Краткосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Веселые пальчики»
проект по развитию речи (младшая группа)

Мартюшева Елена Евгеньевна

Краткосрочный проект

по развитию речи детей раннего возраста

 посредством пальчиковых игр и упражнений

«Веселые пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya.docx710.77 КБ
PDF icon prezentatsiya1_palchik.gimnastika.pdf577.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №51 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Краткосрочный проект

по развитию речи детей раннего возраста

 посредством пальчиковых игр и упражнений

«Веселые пальчики»

Автор разработки: воспитатель  

Мартюшева Елена Евгеньевна

г. Сыктывкар, 2021

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»;

имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Длительность проекта: краткосрочный (две недели)

Тип проекта: игровой; творческий;

Участники проекта: Дети младшей группы (14 человек), педагоги, родители.

Цель: развивать у детей основы речевой моторики посредством

пальчиковых игр и упражнений.

Задачи.

1.Развитие речи, активного словаря.

 2.Развитие мелкой моторики рук.

 3.Развитие внимания, памяти.

 4.Повышение работоспособности коры головного мозга.

  5.Снятие тревожности у детей.

  6.Развитие эмоциональной сферы детей.

Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

Ожидаемый результат. 

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Формы и методы реализации проекта.

1.Активное использование в совместной деятельности игр для развития мелкой

моторики рук.

2.Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру,   соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил

товарищами) – как прием активизации интереса к играм.

3.Организация фотовыставки для родителей «Весёлые пальчики!».

4.Консультации для родителей  «Развиваем мелкую моторику рук», «Речь детей раннего возраста»

5. Мастер-класс для родителей «Игрушки для дыхания»

6.Памятка для родителей «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры»

7.Использование ИКТ.

Этапы проекта:

1-й – подготовительный: 

1. Изучение литературы по заданной теме.

2. Обогащение предметно-развивающей среды настольными  дидактическими играми.

3. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

4. Провести мониторинг по развитию речи детей.

5.Разработать картотеку пальчиковых игр.

6.Подобрать художественную литературу по возрасту детей.

7. Разработать перспективный план для работы по проекту.

2-й – организационный.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.

3-й –заключительный.

Подведение итогов проекта.

Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Перспективный план

Первая неделя

1.Дидактическая игра «Надень колечки»

Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

2.Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика.

3.Дидактическая игра «Цветные вкладыши»

Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.

4.Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.

5.Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес».

6.Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т.д.).

7.Пальчиковая гимнастика «Компот», «Семья», «Строим дом».

8. Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Вторая неделя

1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

2.Пальчиковая игра « Овощи»

Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.

3.Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.

4. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

5.Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес», «Осенний листок», «На базар ходили мы», «Фонарики», «Капуста»

6.Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т.д.).

7. Проговаривание чистоговорок со звуком «Т», «Ть».

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развиваем мелкую моторику рук», «Речь детей раннего возраста»
  2. Мастер-класс для родителей «Игрушки для дыхания»

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет определить перспективу работы на следующий учебный год.

Заключение.

Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Литература

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]. – М., 2012. – 228 с. 2.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]: // Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильев. – М: Мозаика – Синтез, 2014г. – 375с.

3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] И.А. Ермакова – СПб: Изд. дом «Литера», 2008 г. – 54с,

4. Купренчук  О. И. Пальчиковые игры. [Текст] О.И. Купренчук – СПб: Изд. дом . « Литера»,  2008 г – С6-8.

Разработала картотеку пальчиковых игр и словесных игр на развития у детей связной речи, звуковой культуры речи и на развития словаря.

Также я изготовила лепбук по развитию речи


Предварительный просмотр: