Как помочь адаптироваться маленьким детям в коллективе.
картотека

Сабитова Наталья Евгеньевна

Представленные игры направлены на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми, а также на сплочение детского коллектива и установления позитивных взаимоотношений между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_adaptirovatsya_malenkim_detyam.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

    Как помочь   адаптироваться           маленьким детям

                в коллективе. Коллективные игры для детей.

                                «Солнышко»

Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

                 Ходит солнышко по кругу

                 Дарит деточкам свой свет.

                 А со светом к нам приходит

                 Дружба – солнечный привет.                          

                        Игра «Змей», или «Поезд»

Общее дело, как известно, способно объединять, детей в том числе. Предоставьте малышам возможность насладиться ощущением соучастия в общем процессе. Заранее дома склейте из белых листов бумаги длинную

ленту (не слишком широкую, но и не узкую). Нарисуйте получившемуся змею глаза, приклейте красный язычок, а вот декорацией тела должны будут заняться дети. Ориентируясь на число детей в группе, приготовьте для них наклейки из самоклеющейся бумаги. Каждому – по большому самоклеящемуся листу (в совокупности все приклеенные листы должны полностью покрывать тело змея) и паре мелких цветных наклеек (ромбики,

кружочки) для украшения. Разложите змея на столе и каждому малышу определите участок работы. Для первого раза - достаточно. Позже по этому же принципу можно мастерить поезд. Только к каждому участку работы (вагончику) теперь прикрепляйте по паре детей: один будет приклеивать корпус вагона, второй, например, - головки пассажиров, выглядывающих из окна. Постепенно учите детей работать в паре, в коллективе, находя свою роль в общем процессе. Рассматривая получившийся поезд «Дружба», спросите детей, кто в нем едет. Пусть каждый идентифицирует себя и свой вклад в общую работу, указав на приклеенные головки, выглядывающие

из одна. Это мой вагончик!" - скажет малыш. А вы поправляйте: «Это твой и Славин вагон, - вот он, а вот ты - вы вместе едете в одном вагоне, который

мастерили сообща. Следом за вами Варя и Андрей, Петя и Маша. Вас везет поезд дружбы, который вы сделали вместе». Со временем, если вы будете планомерно работать в этом направлении, дети оценят пользу совместной работы. Предложенные выше задания не требуют много времени на подготовку. А их исполнение может длиться всего несколько минут. Главное, чтобы эти минуты проходили для детей радостно. И эта радость была неизменным спутником детишек первые месяцы адаптации в коллективе. Постепенно, благодаря вашим стараниям, малыши научатся доверять друг другу, работать сообща и получать удовольствие от коллективного взаимодействия.

                   

                              Игра    «Снежный ком»

Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество и т.п.

                         

                               Игра «Интервью»

Чтобы дети прониклись к вам доверием, выслушайте их. Поверьте, не всем комфортно в садике первые дни, поговорить о своих эмоциях хочет каждый, но вот слушателя найти не так-то просто. Соберите детей в круг, встаньте посередине и предложите им познакомиться. Положительные эмоции, от вас

исходящие, - лучший способ установить контакт и поднять настроение ребятам. Поэтому улыбайтесь и придумывайте различные рифмы, обращаясь к детям. Некоторые заготовки вам помогут лучше сориентироваться. Чтобы у детей был образец, первым проинтервьюируйте своего помощника (вашего ребенка). Затем продолжайте разговор с другими детьми.

Назовите свое имя и предложите детям назвать свое. При этом обыграйте ваше знакомство и последующее интервью стихотворной рифмой. Самое главное на начальном этапе общения - завоевать доверие ребят. Как только вы начинаете рифмовать слова, дети перестают видеть в вас тетю Настю или тетю Иру, и хоть на вас нет шутовского колпака, для них вы теперь сказочный персонаж, безусловно заслуживающий доверия, а не посторонний человек.

И все же познакомьтесь с каждым:

- Тетей (имя) меня зовут,

А ты кто будешь тут?

(Показывайте на первого ребенка. Первый ребенок называет имя)

(другое имя), ты мой друг,

- Как тебе живется тут?

Хорошо.

(Помогайте ребенку, если он не отвечает, или переадресуйте вопрос другому ребенку)

- Хорошо - это значит весело?

(вопрос к другому малышу)

- Да. ( отвечает второй малыш)

«Да» всегда вы говорите или нет?

Да - это правильный ответ.

Обратитесь к следующему ребенку:

Тетей (имя) меня зовут,

А ты кто будешь тут?

Обращайтесь к следующему ребенку. Ребенок называет свое имя)

- (имя), ты мой друг,

Как тебе живется тут?

Плохо.

(может быть и такой ответ)

- Плохо? Тебя обидел кто-то?

Нет… Да!

- Значит, улыбнись, привет!

Ну, прости, он не со зла!

Примиритесь, вы друзья!

Задавая свои вопросы, вы можете перекидывать детям мяч. После знакомства со всеми ребятами и выяснения настроения в коллективе обратитесь к собравшимся детям, хотят ли они поиграть.

- Дружно, весело играть умеете?

Да!

- Друг за друга болеете?

Да!

- Тогда - начинается игра!

С этой прелюдии можно начинать каждый день, выясняя у детей настроение и исправляя негативный фон во взаимоотношениях потенциальных друзей.

Стремитесь, чтобы, стоя в круге, малыши постепенно начинали брать друг друга за руки, но не настаивайте на этом.

                               

                             Игра «Клубочек»

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя  последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

                           

                              Игра «Вагончики».

В игру «Вагончики» можно играть при любом варианте исполнения. Главный плюс этой забавы состоит в том, что дети дотрагиваются друг до друга, образуя общее тело поезда - из своих индивидуальных вагончиков. Игра позволяет почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, а также расширить границы личного пространства.

Туту, туту, мы едем в садик,

Везем гостинцы, везем подарки,

Везем и лыжи, и палки.

Для ваших деток коньки и санки…

Детей паровозиков может быть сколько угодно, только договоритесь о названии каждого заранее. Тогда ваша задача только в том, чтобы отдавать команды «машинистам» всех поездов:

Поезд с орехами не туда заехал,

Развернись через правое плечо,

Прицепи вагон еще, (к поезду присоединяется еще один ребенок).

с конфетами, поверни налево,

Отцепи вагончик, тот, что будет первый.

(первый ребенок покидает поезд, чтобы, например, присоединиться к другому составу).

Поезд Девчоночки», подъезжай к столу,

Погрузи в вагончики мишку и юлу.

Дети берут в руки игрушки,

Дети строятся паровозиком, обхватывая талию впереди стоящего, и следуют за паровозом, роль которого взрослому. Когда самый простой вариант игры отработан, приступайте к работе с более сложной версией. Например, поезд

может идти под мостом. Соорудите его из рук ребят, пусть малыши образуют два параллельных рядка и соединят руки таким образом, чтобы образовалась арка. Теперь под мостиком могут следовать «составы». При этом по вашей команде малыши, участвующие в создании мостика, должны будут поймать

нарушителей правил движения, следующих под мостом":

Чух-чух-чух-чух, поезд быстро летит,

Хотя красный свет горит,

Ловим нарушителя!!!

(малыши обхватывают руками детей постом»

Чухчух чух-чух, желтый загорелся,

Поезд медленно ползет,

Успеет, интересно?

Не успел, ловите его!!!

Чухчух чух чух, зеленый свет мерцает,

Поезд быстро несется, проехать успевает!

Пропускаем паровозик!

Первая часть стихотворения адресована детям, формирующим паровозик, вторая - тем, кто изображает мост. Малыши учатся взаимодействовать, расширяя границы личного пространства. Кроме того, в процессе игры отрабатывается внимание, способность работать по инструкции.

                             Игра «Остров конфликтов»

Развивать умение находить выход из конфликтных или близких к конфликтным ситуаций, используя невербальные и вербальные способы

Детям сообщается, что они попали на остров конфликтов. «Ребята, мы должны помочь жителям этого острова. Они постоянно ссорятся, не умеют правильно общаться, не умеют находить выход из трудных ситуаций.

Варианты:

-Девочка разбила мамину любимую вазу

-Мальчик порезал палец

-Ребенок упал в лужу в новых брюках

-Девочка потеряла новую куклу

-Мальчик не дает свою машинку другим детям поиграть

-Девочка постоянно толкается

-Человек требует пропустить его

-Ребенку порвали книгу

-Девочка требует купить игрушку

                          Игра «Любознательный мяч»

Дети на первых порах плохо запоминают имена друг друга. Помогите им запомнить имя каждого одногруппника. Соберите детей в круг, возьмите в руки мяч и встаньте в центр образовавшегося круга. Попросите малышей вспомнить имена всех девочек в вашей группе (или просто знакомые им имена), а затем угадать имя, которое вы загадали. Начинайте перекидывать мяч детям по кругу. Поймав мячик, малыш должен назвать свой вариант девичьего имени и вернуть мяч обратно ведущему. Как только один из детей правильно назовет имя, которое вы загадали, выведите его из круга в центр и

попросите угадать, кто та самая девочка, имя которой он угадал. Описывайте малышку, стоящую в круге, пока ребенок не догадается, о ком речь. Если же ребенок сразу укажет на нужную вам девочку, пусть вместо вас попробует перекидывать мяч из центра круга другим детям с тем, чтобы другие малыши называли основные приметы девочки с угаданным именем (красивая, добрая, кудрявая, в желтом платье и т. д.). Тот, кто не сможет выразить словами свое отношение к согруппнице, становится в центр круга. Роль ведущего расшевелит пассивного малыша: пусть теперь он загадывает имя своего товарища, а другие дети пытаются его угадать. Подобным образом можно инициировать игру угадай животное, угадай цвет юбочки стоящей в кругу девочки», угадай игрушку, и т. д.

                      Игра «Отгадай, чей голосок?»

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок». (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

                 

                    Игра «Встаньте дети, встаньте в ряд»

Дома заранее нарежьте из цветного картона разноцветные квадратики. Заготовки принесите в группу вместе с чистым листом белой бумаги и булавками для крепления. Присмотритесь к детям, какого цвета у них сегодня рубашечки, а какого - штанишки и юбочки. Попросите детей произвольно выстроиться в ряд. А затем на белом листе бумаги разложите в определенном порядке свои заготовки таким образом, чтобы их тон повторял цвет «верха» или «низа» костюмов ребят. Если почти у всех малышей темные шорты и белые футболки, используйте для идентификации цвет босоножек, например, или разбейте на небольшие подгруппы. Покажите малышам свою заготовку и под веселые хлопки начинайте медленно произносить:

«Изучите свой наряд и встаньте дети, встаньте

ряд".

Попросите детей выстроиться таким образом, чтобы ряд из цветов их футболок (шорт, босоножек или розданных игрушек) совпадал с цветами ряда в заготовке. Первый раз проведите показательную игру, помогайте детям выстроиться правильно, в соответствии с цветовой гаммой. Затем модернизируйте игру, например, вы можете прикрепить к футболкам ребят разноцветные кружки и попросить выстроиться таким образом, чтобы получился светофор (красный, желтый и зеленый), одуванчик (белый кружок в середине, желтые по кругу) и т. д. Если желающих поиграть собралось достаточно много, разделите детей на группы по 3-5 человек. Пока играет одна группа, другие поддерживают, подсказывают - словом, участвуют в общем процессе. Игра сближает детей, поскольку в ней нет победителей и побежденных, все заняты выполнением одной задачи. Дети учатся соучаствовать, сопереживать. Кроме того, игра развивает внимание и логические способности детишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения и проявление эмоций у ребенка адаптирующегося к новому организационному коллективу

поможет родителям разобраться в причинах легкой  адаптации детей к детскому саду...

Коллективные игры для детей КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ В КОЛЛЕКТИВЕ. Как сплотить двухлеток?

Коллективные игры для детейКАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ В КОЛЛЕКТИВЕ.Как сплотить двухлеток?...

Как помочь адаптироваться замкнутому ребенку в детсуком коллективе

Данную информацию можно использовать для работы с замкнутыми детьми как родителям, так и педагогам...

Как помочь адаптироваться маленьким детям в коллективе. Как сплотить двухлеток?

Как помочь адаптироваться маленьким детям в коллективе. Как сплотить двухлеток?...

Папка- передвижка: "Как помочь адаптироваться детям в коллективе. Как сплотить двухлеток"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18810895","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"451"}}]]...

Как помочь адаптироваться маленьким детям в коллективе?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25863722","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...