План-конспект игры-викторины по экологическому воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ставицкая Инна Владимировна

Пояснительная записка

 

Экологическое воспитание в системе дошкольного образования это начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. А результативная деятельность в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих ступеней системы экологического образования.

Достаточно серьёзную проблему для детей старшего дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Но так как далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию, то в данной методической разработке применены различные методы и приемы, формирующие представления об окружающем мире и его защите, бережного отношения к природе и проблемах экологии. В частности использовались игровые пособия «Собери птицу» и «Кто где живет». Заранее подготовлен организационный момент с появлением героев с таинственной посылкой для создания момента интриги и загадки, которые станут мотивирующим фактором занятия. 

Наиболее эффективной формой групповой работы является соревнование, которое не только стимулирует активность всех участников, но и  мотивирует в усвоении экологических знаний, навыков и умений. В процессе проведения игры целесообразно использовать наглядный фотоматериал, цветные иллюстрации, картинки, которые стимулируют развитие воображения, внимания и памяти.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят опыты и эксперименты, по этому в данном плане-конспекте были использованы следующие опыты: «Фильтрация воды», «Где находится воздух». В ходе экспериментальной деятельности мы формируем представления детей о том, что вода и воздух нужны не только человеку, но и всему живому на планете Земля. Ведь вода и воздух – это место обитания растений и животных, а без чистой воды и чистого воздуха нет жизни на нашей планете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stavitskaya_i.v.doc111 КБ
Файл prilozhenie.docx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №6 пгт. Тымовское»

Конкурс: «Палитра методических идей»

Номинация: «Методическая разработка занятия в условиях детского сада»

План-конспект  игры-викторины по экологическому воспитанию

Образовательная область: познавательное развитие (формирование экологических представлений; познавательно-исследовательской деятельности)

Субъект образовательной области: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема: «Земля – наш общий дом»

           

Ставицкая Инна Владимировна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6 пгт. Тымовское»

МО «Тымовский городской округ»

2021 г.

Пояснительная записка

Экологическое воспитание в системе дошкольного образования это начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. А результативная деятельность в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих ступеней системы экологического образования.

Достаточно серьёзную проблему для детей старшего дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Но так как далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию, то в данной методической разработке применены различные методы и приемы, формирующие представления об окружающем мире и его защите, бережного отношения к природе и проблемах экологии. В частности использовались игровые пособия «Собери птицу» и «Кто где живет». Заранее подготовлен организационный момент с появлением героев с таинственной посылкой для создания момента интриги и загадки, которые станут мотивирующим фактором занятия.  

Наиболее эффективной формой групповой работы является соревнование, которое не только стимулирует активность всех участников, но и  мотивирует в усвоении экологических знаний, навыков и умений. В процессе проведения игры целесообразно использовать наглядный фотоматериал, цветные иллюстрации, картинки, которые стимулируют развитие воображения, внимания и памяти.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят опыты и эксперименты, по этому в данном плане-конспекте были использованы следующие опыты: «Фильтрация воды», «Где находится воздух». В ходе экспериментальной деятельности мы формируем представления детей о том, что вода и воздух нужны не только человеку, но и всему живому на планете Земля. Ведь вода и воздух – это место обитания растений и животных, а без чистой воды и чистого воздуха нет жизни на нашей планете.


План-конспект

Образовательная область: познавательное развитие (формирование экологических представлений; познавательно-исследовательской деятельности)

Тема: «Земля – наш общий дом»

Образовательная программа «Развитие+» Л.А.Венгер.

Тип занятия: комбинированное.

Прогнозируемые результаты: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков бережного отношения к окружающему миру и родной природе.

Время: 25 мин.

Цель: формирование элементарных экологических представлений посредством игр-викторин.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представления о планете Земля как общем доме; умение   пользоваться картой мира;

- расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуации (загрязнение воздуха, воды и т. д.);

Развивающие:

- расширять формы практического и умственного экспериментирования при решении проблемных ситуаций и составление собственных высказываний;

- развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь;

Воспитательные:

- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить вежливо вступать в общение;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие».

Форма работы: игра-викторина по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемно – поисковый.

Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы; заучивание загадок о растениях; рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире; изучение карты мира; опыты-эксперименты водой, воздухом, ветром, солнцем; оформление плаката «С днем рождения Земля»; экологическая акция «Берегите природу».

Материал: демонстрационный: карта мира, глобус; иллюстрации животных, растений, птиц; карточки по темам: «Как человек использует воду и воздух», «Чистый и грязный город»; эмблемы воды, воздуха, земли; иллюстрации экологических катастроф.

Оборудование: комплект оборудования для опытов с водой и воздухом; игровое пособие «Собери птицу», игровое пособие «Кто, где живет», проектор, экран, ноутбук, аудиоколонки.

Правила игры: в викторине три тура, в каждом из которых несколько заданий.  За каждый правильный ответ команда получает значок (глобус). По окончанию игры подсчитывается количество значков. Выигрывает та команда, у которой значков больше. В случае затруднения ответа на вопрос, отвечающая команда имеет право попросить помощь у группы поддержки. Викторину оценивает жюри - «Земля», «Вода», «Воздух».

Ход игры.

Под музыку в группу входят дети с эмблемами «Земля», «Вода» и «Воздух».

Ведущий. Ребята, к нам пришли гости и принесли посылку. А что написано на посылке?

Ведущий читает загадку: Шар не велик,

                                На нем страны без людей,

                                Города без домов,

                                Леса без деревьев,

                                Моря без воды. (Глобус)

(Ведущий открывает посылку и достает глобус).

Ведущий. А что такое глобус?

Дети. Это уменьшенная модель земли.

Ведущий. Да, ребята, глобус – это модель земли; на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом. И сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Международному дню Земли (22 апреля) – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

В викторине участвуют две команды детей. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с водой, землей и воздухом.  А оценивать ваши ответы будет жюри, в состав которой входят Земля, Вода и Воздух.

I тур. Вода.

(Ведущий предлагает детям рассмотреть эмблему воды) (приложение 1).

 - Как эмблема связанa с темой викторины. (ответы детей).

 - Cейчаc я пoкручу глобуc, а вы поcмотрите и скaжите, кaкoгo цвета на глoбусе бoльше? (голубого).

- A что обозначено голубым цветом? (вода – реки, моря, океаны).

- A для чего нам нужна вода? (ответы детей).

- Кому еще нужна вода (ответы детей).

 - Мы с вaми знaем, что в морях и океанaх много нефти и газа люди их добывают. Представьте, что вовремя добычи нефти произошла авария и нефть попала в воду (вовремя рассказа ведущий показывает иллюстрацию экологической катастрофы «Разлив нефти») (Приложение 2).

- Что произошло с водой? (ответы детей).

- А такая вода нам нужна на земле? (ответы детей).

- Какой можно сделать вывод? (воду нужно беречь, не засорять водоемы, закрывать краны и т.д.)

Ведущий показывает детям сосуд с загрязненной водой.

- А что можно сделать с этой водой, чтобы она была пригодна для жизни (очистить при помощи фильтра).

(Ведущий дает детям вoзможность высказать свои предположения как можно изготовить фильтр. В случае отсутствия решения на заданную проблему, воспитатель сам предлагает способ ее решения).

Ведущий. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами. Посмотрите, как я это сделаю (кусочек ваты вложить в кусочек марли, вложить в воронку, воронку в чистый стакан). Вот фильтр и готов. Давайте попробуем, как работает фильтр.

                                  Опыт – эксперимент «Фильтрация воды».

                                (Команды делают вывод по окончанию опыта).

Ведущий. Мы с вами узнали самый простой спoсoб oчистки вoды. Нo с фильтрoванной вoдoй мы сталкиваемся каждый день. Вoда, которая попадет к нам в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала вoду берут из реки, затем она пoпадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, вoду очищают oт песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода попадет в водопровод. (В процессе рассказа воспитатель показывает картинки) (приложение 3).

- А сейчас мы поиграем в игру, где каждая команда должна объяснить, чем вода полезна и чем вредна.

                                       Игра «Вода – хорошо, вода – плохо».

        Команда 1.  Хорошо – для питья, умываться, мыть руки, можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, рыбы живут в воде и т.д.  

        Команда 2. Плохо – в жару напиться холодной воды можно заболеть, горячей можно обжечься, на мокром полу можно упасть, часто поливать цветы они погибнут, если не умеешь плавать можно утонуть, бывает наводнение и т.д.

II тур. Земля.

(Ведущий предлагает рассмотреть эмблему земли - глобус с крышей дома)(приложение 4).

 - Как эта эмблема связанна с темой нашей викторины. (ответы детей).

Ведущий. Правильно ребята, земля наш общий дом и в этом туре мы поговорим о жителях земли.

1 конкурс «Звериное царство».

Ведущий. Ответьте на вопросы:

- Кaкой хищник любит мaлину? (медведь).

- Чем еж похож на медведя? (спит зимой).

- Назовите caмое трудолюбивое нacекомое леcа? (муравей).

- Кто в траве cтрекочет, перепеть всех хочет? (кузнечик).

- Как заяц готовиться к зиме? (меняет окраску).

- Где живет белка? (в леcу, на дереве в дупле).

- У какого дикого животного еcть рога и копыта? (ответы детей).

- Что такое «Красная книга»? (ответы детей).

Ведущий. Ребята, помогите вернуть зверей в места их обитания: лес, горы, пустыня, тундра и т.д.

(Капитан команд выбирает конверты, в конвертах изображение зверей. (игровое пособие «Кто, где живет»). Дети должны распределить зверей на карте мира, по месту их обитания. Побеждает та команда, которая правильно выполнит задание).

Видеофизкультминутка.

Ведущий. А сейчас мы встанем и немного разомнемся. Вниманием на экран. (Включается видео). (Приложение 5).

2 конкурс «Растения – наши друзья»

Ведущий. Ребята, а вы знаете ответить на такой вопрос: Какие загадки растут на земле? (ответы детей). Проверим!

(Участники команд по очереди загадывают друг другу загадки про растительный мир. (Приложение 6).

3 конкурс «В гостях у птиц»

Игра «Собери птицу»

(Каждой команде предлагается собрать по три картинки, с изображением птиц. (Игровое пособие «Собери птицу»).

Картинки подбираются таким образом,  что бы птицы были из разных мест обитания. Например: соловей (красношейка), страус, пингвин, белая куропатка, орел и др. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все разрезные картинки и ответит на вопрос «Где обитает птица?»).

III Тур. Воздух.

Ведущий: Ребята, мы переходим к третьему туру нашей викторины, предлагаю рассмотреть эмблему этого тура - воздушный шарик) (Приложение 6).

- Что эта за эмблема и как она связана с нашей викториной? (ответы детей)

- Да, мы поговорим о воздухе. Какой он воздух? (ответы детей).

- Молодцы! Воздух есть везде, он есть и в воде и в земле и в гальке и в губке (ведущий показывает предметы).

- Докажите!

Дети проводят опыты – эксперименты с водой, с землей, с галькой и губкой; и доказывают свою точку зрения.

Примерные высказывания детей: - Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузырьки. Это доказывает, что в воде находится воздух.

- Мы взяли ком земли, гальку, губку и все это опусти в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке, в губке находится воздух.

Ведущий. Ребята, у меня две картинки, с изображением задымленного города и зеленного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему? (Приложение 7).

Примерные высказывания детей: - Мы хотели бы жить в зеленном городе, потому что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и не загрязнять окружающую среду воздухом, которой выходит из труб промышленных заводов.

Ведущий. Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями викторины. Я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошее знание.                          

Земля, Вода, Воздух благодарят детей и награждают команду победителей (вручение грамот).  

Ребёнок читает стихотворение «Нaшa плaнeтa»
                                                   Есть oднa плaнeтa-сaд …
                                                  В этoм кoсмocе хoлoднoм. 
                                                  Тoлькo здесь леca шумят, 
                                                  Птиц скликaя перелётных, 
                                                  Лишь на нeй oднoй цвeтyт, 
                                                  Ландыши в трaве зeлёной, 
                                                  И cтрекозы только тyт 
                                                  В речку смотрят удивлённо. 
                                                  Береги cвoю планeтy – 
                                                  Ведь другой, похожeй, нeтy!
4
                                                                                             (Я. Аким)
 

Методическое обеспечение:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  3. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии / И.В. Бодраченко // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
  4. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
  5.  Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.
  6. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! – М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  8. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
  9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – В. : Учитель, 2008. - 286с.
  10. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.


Учебно-методическое обеспечение

Приложение  5. Ссылка видео физкультминутки https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg&t=30s

 Если нет возможности воспроизвести видео, то можно провести обычную:

Если долго – долго – долго

В самолете нам лететь,   (руки в стороны, наклоны в правую и левую сторону)

Если долго – долго – долго

На Россию нам смотреть,  (повороты в правую и левую сторону)

То увидим мы тогда

И леса, и города,  (руки вверх – машем руками; соединяем в домик)

Океанские просторы (руки перед собой, в стороны)

Ленты рек, озера, горы… (движения по тексту)

Мы увидим даль без края,  (руки в стороны, поворот головы в право. в лево)

Тундру, где звенит весна,  (руки согнуть в локтях, встряхивание кистей рук)

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.  (ходьба, руки в стороны, повороты головы в право, в лево)

Приложение 6. Загадки про растительный мир

Прямо в небо рвется, ввысь,              Летом цветет, зимой греет,

Ты внимательно всмотрись                 Настанет весна – потечет слеза.

Не березы, не осинки,                    (Береза)

Нет листочков, есть хвоинки.

                                           (Ель)

Не береза, не сосна               Весной зеленела, летом загорела,

В тишине стоит она.               Осенью красные кораллы надела.

Но лишь ветер пробежит              (Рябина)

Вся листва на ней дрожит.

                                   (Осина)

        Бусы красные весят,                              Я красна, я кисла,

     Из кустов на нас глядят.                        На болоте я росла,

     Очень любят бусы эти                           Дозревала под снежком,

     Дети, птицы и медведь                          Ну – ка, кто со мной знаком?          

                     (Малина)                        (Клюква)

   

 

   Под листом на каждой ветке                    Красна, сладка, душиста

    Сидят маленькие детки,                    Растет низко, к земле близко.

    Тот, кто деток соберет,                          (Земляника)

    Руки вымажет и рот.

                                      (Черника)

      Он в лесу стоял,                      Что за ребятки на пеньках

      Не кто его не брал,                      Столпились тесной кучкой?

      В красной шапке модной,                      И держат зонтики в руках,

      Ни куда не годный.                      Застигнутые тучкой.

                                     (Мухомор)                                                  (Опята)

      Под осиной гриб тот, дети,                        У березок, посмотри:

      В ярко – красненьком берете.                        Здесь один, тут целых три!

                            (Подосиновик)                                        (Подберезовик)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра-викторина для педагогов «Экологический калейдоскоп»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сот...

Конспект игры-викторины по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы.

Тема: «Мы – россияне!» (игра-викторина)Обобщать и систематизировать знания детей о России....

Интерактивная игра-викторина по нравственно-патриотическому воспитанию "Знаешь ли ты свой город?"

Занятие проводится в виде викторины, дети делятся на 2 группы и отвечают на вопросы о своём родном городе.Для занятия использовалась интерактивная доска и презентация с вопросами....

Игра – викторина по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной группе «Доброта спасет мир»

Игра – викторина                         по духовно-нравственному воспитан...

Игра-викторина по нравственно – патриотическому воспитанию «Тамбов и России – Родина моя! Мы вместе, мы сила и одна семья»

Данная методическая разработка игры предназначена для детей дошкольного возроста. Она подойдет широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Патриотическое вос...

Игра-Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию

Игра-Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Дидактическая игра - викторина по нравственно – патриотическому воспитанию

Дидактическая игра - викторина по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родины»Цель: создать условия для закрепления и расширения ...