Здоровьесберегающие технологии
консультация (подготовительная группа)

Орлова Надежда Алексеевна

Здоровьесберегающие технологии (аппликатор Кузнецова) в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии (аппликатор Кузнецова) в работе учителя-логопеда

      Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. В головном мозге ребенка, очень близко расположены центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие центров головного мозга и общее развитие ребенка.

       Для развития мелкой моторики, наряду с традиционными приемами, используются и здоровьесберегающие. К нетрадиционным, относятся игры и упражнения с использованием аппликатора Кузнецова. В основе лечебного, здоровьесберегающего воздействия аппликатора лежит принцип точечного массажа. Он с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсовидущих в головной мозг. Дети совершают легкое постукивание по аппликатору, с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, предложений.

     Использование аппликатора эффективно развивает познавательную активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с детьми с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.

     Гораздо эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого комплекса упражнений, особенно со стихотворным сопровождением.  Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Комплекс упражнений

1. "Горка"

Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.

Снег валится, снег валится,

Весело, задорно.

Поскорей берите санки

И бегом на горку.

Ой, как весело кататься

Ребятне проворной.

Пусть погуще снег валится -

Круче будут горки.

2. "Скалы"

На внутренней стороне ладони, начиная от большого пальца, прикладываем аппликатор вертикально и слегка надавливая, считаем до десяти. Такой приём используем поочерёдно с каждым пальчиком, заканчивая мизинцем (приговаривая при этом: "отдыхай большак", "отдыхай указка", "отдыхай середняк", "отдыхай безымянный", "отдыхай мизинчик").

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

3. "Крокодильчик"

Согнув аппликатор пополам, начинаем массаж каждого пальчика игольчатой поверхностью. Массаж начинаем с большого пальца от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счёту "три" 3 раза. Сначала массируем верхнюю и нижнюю поверхность пальцев, а затем боковую. Массаж делаем от большого пальца к мизинцу.

Крокодильчик не ленится,

Не спеша идет к водице.

По песку ступают ножки,

Нелегка ходьба для крошки.

Наблюдает гордо мама,

А малыш такой упрямый.

Хоть пока и ходит плохо,

Не желает сдаться кроха.

4. "Печатная машинка"

Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем или двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам)

Вспомним мы слова на Л:

Вокзал, бокал, футбол, пенал,

Белка, полка, палка,

Булка и скакалка. (и т. д.)

Повторяем мы звук Р:

Забор, помидор, светофор,

Повар, абажур, топор,

Руки, рыба, робот, рана,

Мама драит шваброй раму.

А давайте пошипим:

Шапка, шина, шум, кувшин,

Мушка, кошка, мышка,

Шуба, вишня, вышка.

Самый-самый сильный свист

Издаем в словах на С:

Сани, садик и песок,

Сапоги, кусок, носок.

5. "Помощь идёт" (Работа в паре)

Первый ребёнок печатает первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).

Догадайся, не робей,

Слово подскажи скорей!

6. "Уши, шея, голова"

Попеременно прикладываем аппликатор сначала к левому уху, слегка надавливая на него (счёт до десяти, затем к правому уху, затем к шее)

Наше богатство:

Вот наш нос,

Вот уха два,

Вот большая голова,

Вот волосиков чуть-чуть,

И на них я буду дуть!

7. "Ладушки"

Кладём аппликатор на правую ладонь игольчатой поверхностью вверх, а левой ладонью хлопаем по нему, приговаривая "ладушки" или любую детскую потешку. Затем меняем ладони. Потешку тоже можно поменять на другую.

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки (хлопаем по аппликатору)

Отдохнем немножко (руки на колени).

8. ''Медведь''

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» —

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге

9. "Шевелящиеся пальчики"

Читая стишок, шевелите пальцами по аппликатору; остановитесь при чтении последней строки.

Я сидел, что было сил

Пальчиками шевелил.

А когда совсем устал,

"Хватит!" - строго им сказал.

Не хотят они уняться,

Все быстрее шевелятся.

Мы тогда поступим так -

Мы прогоним, шевелят!

 

10.Сказка об озорных Ладошках (самомассаж )

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие тактильной чувствительности рук, развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

     Жили-были Ладошки. Они были очень озорные, все время что-то делали, играли в разные игры. Вот и сегодня решили Ладошки весело поиграть. Поздоровались со всеми: «Здравствуй!» (поочередное нажимание большого пальца на подушечки остальных пальцев; для усложнения задачи – одновременное выполнение на правой и левой руке). Потом решили запустить воздушный шарик (пальцами рук изобразить воздушный шар, волнообразными движениями имитируем полет шарика вверх и хлопаем в ладоши – лопнул шарик; 3-4 раза с усилением хлопка). Устали ладошки и решили отдохнуть, сделать массаж, погладить друг друга (поглаживающие движения от кончиков пальцев). И вдруг они увидели какие-то странные ладошки-варежки. Подошли поближе (средним и указательным пальцами обеих рук изображаем ходьбу) и решили примерить их.

Ладошку к ладошке

Вот так приложить,

И пальчики наши

Будут дружить.

Приложили ладошку к ладошке, пальчик к пальчику. (Поочередно постучать пальцами, как в игре на пианино, даже прижали ладошки легкое нажатие-прижимание). И решили, что такие варежки очень интересные и полезные, пригодятся в хозяйстве.

Устали снова ладошки, очень захотелось им чего-то помягче. Взяли любимые свои маленькие помпончики и стали играть с ними (прижимать между ладошек мочалки).

Колки иголки.

Теперь отдохнем.

Помпончик помягче

В ладошках сожмем.

А тут рядышком и игральные карандаши оказались. Ладошки всегда соревнуются, чтобы не уронить их.

Сейчас карандашиком

Мы поиграем

Между ладоней

Их покатаем

Вот и закончился день. Озорные Ладошки довольные, счастливые и немного уставшие пошли спать.

11.Сказка про Ежика, который потерялся.

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей; уменьшение напряженности речи в естественных условиях игры;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие тактильной чувствительности рук, развитие воображения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитание внимания к обращенной речи, умения поддерживать условия игры-молчанки, воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;

     Жил-был Ежик. Он был очень грустным. Давай погладим Ежика (ладошкой и пальцами правой руки, потом левой руки), чтобы он не огорчался.

Он все время вздыхал (вдох-выдох 2-3 раза)

Но недавно он рассказал мне свою историю. Он гулял по лесу, любовался деревьями, у которых тоже есть иголочки, маленькими шишечками. И даже стал собирать все, что похоже на его колючки.

Давай посмотрим, что собрал Ежик. Берем в руки каждый предмет, крутим в руках пальчиками, перекладываем с одного места на другое, считая количество – в данном варианте это делает логопед.

Но заблудился немного. (Давай еще раз погладим Ежика, посочувствуем ему).

Ежику очень нравилось в этой части леса, но ему нужно помочь построить дом, двор. Давай поможем построить Ежику дом, двор из всего, что он насобирал. Ребенок фантазирует с постройкой. При необходимости –дать подсказку. Только мы будем строить, молча, потому что Ежик устал и прилег отдохнуть под кустиком.

Какой замечательный дом и двор у Ежика. Теперь у маленького Ежика настроение хорошее. У него есть жилье! Мы погладим Ежика, попрощаемся и пообещаем снова прийти к нему в гости, а может быть, и помочь ему по хозяйству.

      Таким образом, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы. У детей повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируется мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они учатся общаться, дружить и работать в коллективе. Можно так же использовать для профилактики ОРВИ и ОРЗ, при плоскостопии у детей, для повышения тонуса мышц, при головных болях.

      Гигиенический уход за аппликатором предусматривает обработку моющим раствором.  Шампунь, жидкое мыло, средство для мытья посуды, промывание проточной водой и просушивание. Все занятия и игры должны проходить под наблюдением взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...