содержанию, учить характеризовать героев, их поступки.

29.11.2018

Продуктивная,

коммуникативная

«Художественно-эстетическая»

«Познавательное развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Рисование

«Нарисуй больного и здорового человека».

-формировать у детей представление о здоровье как одной из основных ценностей;--уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека;

-формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни;

-развивать изобразительные способности детей, учить рисовать фигуру человека»

-развивать самостоятельность в творчестве.

03.12.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

игровая

 «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Беседа

«ЗОЖ, зимние виды спорта».

-продолжать формировать представления детей о зимних видах спорта;

-познакомить детей с презентацией «Олимпийские зимние виды спорта»;

-формировать представления детей о значении движения, физической культуры  для здоровья человека;

-развивать у детей кругозор, познавательную активность, любознательность.

07.12.2018

Коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

Развитие речи

Рассказывание из личного опыта

«Я расту здоровым».

-продолжать формировать у детей представления о ЗОЖ: соблюдение режима дня, оздоровительные семейные традиции;

-познакомить детей с презентацией «ЗОЖ нашей группы и семейные оздоровительные традиции»;
-развивать связную монологическую речь и все компоненты устной детской речи.

10.12.2018

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная;

игровая

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»

 «Речевое развитие»

Беседа

«Приключение Зубика».

-продолжать формировать представления детей о ЗОЖ; о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами;

-профилактика детских страхов по поводу посещения стоматолога.

16.01.2019

Коммуникативная;

восприятие художественной литературы

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Развитие речи

Заучивание стихотворений о ЗОЖ

«Секреты здоровья».

-продолжать формировать представления детей о правилах ЗОЖ;

-продолжать учить детей заучивать стихи;

-развивать выразительность деткой речи.

24.01.2019

Познавательно-исследовательская;

коммуникативная

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Беседа

«Зимние правила безопасности».

-продолжать формировать у детей представления об источниках потенциальной опасности на прогулке, на улице в зимний период года;

-продолжать формировать представления о правилах безопасного поведения на зимней прогулке (горка, санки, снегокаты, тюбинги-ватрушки, сосульки, лёд, снежки, металлические предметы зимой).

29.01.2019

Продуктивная,

коммуникативная

«Художественно-эстетическая»

«Познавательное развитие»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Рисование

«Как  мы делаем зарядку».

-формировать представления детей о значении движения, физической культуры  для здоровья человека;

-развивать изобразительные способности детей, учить рисовать фигуру человека в движении;

-развивать самостоятельность в творчестве.

30.01.2019

Двигательная;

игровая; коммуникативная

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

Итоговое мероприятие:

интегрированный физкультурно-познавательный досуг  с участием родителей «Секреты здоровья или Правила здорового образа жизни».

-продолжать формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;

-закреплять представления  о ЗОЖ (занятие физкультурой и спортом, соблюдение правил личной гигиены, польза витаминов, хорошее настроение, соблюдение режима);

-продолжать формировать у детей двигательные навыки и физические качества;

-развивать произвольное внимание;

-развивать у детей инициативу и самостоятельность;

-обогащать игровую деятельность детей новым содержанием;

-воспитывать дружеские отношения между детьми.

-укреплять детско-родительские отношения.

Заключительная часть.

Презентация проекта:

- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности, творческий отчет на педсовете.

- для родителей  и для детей – фотокнига  «Быть здоровым - здорово!».

Форма итогового мероприятия:  

интегрированный физкультурно-познавательный досуг - квест  для  детей с участием родителей «Секреты здоровья или Правила здорового образа жизни» 30 января 2019 года. Приняли участие 8 семей – 45% от количества посещающих дошкольную группу в данный период времени.

Итог: У дошкольников формируются элементарные представления о здоровом образе жизни, начальные основы   активного, осмысленного отношения к своему здоровью.

Выводы:

  • В ходе реализации проекта у детей формируются  представления об образе жизни человека, о режимных моментах (прогулка, сон, приём пищи), о психологическом комфорте, о зависимости здоровья от образа жизни.
  • У детей формируются  представления о причине некоторых заболеваний – микробах.
  • Формируется  у детей инициатива и самостоятельность при подготовке и проведению санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости.
  • Формируются у детей представления о полезных и неполезных продуктах питания.
  • У детей формируются  представления о значении здоровых зубов для здоровья организма, о необходимости ухода за зубами.
  • В ходе реализации проекта у детей формируется познавательная активность, любознательность.

Примеры проявления инициативы  и рефлексии детей:

Мальчик Кирилл придумал новую игру (по аналогии с дидактической «Съедобное-несъедобное») «Полезные – неполезные продукты питания».

Несколько детей теперь чихают в сгиб локтя, зная, что если при чихании прикрыть рот ладонью, то на руке остаются микробы, которые с руки, попадая на игрушки, дверные ручки, продолжают инфицировать окружающих. Многие дети без напоминаний, активно   и осознанно выполняют правила личной гигиены.

Выводы по активности родителей в  проекте:

В проекте приняли участие 14 семей - 78% от количества посещающих группу в данный период времени.

Формы участия: активная -

  • участие родителей  в досугах,
  • создание семейного видеофильма  - «Здоровый образ жизни Юли и её семьи»,
  • участие семей в создании фотогазеты «Семейные оздоровительные традиции».

В физкультурном досуге 14.11.2018 г. приняли участие 7 семей – 40% от количества посещающих дошкольную группу в данный период времени.

Виды отчетности:  планирование, фотокнига, фотографии, презентации, видеофильм.  

Список используемой литературы:

  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  • Денисова Д. Серия «Школа семи гномов» «Я вырасту здоровым». - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  • Сон С.Л., Шипошина Т.В., Иванова Н.В. Сказки Страны здоровья. Беседы с детьми о здоровом образе жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2019
  • Султанова М. Серия «Что из чего» «Удивительные превращения. Как производят продукты питания». – ООО «Хатбер-пресс», 2016

Стихи о ЗОЖ

Здоровье

Купить можно много:

Игрушку, компьютер,

Смешного бульдога,

Стремительный скутер,

Коралловый остров

(Хоть это и сложно),

Но только здоровье

Купить невозможно.

Оно нам по жизни

Всегда пригодится.

Заботливо надо

К нему относиться.

(А. Гришин)

Приложение

Будьте здоровы

Ты с красным солнцем дружишь,

Волне прохладной рад,

Тебе не страшен дождик,

Не страшен снегопад.

Ты ветра не боишься,

В игре не устаешь,

И рано спать ложишься,

И с солнышком встаешь.

Зимой на лыжах ходишь,

Резвишься на катке.

А летом загорелый

Купаешься в реке.

Ты любишь прыгать, бегать,

Играть тугим мячом.

Ты вырастешь здоровым!

Ты будешь силачом! (С. Островский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ...

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка».

Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, развитие активной речи детей и их познавательной деятельности, в процессе формирования начальных представлений о здо...

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность

В статье представлено описание работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством реализации проекта "Быть здоровыми хотим!"...

Проект «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»

Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мыш...

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Здоровье-это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко. вернуть же его очень трудно....

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит стан...