ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА Педагогическая находка
консультация (средняя группа)

Педагогическая находка: "Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx149.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова

Актуальность: в современной системе образования много проблем. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. 

Слайд1

Основной задачей ФГОС ДО является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия).

Цель: использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

 Задачи:

1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, разработка и внедрение наиболее эффективных оздоровительных практик, основанных на устном народном творчестве;

 2. расширение лексического запаса, развитие творческого воображения и физических качеств;

3. воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх, воспитание уважительного отношения к культуре родной страны.

Не секрет, что развитие, обучение и воспитание ребенка — дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов — детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Формирование позитивных взглядов на жизнь, стрессоустойчивость, тяга к здоровому образу жизни формируется у человека, начиная с раннего детства. И мы знаем, какие ценности заложены в душу ребенка к пяти годам, такие приоритеты будут у него и во взрослой жизни. Базисными моментами, формирующими характер ребенка в дошкольном детстве, являются — личный пример окружающих и «слово».

«Слово», интонационная выразительность, с которой оно произнесено, играет наиважнейшую роль в воспитании маленького ребенка. Из поколения в поколение из столетия в столетие истоки воспитания маленького человечка начинаются с устного народного творчества — фольклора. То, что отобрано вековыми традициями не может быть плохим. Фольклор — это сильнодействующее воспитательное средство. При помощи него можно похвалить, пожурить, посетовать, пожалеть, успокоить, побудить на какие-либо действия. Отмечается, что различные формы устного народного творчества — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, Интернету, все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения. А ведь как говорилось выше, фольклор и художественная литература — важные средства формирования личности ребенка, развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Таким образом:

Презентация1


Создавая систему работы по укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова», я поставила пред собой цель, чтобы это была комплексная система, воздействующая на ребенка-дошкольника, помогающая воспитать здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства человека. 

Для того чтобы наиболее успешно реализовать поставленные задачи я глубоко изучила исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике. Меня привлекли работы исследователей, решающих этно-педагогические проблемы-профессоров Афанасьева, Гордина, Волкова, Эльдарова, Арутюнян и другие. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.

Опираясь на народные методы воспитания, педагоги создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Детская художественная литература, фольклор, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на развитие образной речи, воспитание нравственных качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни. В результате общения с художественным произведением, фольклором у дошкольников воспитывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости.

29834.003


Это прежде всего включение художественного слова в режимные моменты: во время утреннего приема детей, при проведении утренней гимнастики, во время приема пищи, при проведении коррекционной работы, на прогулке во время наблюдений, при проведении подвижных и спортивных игр, трудовых поручений. Так — же, использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха, что позволило формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту, а благоприятный климат способствовал успешной социализации, формированию положительных нравственных качеств. Использование устного народного творчества в игровой деятельности, помогает раскрыть ребенку возможность
 взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая эмоционально — психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.

 Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова при проведении непосредственно образовательной деятельности сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.

На всех этих мероприятиях использовались разные произведения устного народного творчества, такие, как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок.

На мероприятиях по изобразительной деятельности использование фольклора помогает воспринимать красоту, расширяет представление о способах и средствах создания выразительного образа в изобразительном искусстве. Все это оказывает развивающее воздействие на формирование его эмоциональной сферы, эстетических чувств.

На познавательных занятиях использование фольклора помогает ребенку испытывать чувство радости, радостного удовлетворения и восхищения природными явлениями, постигать тайны природы, окружающего мира. В речевой деятельности с помощью устного народного творчества дети приобщаются к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомятся с историей своего родного края.
В двигательной деятельности мы использовали фольклор для развития эмоциональной сферы, активности, а также русские народные игры. Особое значение придавали подвижным, хороводным играм — как важному фактору развития и воспитания. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д. Устное народное творчество помогает поддерживать внимание, интерес детей, желание слушать, смотреть и повторять вместе или отдельно, вырабатывать правильную речь.

Таким образом, влияние устного народного творчества и художественного слова на психическое здоровье заключается в формировании позитивных взглядов на жизнь, развивает стрессоустойчивость личности. Влияние на физическое здоровье отражается в сформированности положительного отношения к здоровому образу жизни.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

Используемая литература:

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор -  М.: Высшая школа, 1987.

2. Василенко, В.А. Детский фольклор— М.: Высшая школа, 1978.

3. Виноградов, Г.С. Народная педагогика -  Иркутск, 1996.

4. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии - Иркутск, 1990.

5. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики = Новосибирск, 1985.

6.Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор - М, 1991.

7. Виноградов, Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики— Л., 1978.

8. Кагаров, Ю. Е. Что такое фольклор//Художественный фольклор. Вып. IV—V. М., 1999.

9. Этнопедагогика.: М., 2000. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001.

10. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. — Курган: КГУ, 1998.

11. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория практика физической культуры. — 1980.