Педагогический проект в средней группе: «Овощи и фрукты – полезные продукты».
проект (средняя группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovoshchi_i_frukty.docx56.02 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в средней группе:

«Овощи и фрукты – полезные продукты».

Воспитатели: Арсенчук И.С., Зверева С.И.


Тип проекта: практико - ориентированный.
По количеству участников: коллективный.
По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги).
По продолжительности: август 2019 г.

 Аннотация: В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, которую принято называть временем детского гиповитаминоза, но и осенью ребенку обязательно следует употреблять натуральные витамины.
Некоторые дети осенью склонны к болезням. Потому что, не все люди закаленные; одеваются не по сезону. У слабых детей часто ухудшается здоровье: болит голова, в глазах «звездочки», все тело вялое, плохое настроение, они капризны. Поэтому детям необходимо правильно питаться. Ведь здоровье – это то, что мы едим. Пища помогает ребёнку расти, даёт ему необходимую энергию. Поэтому еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда - это, прежде всего свежие овощи, фрукты и ягоды.
Данный проект предназначен для детей средней группы ДОУ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью. Проект объединит воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.
Программное содержание: Расширение представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, речь.
3. Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Проблема: Какова роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья.
Предполагаемый результат:
- понимание детьми значения витаминов для сохранения и укрепления здоровья,
- понимание необходимости правильного питания,
- развитие познавательных и творческих способностей детей,
- обучение умению осуществлять поисково – исследовательскую деятельность,
- повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Витамины».
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы:
чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов;
наблюдение;
рассматривание книжных иллюстраций, предметов, наглядного материала;
проведение дидактических игр;
проведение целевых прогулок;
сочинение сказок про овощи и фрукты;
- заучивание стихотворений детьми;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
сообщение дополнительного материала воспитателем, родителями;
- загадывание загадок;
- чтение литературных произведений родителями;
- организация продуктивной деятельности;
- организация познавательно-исследовательской деятельности;
проведение итогового мероприятия.

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Форма работы с детьми:
1. Рисование «Овощи», «Фрукты».
2. Лепка «Овощи», «Фрукты».

3. Рассматривание иллюстраций различных овощей и фруктов, книг о ЗОЖ.
4. Д/и «Фрукты», «Угадай на вкус», «Собираем урожай».
5. С/р игра «Овощной магазин», «На даче», «Больница».
6. Беседа «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Витамины».
7. Заучивание загадок и стихов об овощах и фруктах.
8. Чтение: стихотворения И. Финк «Овощи и фрукты», Я. Аким «Яблонька», Е. Трутнева «Урожай, урожай!»; белорусская народная сказка «Пых», русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь»; рассказ Л.Толстой «Старик сажал яблони...»
9. Пальчиковая гимнастика «Салат», «Каша».
10. Приготовление овощного салата-винегрета.

Форма работы с родителями:
1. Консультация «Овощи и фрукты - витаминные продукты».
2.Папка-передвижка «Витаминный калейдоскоп»

3. Рецепты любимых блюд из овощей.
4. Сочинение вместе с детьми сказок про овощи и фрукты.
5. Подбор иллюстраций и картинок на тему «Овощи и фрукты - витаминные продукты».
6. Беседы с родителями «Как надо питаться, чтобы быть здоровым?

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных для салата, кухонного инвентаря; беседа о здоровье; беседа о пользе овощей и фруктов; чтение и заучивание стихов, загадок про овощи и фрукты.
Итог проекта:

-Познавательный досуг «Овощи и фрукты-полезные продукты»;
- Оформление тематической папки «Загадки с грядки»;
- Оформление тематической папки «Вкусные стихи»;
- Оформление тематической папки «Витаминные семейки»;
- Оформление папки «Загадки про овощи и фрукты»;
- Оформление книги сказок про овощи и фрукты.



Сценарий организации НОД:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Ход досуга
Воспитатель:Сегодня наш праздник
Обещает быть неплох.
Мы расскажем обо всем,
Поиграем и споем.
А девиз у нас таков:
«Крепким будь и будь здоров!»
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье! Кто хочет быть здоровым?
Дети. Все!
Воспитатель. Какого человека можно назвать здоровым?
Дети. Веселого, подвижного, неболеющего.
Стук в дверь. В гости приходит Ваня Заболейкин.
Воспитатель. Здравствуй, мальчик? Ты кто?
Ваня:Заболейкин Ваня я,
Только болен я, друзья.
У меня унылый вид,
Очень голова болит.
Ломит спину, колет бок,
Нужен врач, он мне б помог.
Воспитатель
Хватит охать и реветь,
Стыдно мальчику болеть.
Приходи к нам в детский сад,
Здесь узнаешь от ребят:
Как здоровым, сильным быть,
Как без грусти день прожить.
Правда, дети, мы ведь сможем?
Заболейкину поможем!
Дети. Да!
Воспитатель. Какая у тебя странная фамилия, Заболейкин!
Ваня. А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому что я постоянно болею. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра я заболею, и буду сидеть дома.
Воспитатель. Что-то непонятное с тобой творится? Неужели тебе нравится все время болеть, ходить по больницам, пить таблетки. А вы, ребята, любите болеть?
Дети. Нет!
Воспитатель. Почему?
Дети. Скучно сидеть дома, лежать в постели.
Воспитатель. А что ты любишь кушать, Заболейкин?
Ваня. Конфеты, печенье, торт, кока-колу, лимонад, жвачки, чипсы» фанту.
Воспитатель. Это все вкусно, дети?
Дети. Да!
Воспитатель. А полезно ли это?
Дети. Нет!
Воспитатель. А какие полезные продукты вы знаете?
Дети. Это овощи, фрукты и ягоды!
Воспитатель: (Раздаётся стук в дверь.)
Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.
Все:Это доктор Айболит.
Айболит: Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?
Репа: Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья, в этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Воспитатель: Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

Песня «Урожай собирай».

Воспитатель: А теперь поиграем. Игра «Отгадай загадку

Весной повисло –
Все лето кисло,
А сладко стало –
На землю пало. 
(Яблоко.)

Кругло и гладко,
Красно и сладко,
Ел - плевался,
А доволен остался. 
(Вишня.)

У мамы дочки
Висят на шнурочке. 
(Клубника, земляника.)

Три сестры похожи,
Но разные по коже:
Одна - белянка,
Другая - румянка,
Третья - смуглянка. 
(Смородина.)

На белом пальчике –
Красивый наперсток. 
(Малина)

Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают,
Хоть она и неуклюжа,
Но она на фрукт похожа. (
Груша)

Круглый я и гладкий,
Большой, тяжелый, сладкий.
Мякоть моя красная –
Снадобье прекрасное. (Арбуз)

На сучках висят плоды,
Посинели от жары… ( сливы )

Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - … ( фрукты )

Воспитатель: А как отличить фрукты от овощей?
( Фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона, а овощи на огороде.)
Воспитатель: А теперь поиграем.

Игра “ Собери овощи и фрукты ”.
(Одна команда собирает в корзинку овощи, а другая - фрукты.)
Игра «Отгадай овощ или фрукт на вкус».

Воспитатель: Дорогой, Айболит! А чем полезны овощи и фрукты?
Айболит: В них содержатся такие вещества волшебные, которые сразу помогут стать здоровыми, румяными и бодрыми.
Воспитатель: Ребята, о каких волшебных веществах говорит Айболит?
Дети: О витаминах!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Заболейкину, как полезны для здоровья эти витамины.

Небольшая сценка в стихах про витамины:

София: Витамины - ценные вещества,
Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Витаминов много - всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витамин А
Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!
Витамин Е
Витамин Е укрепляет наш организм,
Защищает от болезней и прочих катаклизм.
Замедляет процессы старения,
Предупреждает болезней сердца развитие.
Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,
Зелень, черешню, бобы и злаки.
Витамин Р
Витамин Р стимулирует обмен веществ,
Укрепляет здоровье крови,
Отгонит от нас все напасти
Лимон, апельсин и салат.
Маша:
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Воспитатель: И какой же здесь напрашивается вывод?
Дети: Все витамины важны для здоровья.
Воспитатель: А теперь поиграем.

Игра «Витаминные семейки».
(Дети - Витамины собирают свои семейки, т.е. овощи и фрукты, в которых они находятся.)
Песня «Антошка»

Заболейкин Ваня: Я понял,
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо фрукты, овощи любить.
Все без исключенья –
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Доктор Айболит: Ну конечно, Ваня,
Чтобы быть здоровому,
Дары бери садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Тот, кто ест морковку,
Станет сильным, крепким, ловким.
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг.
Кто капусту очень любит,
Тот всегда здоровым будет.
Чтобы это не забыть,
Нужно вместе повторить:
Тот, что много ест моркови…
Дети: Станет сильным, крепким, ловким!
Доктор Айболит: Верно! А кто любит, дети лук…
Дети: Вырастает быстро вдруг!
Доктор Айболит: Кто капусту очень любит…
Дети: Тот всегда здоровым будет!
Доктор Айболит: Молодцы, дети! Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми.
Воспитатель: Наше развлечение подошло к концу, и я думаю, что благодаря вам Ваня больше никогда не будет болеть. Чем же нужно питаться, чтобы быть здоровыми, красивыми, умными?
Доктор Айболит: Да, да, и еще не забывайте мыть руки, овощи и фрукты перед едой!
Воспитатель: Дорогой Ваня, доктор Айболит послушайте частушки про здоровый образ жизни:

Частушки про здоровый образ жизни

  • Пропоем мы вам частушки,
  • Слушайте внимательно,
    И под музыку все вместе
    Хлопайте старательно!
  • Все здоровый образ жизни
  • Мы с ребятами ведем,
    Хоть еще мы дошколята,
    От взрослых не отстаем!
  • Будем мы всегда здоровы,
  • Будем крепкими расти,
    Если спортом заниматься, -
    Станешь самым сильным ты!
  • Мы дадим совет Ванюше
  • ,И ребятам дорогим:
    Драгоценнейшим здоровьем
    Дорожите вы своим!
    Про таблетки и лекарства
    Позабудьте навсегда,
    Пусть у вас друзьями станут
    Овощи, фрукты и ягоды!
  • Вам понравились частушки?
  • Мы пропели их для вас!
    Всем желаем мы здоровья
    В этот светлый добрый час!

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение N1
Распределение деятельности по этапам проекта
«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Приложение № 2

СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Иринка и спрашивает:
- Ты кто?
- Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.
Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.
- В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.
- Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.
- Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.
- Тогда за дело!
Мы морковку чистим- чистим,
Мы морковку трем- трем.
Сахарком ее посыпим
И сметанкою польем.
Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!
Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Сказка про Яблочко

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари выросло Яблочко. Увидела его внучка Иринка и спрашивает:
- Ты кто?
- Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное! – ответило яблоко.
Побежала Иринка к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте.
- Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями – сказала баба Варя.
- Яблоко - чудесный фрукт
Оно растет и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок его всем полезен,
Помогает от болезней.
Чтоб здоровым сильным быть,
Надо яблоки любить
Все без исключения-
В этом нет сомнения! – воскликнула Иринка.
Решила Иринка, что будет всегда есть яблоки и про болезни забудет навсегда.

Груша - Фастунишка

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари выросла огромная груша. Она так гордилась своими размерами, что постепенно превратилась в фастунишку.
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Так любила она хвастаться.
Сначала все фрукты и ягоды в саду снисходительно посмеивались над ней, но вскоре им это надоело, и они решили проучить фастунишку.
Всех размеров и цветов
Ягоды и фрукты
Собрались на совет,
Чтоб проучить невежу.
Они долго думали и придумали. По выходным в гости к бабе Варе из города приезжала внучка Иринка. Бабушка ее очень любила и разрешала рвать любые фрукты и ягоды в саду. Иринка очень любила груши. Этим и решили воспользоваться заговорщики.
В воскресенье приехала внучка и сразу же побежала в сад. Все фрукты и ягоды стали дуть на грушу, наша фастунишка не удержалась и упала на землю, прямо под ноги Иринки.
- Какая огромная груша, отнесу- ка я ее бабе Варе.
- Мы спечем большой пирог
С грушовой начинкой,
Выдавим грушовый сок
В стакан для Иринки. – сказала бабушка
Вот так фрукты и ягоды проучили фастушишку!

Хрустик – Путешественник

Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда слышала подобные вопросы.
Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше его дома.
Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под листиком, Хрустик отправился в путешествие.
Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.
- Ты кто? - спросил его Хрустик.
- Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
- Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.
- Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.
И Хрустик пошагал дальше. На пути ему встретилась морковка.
- Ты кто? - спросил его Хрустик.
- Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
- Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.
- Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.
Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.
- До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас мне пора домой! - сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключения Помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова: «Мои!», «Моя!», «Мое!».
Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» - закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.
Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину зелени несет. «Мое!» - закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.
Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик нанизывает перчики на веревку. «Моя!» - закричал Помидорка и отнял веревку с перчиками.
Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.
- Заставлю плакать всех вокруг,
Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук.
- Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе;
И к пище я приправа,
И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок.
Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий,
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово,
Ешьте меня всяким
Излечу от злобы
Будете здоровы – сказал обиженный Перчик.
Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.
С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.

Приключения Вишенки.

В деревне Сказкино, в саду у бабы Вари росла старая вишня. Весной она зацветала, а летом на ней созревали вишенки. Вишенки росли, наливались соком и превратились в розовощеких красавиц.

Но однажды в сад залетел злой Ветерок. Он стал раскачивать ветки старой вишни. Одна Вишенка не удержалась и упала на землю. Огляделась по сторонам и испугалась. Все вокруг было незнакомым и большим.
Покатилась вишенка по дорожке. Катится, катится, а навстречу ей маленький Ежик:
- Вишенка - Вишенка, я тебя съем!
- Не ешь меня, а то подавишься!
И покатилась Вишенка дальше. Катится, катится, а навстречу ей маленький Зайчонок:
- Вишенка - Вишенка, я тебя съем!
- Не ешь меня, а то подавишься!
И покатилась Вишенка дальше. Катится, катится, а навстречу ей маленький Медвежонок:
- Вишенка - Вишенка, я тебя съем!
- Не ешь меня, а то подавишься!
Не послушался Медвежонок, съел Вишенку и подавился. Раскашлялся Медвежонок, заплакал. На шум прибежала Медведица:
- Что случилось, сынок?
- Я подавился вишней.
- Сколько раз тебе говорила, что надо выплевывать косточку!
И стала лапой хлопать Медвежонка по спине, приговаривая:
- Хоть круглая и гладкая, красная и сладкая,
А чтоб довольным быть, надо косточку выплевывать!
- Все понял, сынок?
- Да понял, понял! – ответил Медвежонок и посеменил за матерью
в малинник.

Приложение N 3

ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ

Под землею птица
Гнездо свила,
Яиц нанесла. (
Картофель)

И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом …. (
Картошка)

Я — красная девица,
Зеленая косица!
Собой горжусь,
Для всего гожусь!
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и винегрет,
И... зайчишкам на обед! (
Морковь)

Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (
Морковь)

Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. (
Свекла)

Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают,
Хоть она и неуклюжа,
Но она на фрукт похожа. (
Груша)

Он тяжелый, он пузатый,
Носит фрак свой полосатый,
На макушке хвостик- ус,
Спелый изнутри 
(Арбуз)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце — как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (
Арбуз)

Стоит матрешка
На одной ножке
Закутана, запутана. 
(Капуста)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (
Капуста)

Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий,
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово,
Ешьте меня всяким
Будете здоровы. 
(Лук)

Растет на грядке
Зеленая ветка,
А на ней красные детки. (
Помидор)

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (
Помидоры)

Вот так чудо в новом роде:
Рыбы нету в огороде, а икры добыли,
В банки разложили. 
(Баклажан.)

Цветок — медовый,
А плод - пудовый. 
(Тыква.)

Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе;
И к пище приправа,
И на микробов управа. 
(Чеснок.)

Весной повисло –
Все лето кисло,
А сладко стало –
На землю пало. 
(Яблоко.)

Кругло и гладко,
Красно и сладко,
Ел - плевался,
А доволен остался. 
(Вишня.)

У мамы дочки
Висят на шнурочке. 
(Клубника, земляника.)

Три сестры похожи,
Но разные по коже:
Одна - белянка,
Другая - румянка,
Третья - смуглянка. 
(Смородина.)

На белом пальчике –
Красивый наперсток. 
(Малина)

Обезьяна утром рано
В зоопарке ест… 
(Бананы)

Желтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (
Апельсин)

Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (
Яблоко)

На сучках висят плоды,
Посинели от жары… (
Сливы)

Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - … (
Фрукты)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (
Яблоко)

Есть в саду зелёном чудо:
Листья ярче изумруда,
Серебристые цветы
И, как солнышко, плоды. (
Облепиха)

Летом — в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою — в бочке,
Крепкие, солёные. (
Огурец)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (
Лук)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста?
Если я... (
Капуста)

Голова на ножке,
В голове горошки. (
Горох)

Приложение N 4

ВИТАМИННЫЕ СЕМЕЙКИ

Витамин «А»

Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.

Чем витамин А полезен:
- Предотвращение нарушения зрения в сумерках.
- Он способствует формированию светочувствительного пигмента (родопсина).
- Обеспечивает целостность поверхностных клеток, которые формируют кожу, слизистые оболочки ротовой полости, кишечника, дыхательных и половых путей.
- Повышает сопротивляемость организма различным инфекциям.
- Способствует росту и укреплению костей, сохранению здоровья кожи, волос, зубов, десен.
- Оказывает антираковое действие.
- Эффективен при лечении аллергии.
- Повышает внимание и ускоряет скорость реакции.
- При наружном применении эффективен при лечении фурункулов, карбункулов.
Витамина А особенно много содержится в печени, особенно морских животных и рыб, сливочном масле, яичном желтке, сливках, рыбьем жире.
Каротин в наиболее высоких концентрациях обнаружен в моркови, абрикосах, листьях петрушки и шпината, тыкве.

Витамины группы «В»

Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор.
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.

Чем витамины группы В полезны:
- Необходимы для нервной системы.
- Стимулируют работу мозга.
- Улучшают переваривание пищи, особенно углеводов, участвуют в жировом, белковом и водном обмене.
- Способствуют росту организма.
- Нормализуют работу мышц и сердца.
- Повышают защитные силы организма при неблагоприятном воздействии факторов окружающей среды.
- Стимулируют работу желудочно-кишечного тракта.
- Эффективны при лечении невритов, невралгий, радикулитов.
- Помогают при морской болезни и укачивании в полете.
Особенно много этого витамина в сухих дрожжах, хлебе, горохе, крупах, грецких орехах, арахисе, печени, сердце, яичном желтке, молоке, отрубях.

Витамин «С»

А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле -
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
Витамин С - аскорбиновая кислота,
Польза организму от нее велика.
Она иммунитет повышает,
Болезни прочь прогоняет.

Чем витамин С полезен:
-Витамин С предохраняет организм от многих вирусных и бактериальных
инфекций.
-Повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов.
-Помогает очищать организм от ядов, начиная от сигаретного дыма и кончая
ядами змей.
-Активизирует работу эндокринных желез, особенно надпочечников.
-Улучшает состояние печени.
-Ослабляет воздействие различных аллергенов.
-Способствует снижению холестерина в крови.
-Защищает от окисления необходимые организму жиры и жирорастворимые
витамины (особенно А и Е).
-Ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих десен.
-Повышает сопротивляемость организма к любым неблагоприятным
воздействиям.
- Эффективен при лечении большинства заболеваний.

Больше всего витамина С содержат свежие фрукты, овощи, зелень. Шиповник, облепиха, черная смородина, красный перец — настоящие кладовые этого витамина. Продукты животного происхождения практически его не содержат.

Витамины группы «В»

Витамин В1 - тиамин,
Такой полезный господин.
Он пищеварительную, нервную системы укрепляет,
Память отличную сохраняет.
Много его в гречке, картошке и бобах,
В грецких орехах, рисе, овощах.

В витамине В2 нуждаются глаза,
Печень, кожа, нервная система.
Он улучшает состояние ногтей, волос,
Обновляются ткани и идут в рост.
Он содержится в яйцах,
Красной рыбе, молоке,
Мясе, сыре, грибах,
Зеленых листовых овощах.

Витамин В6 - ценное вещество,
Хорошо влияет на все процессы оно.
В крови, печени, нервах происходят изменения,
Витамин В6 оказывает благотворное влияние.
Кушайте смородину, фасоль, шпинат,
Бананы, мясо, рыбу и яйцо.
И не будет болеть у вас ничего.

Витамин В9 - фолиева кислота,
Необходима для нормального кроветворения и роста.
Этот витамин улучшает аппетит,
Обеспечивает здоровый вид.
Он есть в зеленых овощах,
Цветной капусте, морковке, бобах.

Витамин В12 в любую погоду,
Активизирует обмен жиров, белков и углеводов.
В12 - витамин роста,
Употребляя его, вырастаешь быстро.
Он содержится в таких продуктах,
Мясе, рыбе, сыре, яйцах и морепродуктах.

Витамин «Е»

Витамин Е укрепляет наш организм,
Защищает от болезней и прочих катаклизм.
Замедляет процессы старения,
Предупреждает болезней сердца развитие.
Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,
Зелень, черешню, бобы и злаки.

Чем витамин Е полезен:
- Являясь одним из самых мощных природных антиоксидантов, витамин Е
включается в клеточную мембрану и удаляет свободные радикалы — главные разрушители организма.
- Сохраняет иммунную систему, смягчает отрицательное влияние радиоактивных веществ.
- Предотвращает развитие серьезной болезни глаз — катаракты.
- Необходим для профилактики атеросклероза и, как следствие, сердечных
заболеваний.
- Способствует накоплению в организме витамина А, нужен для устранения
последствий гипервитаминоза D.
-Препятствует окислению жиров, витамина А, селена, двух серосодержащих
аминокислот и, в некоторой степени, витамина С. Оказывает омолаживающее действие, замедляя старение клеток, вызванное окислением.
- Снижает утомляемость. Ускоряет заживление ожогов.
- Эффективен при лечении мышечной дистрофии.
Больше всего витамина содержится в растительных маслах, печени животных, яйцах, злаковых, бобовых, брюссельской капусте, брокколи, ягодах шиповника, облепихе, зеленых листьях овощей, черешне, рябине, семенах яблок и груш. Также его достаточно много в семенах подсолнечника, арахисе, миндале.

Витамин «Р»

Витамин Р стимулирует обмен веществ,
Укрепляет здоровье крови,
Отгонит от нас все напасти
Лимон, апельсин и салат.

Чем витамин Р полезен:
-Обладает мощным капилляроукрепляющим действием, снижает проницаемость сосудистой стенки, предотвращает и излечивает кровоточивость десен.
-Необходим для нормального всасывания и обмена витамина С, предохраняет витамин С от разрушения и окисления, а также способствует его накоплению в организме.
-Оказывает влияние на работу щитовидной железы.
-Предохраняет адреналин от окисления.
-Повышает устойчивость к инфекциям.
-Помогает при отеках и головокружении, связанных с болезнями внутреннего уха.
-Используется при лечении заболеваний, характеризующихся повышенной проницаемостью сосудов, диатезов, кровоизлияний в сетчатку, аллергических заболеваний, инфекционных болезней и т. д.
Основные источники витамина Р — цитрусовые (лимоны, апельсины, грейпфруты, особенно белая кожура и междольковая часть), абрикосы, гречиха, ежевика, черешня, шиповник, черная смородина, черноплодная рябина, петрушка, салат. Значительное количество биофлавоноидов содержится в таких напитках, как чай, кофе, вино, пиво.


Приложение N 5

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ДОУ (средняя группа)

Тема: «Витамины».
Интегрируемые образовательные области: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Задачи: формировать у детей представления о правильном питании, о витаминах, их назначении, ценности для жизни и здоровья; расширить словарь по теме «Витамины»; развивать умения обследовательских действий, умения определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь), вкусу, запаху; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа: изготовление шапочек витаминов; карточек с изображением продуктов питания с содержание витаминов А, В, С; заучивание стихов про витамины; чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайка и его друзей», чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов; свежие овощи и фрукты; «Чудесный мешочек»; фломастеры; белая бумага ½ альбомного листа; шапочки витаминов; карточки с изображением продуктов питания с содержание витаминов А, В, С.
Планируемые результаты:
- понимание детьми значения витаминов для сохранения и укрепления здоровья;
- понимание необходимости правильного питания;
- обучение умению выстраивать игровое действие, сопровождая его речью, соответствующей его содержанию;
- повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Витамины».

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.
В гости к детям приходит Незнайка.
Воспитатель: Ребята, пока вы ходили на завтрак к нам в гости кто – то пришел. Хотите узнать кто?
Дети: Да! Это Незнайка. Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, дети. Я так рад, что вы меня узнали.
Воспитатель: А почему у тебя такой несчастный вид?
Незнайка: Со мной постоянно происходят разные истории, вот и теперь я поспорил с Пончиком, что съем огромный торт, два килограмма конфет и выпью ящик «Фанта». Теперь мне так плохо, боюсь, что в больницу попаду.
Мой друг Знайка сказал, что я неправильно питаюсь. Знайка посоветовал мне обратиться в детский сад к вам. Он говорит, что вы все знаете и поможете мне.
Воспитатель: Поможем Незнайке?
Дети: Да!
2. Игра «Я покажу – ты расскажи».
Незнайка: Я принес с собой корзину с продуктами. Помогите мне разобраться в том, какие из них полезные, а какие вредные.
Незнайка по очереди достает продукты, а дети называют их и рассказывают «вкусные» или «полезные» эти продукты.
Незнайка: А в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей.)
Незнайка: А какие продукты самые полезные для здоровья? (Ответы детей.)
Воспитатель: А еще в овощах и фруктах есть вещества, которые очень важны для нашего здоровья и жизни. Они называются... (Витамины.)
Воспитатель: Ребята, а давайте позвоним Доктору Айболиту. Он точно все знает о витаминах и с радостью расскажет нам. (Дети звонят Доктору Айболиту и приглашают его в гости.)
3. Рассказывание по теме «Витамины».
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Незнайка! Долго я шел и наконец-то добрался до вас. Я хочу рассказать вам о своих друзьях.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины 
А, В, С.
Если вы будете мало принимать витаминов, то будете плохо расти. Вы не будете бегать, прыгать, веселиться, потому что у вас просто не будет сил. И поэтому к вам будут приставать всякие болячки, и с ними трудно будет бороться.
Доктор Айболит: Ой, а я вижу своих друзей. Это Витамины. Идите ко мне, мои друзья.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, что Витамины на организм человека влияют по-разному. Давайте мы их послушаем.
Витамин А.
Я, Витамин 
А, очень важен для зрения.
Я
 есть в моркови, абрикосах, арбузах.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Витамин В: Я, Витамин В, помогаю сердцу, чтобы оно хорошо работало. Я есть в черном хлебе, в мясе, геркулесе.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Витамин С: Я, Витамин С, укрепляю ваш организм, помогаю бороться с простудами. Я есть в апельсинах, лимонах, капусте, в петрушке, в шиповнике.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин D: А я, Витамин D, делаю ваши ноги и руки крепкими, укрепляю кости. Я есть в рыбьем жире, яйцах, молоке.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
А вам без них лучше жить.
Воспитатель: Спасибо вам, Доктор Айболит и милые Витаминки, будьте нашими гостями. Приглашаем вас на разминку.
4. Физкультминутка.
Мы капусту рубим, рубим 
(резкие движения руками).
Мы морковку трем, трем 
(потереть ладошки друг о друга).
Мы капусту солим, солим 
(потереть кончики пальчиков).
Мы капусту мнем, мнем 
(сжимать кулачки).
Пробуем - пересолили! 
(2раза.)
5. Игра «Определи на ощупь».
Доктор Айболит предлагает поиграть всем в прятки: он прячет в мешочек овощи и фрукты, а дети на ощупь должны определить и назвать их.
6.Игра «Определи на вкус».
Дети закрывают глаза. Доктор Айболит предлагает им попробовать некоторые овощи и фрукты, определить, что же они съели, при помощи чего определяли их.
- Понравились ли вам вкусовые качества продуктов?
- Что вы больше всего любите? Почему?
7.Рисование «Мой любимый продукт».
Дети рисуют по воображению и памяти те овощи и фрукты, которые больше всего любят. Затем рассматривают их с гостями.
8. Рефлексия.
Воспитатель: - Незнайка, ты понял, как правильно надо питаться?
Ребята, о каких витаминах вы сегодня узнали?
- Чем вам понравилось заниматься?
- Давайте поблагодарим наших гостей и подарим наши рисунки Незнайке.


Проект для средней группы «Овощи».

Вид проекта: Исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: Краткосрочный (2 недели  сентября).

Цель проекта: обобщить и расширить знания детей об овощах  через разные виды деятельности, осуществляя преемственную связь ДОУ и семьи, закрепление знаний о витаминах, их пользе для здоровья человека и о содержании тех или иных витаминов в овощах.

Задачи проекта:

1. Расширять знания  об овощах.

2. Дать представление о пользе овощей.

3. Совершенствовать творческие способности детей посредством работы с бумагой.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Воспитывать бережное отношение к труду человека.

Методы исследования:

-сбор информации;

-беседы;

-наблюдения;

      -анализ.

Продукт проектной деятельности:

1. Аппликация «Заготовки на зиму».

 2.Лепка: « Угостим зайку морковкой»

3.Рисование «Овощи».

4. Выставка книг по теме "Овощи ".

5.Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».

6. НОД( Модельно-конструктивная деятельность) на тему: "Сарайчик для овощей".

7.НОД (ФКЦМ - ознакомление с природой): « Что нам осень принесла?»

8.НОД(Художественно-эстетическая деятельность)-Лепка «Овощи»

9. Сюжетно - ролевая игра: «Поездка в деревню к бабушке»,». « Сварим борщ для мамы».

10.Наблюдение за ростом овощей на огороде.

11.Трудовая деятельность: помочь воститателю собрать урожай моркови с грядок.

12.Чтение стихотворения ОВОЩИ. Ю.Тувим, сказки «Репка».

11.Чтение четверостиший об овощах.

12.Загадки об овощах.

13.Подвижная игра «Огуречик»

14.Хороводная игра -«Огородная хороводная»

15. Игра-драматизация «Репка».

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей «Правильное питание».

2. Оформление выставки  с рисунками «Волшебное превращение овощей».

3. Оформление фотоальбома «Урожай собирай и на зиму запасай».

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап включает в себя подбор демонстрационного, дидактического и сенсорного материала, методической литературы.

2. Основной этап реализует тему: «Овощи ».

3. Заключительный этап состоит в оформлении альбома «Урожай собирай и на зиму запасай»; театрализованное представление "Репка".

Материал к проекту.

ОВОЩИ  Ю.Тувим.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох! 
Ю.Тувим.

Четверостишия про овощи

Н. Довженко

У 
морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.


Е. Неменко

Блеск на кожице атласной. 
Стоп! На грядке – светофор! 
Это светит ярко-красный 
Сочный спелый  
помидор


Е. Неменко

Говорят, ты острый, 
перец
Что, и вправду ты как нож? 
Ну, не веришь, так не веришь… 
Надкуси, тогда поймёшь!

Н. Довженко


Тыква наша растолстела,
Раздуваются бока.
К сентябрю позолотела
Стала цвета медяка.
             ***
Ах, зацвёл в капусте густо
В центре плотный белый ком.
Это - плод  
цветной капусты
Вырос снежным бугорком.

             ***
Редька нас зимой спасает
От хворобы и простуд.
Нам здоровье предлагает
С мёдом редечный сосуд.

                ***    

У капусты платьев шилось
Штук, наверное, пятьдесят,
Их одела, нарядилась,
Как красив её наряд!

Вот зелёный 
огурец,
Крепкий чудо-молодец!
И пупырчатою  кожей,
На лягушку чуть похожий.

Друг от дружки близко-близко
Ярко-красная 
редиска,
Им бы всем купить расчёски
К модным хвостикам-причёскам!

В. Сибирцев

Ох, сидит в земле и крепко
Наша сказочная 
репка!
Помоги, не стой, не смейся,
Овощ тянем всем семейством!


Папе я не понарошку 
Помогал копать 
картошку:
Пол ведра – мой ценный вклад,
Не картошка – просто клад!

Овощ этот съесть не просто,
Запах - резкий, привкус – острый,
Но полезность высока
Даже в дольке 
чеснока!



В. Лызлова

Кто лежит такой пузатый
И в рубашке полосатой?
Это вам не пустячок,
Это чудо - 
кабачок!




И. Ефремов

У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый 
лук!


Принц-
горошек для красы
Отпустил себе усы
И на колышки полез –
Там теперь усатый лес!

Загадки про овощи.

  1. Что за скрип? Что за хруст?
    Это что еще за куст?
    Как же быть без хруста,
    Если я … !
    (Капуста)
  2. Дом зеленый тесноват:
    Узкий длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда —
    Треснул домик гладкий,
    Поскакали кто куда
    Круглые ребятки.
    (Горох)
  3. Этот овощ — генерал,
    Овощам всем командир.
    Если вы его сварили,
    Не забудьте снять мундир…
    (Картошка)
  1. Золотистый и полезный,
    Витаминный, хотя, резкий.
    Горький вкус имеет он
    Обжигает… не лимон.
    (Лук)
  2. Никогда он не грустит,
    А хрустит, хрустит, хрустит.
    Хочешь, так подай на стол,
    Хочешь брось его в рассол.
    (Огурец)
  3. Щеки розовые, нос белый,
    В темноте сижу день целый.
    А рубашка зелена,
    Вся на солнышке она.
    (Редиска)
  4. Он кусает, но не пес.
    Зубок есть. Но где же рот?
    Белый носит сюртучок.
    Что это, скажи? … .
    (Чеснок)
  5. Растут на грядке елочки,
    Не колют их иголочки.
    В земле запрятан ловко
    Их корешок…
    (Морковка)
  6. Этот овощ тыкве брат —
    Тоже с виду толстоват.
    Лег под листик на бочок
    Между грядок…
    (Кабачок)
  7. Очень вкусная она,
    Рыжий цвет и так нежна,
    Можно кашу делать даже,
    Не найти ее вновь краше.
    Пусть тяжелая, большая,
    Радуемся все ее срывая.
    Есть на грядке, угадаем,
    Дружно хором называем.
    (Тыква)
  1. Летом, не боясь жары,
    Зрели красные шары.
    Вызрели как на подбор.
    Что за овощ?
    (Помидор)
  2. Кто развел тут беспорядки –
    Овощ посинел на грядке!
    А давай его возьмем,
    Отнесем погреться в дом!
    Вот ведь смеху! Что за дело!
    Не замерз ведь, а поспел он,
    Этот гость из южных стран.
    Он зовется…
    (Баклажан)
  3. Зёрна жёлтые в початке,
    Все молочные и сладки,
    У царицы полей,
    Назови её скорей!
    (Кукуруза)
  4. Кругла, а не солнце,
    Желта, а не масло,
    С хвостиком, а не мышь.
    (Репа)
  5. Он похож на светофор:
    Красный, желтый иль зеленый.
    Всем известен с давних пор
    Фаршированный, соленый.
    Ты в салат его клади
    И в приправы добавляй.
    Ты без дела не сиди,
    Овощ этот называй.
    (Перец)
  6. Сложно без нее прожить –
    Борщ уж точно не сварить
    И не сделать винегрета,
    Чтоб был красного он цвета!
    Хоть в земле она растет,
    За столом ей — честь, почет!
    Часто трут ее на терке
    Для салатов. Это …
    (Свекла)

Подвижная игра.

«Огуречик - огуречик…»

Цель:  укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.

Ход: на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:                           Огуречик, огуречик,

                                         Не ходи на тот конечик,

                                         Там мышка живет,

                                         Тебе хвостик отгрызет.

 Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

Хороводная игра -«Огородная хороводная»

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер».  Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай, увози наш урожай!

Консультация для родителей:

 «Правильное питание для дошкольников»

«Человек рождается, здоровым,

а все его болезни приходят к нему через рот с пищей»                                                                                                                                       Гиппократ

     Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

    Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

    Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям  на  заметку:

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.                                              

Как правильно сидеть за столом:

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками;
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
  • На стол можно положить только запястья, а не локти;
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
  • Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом. 

Во время еды следует:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания.

    “Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!”  - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

    Научите вашего ребёнка:

  • Соблюдать правила личной гигиены;
  • Различать свежие и несвежие продукты;
  • Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

    Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

    Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

  1. ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
  2. после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
  3. увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
  4. Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей.

    Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

    Итак, играем.

      “Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

      “Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

      Например:

      Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

     Продавец. Это молоко!

     Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.