Консультация для родителей "осанка и плоскостопие"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жирохова Ольга Анатольевна

Консультация для родителей "осанка и плоскостопие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osanka_i_ploskostopie.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

        

Осанка: ее назначение и виды.

        Под осанкой понимается непринужденное, привычное положение тела при стоянии или движении, беге. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.

        Различает следующие виды осанки:

  1. Отличная осанка – передняя поверхность грудной клетки выступает над поверхностью живота, спина равномерно волнообразна, что зависит от позвоночных изгибов.
  2. Хорошая осанка – голова чуть наклонена вперед, передняя поверхность живота выступает над поверхностью грудной клетки, равномерная волнообразность изгибов спины несколько нарушена.
  3. Удовлетворительная осанка – грудная клетка  плосковатая, передняя поверхность живота значительно выступает над грудной клеткой. Волнообразность спины нарушена, особенно в поясничном отделе позвоночника.
  4. Плохая осанка – голова выдвинута вперед, грудь впалая, спина сутулая.

        Все указанные дефекты в осанке обычно возникают у физически слабых детей, не занимающихся физическими упражнениями.

        Нужно оберегать детей от этого заболевания. Для этого необходимо знать анатомо-физиологические особенности ребенка, соблюдать правила гигиены, заниматься физическим воспитанием детей. Обеспечить их рациональным питанием. Только тогда сколиоз исчезнет и перестанет быть бичом детей.

Причины:

  1. Неравномерное развитие мышц (мышц спины, мышц живота, мышц бедер), удерживающих позвоночник в правильном положении.
  2. Уменьшение или увеличение угла наклона таза.
  3. Неправильный режим питания.
  1. Плохие условия сна (неудобная, слишком мягкая или слишком жесткая, короткая постель и т. д.).
  2. Несоответствующая росту ребенка мебель – стол, стул, кровать.
  3. Неудобная одежда (стесняющая движения ребенка или вызывающая неравномерную нагрузку на мышцы).
  4. Неправильные позы и плохие привычки. К таким привычкам относится:
  • стояние с опорой на одну и ту же ногу. Такая привычка способствует возникновению косого положения таза, ведущего к боковому искривлению позвоночника;
  • неправильное сидение за столом (во время выполнения домашнего задания, рисования, чтения книг и др.), опуская локоть одной руки, сгибая спину, с висящими в воздухе ногами или подкладываем одной ноги на сидение стула. Такая поза перекашивает плечевой пояс и таз, стесняет грудную клетку;
  • читать и рисовать лежа в постели на боку. Это ведет к боковым искривлениям позвоночника и нарушениям осанки.
  1. Однообразные движения, например отталкивание одной и той же ногой при  езде на самокате, прыжки только на одной и той же   ноге  при игре в «классы» и др.

      Причиной же всех видов нарушений осанки является недостаточное развитие мышечного корсета, а также физических качеств, прежде всего силы и силовой выносливости.             

Формы и средства формирования правильной осанки

        Для предупреждения дефектов осанки необходимо соблюдать целый ряд профилактических мер. Они носят комплексный характер, и эффект их в большей степени зависит от отношения к этим вопросам в семье и в школе.

        Чтобы уменьшить опасность формирования различных нарушений осанки, следует уделять большое внимание детской мебели. Мебель должна быть устойчивой, рабочее место хорошо освещенным. Стол, стул или парта должны соответствовать не только возрасту, но и физическому развитию ребенка.

        Следует соблюдать определенные требования к рабочей позе ребенка. Она должна обеспечивать симметричное расположение частей тела относительно его оси.

        Школьникам младших классов рекомендуется носить учебники и тетради в ранце, который, если он надет правильно, обеспечивает симметричную осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

        Исправление различных нарушений осанки - процесс долгий и длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки  и ликвидация порочных условных рефлексов требует особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию.

        Очень важное место среди других профилактических мероприятий занимает организация правильного режима, особенно двигательного. Чередования сна и бодрствования, время приема пищи, прогулки, различного рода занятия – все это должно быть построено в полном соответствии с возрастными особенностями ребенка. Особое внимание должно быть уделено полноценному физическому воспитанию.

      Очень полезны беседы о значении правильной осанки для здоровья (с детьми и их родителями), утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки (в процессе занятий).

Комплексы упражнений

для профилактики нарушений осанки.

И.п. - стоя у гимнастической стенки или стены.

Основные задачи:

а) воспитание навыка правильной осанки;

б) укрепление мышечного корсета.

1. Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки: затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены - удержать с напряжением на 4-6 счета - повторить 10 раз.

2. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение с напряжением всех мышц - повторить 10 раз.

3. Принять правильную осанку у стенки, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку с напряжением всех мышц - повторить 10 раз.

4. Принять правильную осанку у стенки, сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса и туловища. Принять правильную осанку с напряжением мышц -  повторить-10 раз.

5. Принять правильную осанку у стенки, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение - повторить 10 раз.

 И.П. - лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу).

6. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и.п. - 6-8 раз.

7. Прижать поясницу к полу. Встать, принять правильную осанку, сохраняя в пояснице то же положение напряжения, что и в положении лежа - повторить 6-8 раз.

Упражнения в ходьбе.

1. Принять правильную осанку в и.п. стоя. Ходьба с остановками, поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки 1-2 минуты.

Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Выполнить 1 круг.  

2. Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку), остановка для проверки правильной осанки перед зеркалом или партнером. Выполнить 1-2 круга.

3. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений - в полуприседе, с высоким подниманием бедра (чередование 4-8 шагов) 1-2 минуты.

     

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

НА ЗАНЯТИЯХ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ.

        В качестве средства формирования правильной осанки используются подвижные игры с акцентированием внимания на правильную осанку.

ИГРА «КОЛОБОК»

Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному. В руках первых игроков по мячу. Учитель читает четверостишие:

«Наш веселый колобок

Покатился на лужок.

Кто быстрей его вернет,

Приз команде принесет».

        С последним словом первые игроки поднимают мяч над головой, наклоняются назад, передают его назад и так до последнего игрока в колонне, который бежит с мячом вперед, встает впереди колонны и снова мяч передается назад. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие не окажутся впереди колонны. Выигрывает та команда, направляющий которой первым встанет на свое место.

ИГРА «СОВУШКА»

        На площадке обозначается круг диаметром 1,5 м - это гнездо «совушки» (водящего). «Совушка» становится в центр круга, принимая положение основной стойки (спина прямая, живот подтянут, руки опущены). Игроки, взявшись за руки, идут по кругу приставными шагами, приговаривая:

«Ах, ты совушка-сова,

Ты большая голова.

Ты на дереве сидишь.

Ночь летаешь, днем ты спишь».

        Учитель подает команду: «День наступает, все оживает!» Дети, изображая мышек, встают на ноги и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки». Затем учитель говорит: «Ночь наступает, все замирает». Дети замирают. Через некоторое время выбирается другой ведущий, и игра продолжается. В конце игры называются дети, которые ни разу не были запятнаны «совушкой».

 «ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ»

        Все участники выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По команде водящего «Шаг вперед!», «Два шага назад», «Присесть, руки вперед», «Кругом!» и т.д., все выполняют указанное движение, стараясь сохранить правильную осанку. Водящий после каждой команды осаливает того, кто не смог сохранить правильную осанку. Этот участник пропускает следующую команду. Таким образом, выигрывает тот, кто первым достигает финиша, т.е. сделает меньше ошибок и пропустит меньше команд, потому что сохранял правильную осанку.

 «ПЯТНАШКИ»        

 Основное положение играющих – на носках, ноги полусогнуты, пятки и  колени соединены, спина прямая, руки к плечам, голова прямо. Игрока, принявшего такое положение, осаливать нельзя. Водящий старается догнать и осалить того, кто не успел убежать от него или не принял своего основного положения. 

«ВЫПРЯМЛЕНИЕ»

Играющие построены друг за другом, руки на пояс в наклоне на 45 0.

прогнувшись. По сигналу последний выпрямляется, принимает правильную осанку, хлопает по плечу впереди стоящего и т.д. до конца. Все в стойке смирно, потом 1-й дает команду кругом и становится в наклон, хлопок другому и все встают в исходное положение.

«НЕ УРОНИ МЕШОЧЕК»

Занимающиеся идут с мешочком на голове по коридору шириной 25 см, сохраняя правильную осанку.

Профилактика плоскостопия.

        На формирование осанки большое воздействие оказывает состояние нижних конечностей, в частности свода стопы.

        В основе профилактики плоскостопия лежит, прежде всего, укрепление мышц стопы. С этой целью необходимо выполнять различные двигательные действия, в той или иной степени, влияющие на состояние свода стопы: ходьба и бег босиком, по песку, по неровной почве, по гальке, различного рода прыжки, спортивные и подвижные игры и т.д. Целенаправленное воздействие на мышцы стопы возможно при использовании комплекса специальных упражнений, выполняемых в различных исходных положениях: в движении, стоя, сидя, лежа.

        При выполнении комплекса упражнений «Гимнастика для стоп» следует придерживаться следующих правил:

  • «гимнастика для стоп» является составной частью занятий учебных групп ОФП и корригирующей гимнастики. С этой целью упражнения для укрепления и растяжения мышц стопы должны использоваться до или после основной нагрузки занятия. Упражнения для расслабления мышц стопы должны выполняться после основных упражнений:
  • в течение недели желательно проводить 2-3 занятия «гимнастики для стоп» продолжительностью каждого из них от 20 до 30 мин. Комплекс «гимнастики для стоп» должен включать в себя от 10 до 15 упражнений;
  • между упражнениями не должно быть длительных интервалов отдыха;
  • выбор упражнений должен быть таким, чтобы они не требовали длительной подготовки к их выполнению;
  • упражнения желательно выполнять на относительно мягкой поверхности - на песке, на матах и т.п.;
  • при выполнении упражнений нужно снять обувь, носки и чулки;
  • выполняя упражнения «гимнастики для стоп», необходимо сохранять правильную осанку.

         

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия.

Примерный комплекс упражнений

для профилактики плоскостопия у детей

  1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо. Темп средний. 1-3 мин.
  2. «Мишка косолапый»: ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо. Темп средний. 2-5 мин.
  3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см). Темп медленный. По 5-8 раз вверх и вниз.
  4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны. Темп медленный. 10-12 раз.
  5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами. Темп медленный. 10-12 раз.
  6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку. Темп медленный. 8-12 раз.
  7. Катание мяча поочередно правой и левой ногой. 2-5 мин.
  8. Сидя на стуле, поочередное сгибание и разгибание стопы, не отрывая пяток от пола. Темп средний, 10-12 раз.
  9. Сидя на гимнастической скамейке, захватывание, поднимание и перекладывание пальцами ног предметов, лежащих на полу. 1-3 мин.

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии.

Упражнения выполняются в исходном положении

лежа на спине:

  1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.
  2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений   расслабление.
  3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
  4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.
  5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги.  Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.
  6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.  

сидя:

  1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.
  2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.
  3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
  4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.
  5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые   движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.
  6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.
  7. Сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.
  8. В упоре сидя сзади развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

  стоя:

  1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно.  Перекат с пятки на носок и обратно.
  2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
  3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.
  4.  Носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
  5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.
  6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.
  7. То же, но, стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в исходное положение.  
  8. Стоя на рейке гимнастической стенки. Приподнимание на носки и возвращение в и. п.
  9. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

 в движении:

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на наружных краях стоп.

3. Ходьба в положении носки внутрь, пятки наружу.

4. Ходьба в положении носки внутрь, пятки наружу, с поочередным приподниманием на носки.

5. Ходьба на носках полусогнутых ног.

6. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.

7. Скользящие шаги с одновременным сгибанием пальцев.

8. Ходьба по ребристой доске.

9. Ходьба вниз по наклонной плоскости.

10.Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости.

         Следует отметить, что только комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволит достичь эффективной коррекции нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо  дифференцированное обучение, воспитание и развитие параллельно с коррекцией, оздоровлением, реабилитацией, как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Тем самым наряду с целым комплексом педагогических, психологических, оздоровительных  задач решаются и акмеологические задачи: осуществляется связь профилактики оздоровления и самопознания, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, развития и саморазвития.       

                                                       

Родители – главные помощники.

         Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. Первостепенной задачей при организации образовательного процесса является создание атмосферы теплоты и взаимопонимания.

        В работе с родителями необходимо предусмотреть:

  • индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку  с учетом его возможностей;
  • подкреплять результаты положительной оценкой;
  • практические занятия по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком (утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, закаливающие процедуры и т.д.);
  • индивидуальные консультации с привлечением социального педагога и  психолога.

Советы для родителей.

        Что   предпринять,   если   у  ребенка   сформировалась   плоская   спина   или   возникла сутулость, одно плечо стоит выше другого или началось боковое искривление позвоночника?

Профилактика развития нарушений осанки и плоскостопия должна быть комплексной и включать:

а)        сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б)        правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального
укорочения конечности, возникшее за счет нарушения осанки; компенсация дефектов стоп
(плоскостопие, косолапость);

в)        оборудовать рабочее место за столом соответственно росту;

г)        организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна,
бодрствования, питания и т.д.);

д)        постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия
физическими упражнениями; полезны лыжные прогулки, плавание, туризм; ежедневное
выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики;

е)        отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное
положение тела во время сидения (за партой, столом, дома в кресле и т.д.);

ж)        контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении
рюкзаков, сумок, портфелей и др.)

з)        обязательны занятия корригирующей гимнастикой.

Беседа с родителями

«Осанка».

        Каждый хочет видеть своего ребенка здоровым, сильным, жизнерадостным, стройным и красивым. Кто не любовался выправкой военного или спортсмена. Развернутые плечи, стройный трос, голова красиво откинута назад. Разве не залюбуешься идущей легкой походкой стройной девушки! Актрису мы узнаем в толпе по красивой осанке и особой простоте, непринужденности, элегантности движений.

        Выработка и закрепление навыков правильной осанки - длительный процесс. У детей правильную осанку необходимо воспитывать с раннего возраста и в этом отношении не ослаблять внимание до 18 лет, как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях, школах, техникумах, институтах.

        Осанка - привычная поза непринужденного стоящего человека, она определяется способностью без напряжения держать корпус и голову прямо. Зависит она от положения позвоночника, который удерживает мышечно-связочным аппаратом в строго вертикальном положении.

        Физиологические изгибы четко развиваются к 6-7 годам. Окончательное закрытие ростковых зон скелета завершается к 18-20 годам.

        Неправильно сформировавшиеся изгибы позвоночника не только делают телосложение некрасивым, но отрицательно влияют на оптимальное функционирование его органов и систем, нарушая гармоничное развитие личности. Физиологические изгибы увеличивают пружинящие свойство позвоночника и предохраняют внутренние органы человека от толчков и сотрясений.

Предупреждения развития, а также устранение неправильной осанки должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, методистов физической культуры и медицинских работников детских дошкольных учреждений и школ.

        Контроль за позой ребенка дома и в детских дошкольных учреждениях, школе воспитывает правильную активную осанку. В воспитании правильной осанки большое значение приобретает организация игрового и рабочего места ребенка дома и в школе. Спинка сидения должна быть немного отклонена назад (угол 110 градусов), верхний край спинки должен находиться на уровне середины лопаток, высота сидения должна соответствовать длине ног. Также нужно правильно подобрать и высоту стола.

        При исправлении осанки и сохранении ее различных положениях от детей требуются проявление воли и настойчивости. Для осуществления этой задачи необходимо внушать детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, помнили о ней в течение дня и периодически проверяли себя у зеркала.

        Давайте поговорим об упражнениях для выработки хорошей осанки. Их много. Но сначала внимательно посмотрите на себя в зеркало. Правильная осанка характеризуется хорошо выраженными естественными изгибами позвоночника (в области шеи, груди, поясницы), при этом голова и туловище находятся на одной вертикали, конечности выпрямлены.

Если вы вдруг заметили, что плечи расположены не симметрично - одно несколько выше, насторожитесь! Это один из признаков бокового искривления позвоночника - сколиоза.

Посмотрите, как вы стоите, Если голова и плечи опущены, а спина округлая (сутулая), это так же говорит о дефекте осанки. От такой позы позвоночник искривляется. Это влечет за собой слабость мышц брюшного пресса: живот быстро становится дряблым, уменьшается объем грудной клетки, а значит, страдает дыхание.

            А теперь выполним специальные тесты определения осанки и состояния свода стопы:

  1. Встаньте спиной вплотную к стене. Если осанка правильная - лопатки, ягодицы и пятки будут
    касаться стены. Если же стены касаются только лопатки и пятки, осанка неправильная.
  2. Чтобы определить, устраним этот дефект или уже зафиксировался, встаньте по стойке
    «смирно», вытянитесь. Вот уже коснулись стены и ягодицы! Значит в данном случае еще нет
    анатомических отклонений, а есть небрежность. Невнимание к себе!

        Нужно запомнить правильную позу и следить за тем, чтобы ее сохранять во время сидения и ходьбы, иначе, эти, функциональные нарушения перейдут в анатомические изменения, а в этом случае команда «смирно» уже не поможет.

        Определить состояние свода стопы можно став обеими ногами на чистые листы бумаги и обведя карандашом контур стоп. Далее, не сходя с места, немного приподнять правую ногу и полностью опереться на левую, обвести карандашом контур правой стопы. После этого сравните контуры первого и второго измерения. Если они полностью совпадают, то состояние стоп в пределах нормы. При уменьшение контура стопы второго измерения (стояние на одной ноге) состояние стоп отличное, а при увеличении - плохое.

Лучше вовремя начать заниматься специальной гимнастикой, следить за собой.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

        Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов анкеты, цель которой определить Ваши знания о правильной осанке, ее формировании о причинах возникновения нарушений осанки.        

        Заполнить анкету не трудно.

        Для максимального удобства Вашей работы над анкетой, после каждого вопроса дается несколько вариантов возможных ответов. Прежде чем ответить на вопрос, просим Вас внимательно прочесть все варианты и после этого, подчеркнуть соответствующий Вашему мнению или убеждению.

Заранее благодарим Вас за помощь!

1. Можете ли Вы дать определение правильной осанки?

а) Да.

б) Нет.

в) Затрудняюсь ответить.

2. Беседуете ли Вы со своим ребенком о правильной осанке?

а) Да.

б) Нет.

в) Редко.

3. Проверяете ли вы осанку своего ребенка самостоятельно?

а) Да.

б) Нет.

4. Делает ли Ваш ребенок утреннюю зарядку?

а) Да.

б) Нет.

в) Редко.

5. Знакомы ли Вы с упражнениями, которые направлены на развитие  правильной осанки?

а) Да.

б) Нет.

в) Затрудняюсь ответить.

6. Правильная ли осанка у Вашего ребенка?

а) Да.

б) Нет.

в) Затрудняюсь ответить.

7. Знакомы ли Вы с причинами возникновения неправильной осанки?

а) Да.

б) Нет.

в) Затрудняюсь ответить.

8. На чем спит Ваш ребенок?

а) Кровать с панцирной сеткой.

б) Кресло-кровать.

в) Диван.

г)   Кровать с жестким матрацем.

9. Нужна ли Вам консультация о формировании правильной осанки?

 а) Да.

 б) Нет.

Большое спасибо!

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики

для детей с нарушениями осанки.

Упражнение 1 -Исходное положение стоя, руки на поясе; Разведение локтей со сведением лопаток - вдох, возвращение в исходное положение-выдох, (повторить 4-5 раз).

Упражнение 2 -Исходное положение стоя, руки в стороны: круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз), дыхание произвольное.

Упражнение 3 -Исходное положение стоя, ноги врозь, руки к плечам; наклоны корпуса вперед с прямой спиной - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (повторить 4-5 раз).

Упражнение 4-Исходное положение стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз)

Упражнение5-Исходноеположение стоя с палкой в руках; приседание до создания угла 90º  с вытягиванием рук вперед - вдох, возвращение в исходное положение - выдох (повторить 4-5 раз).

Упражнение 6- Исходное положение стоя с палкой в руках; поднимание палки вперед - вдох, возвращение, в исходное положение - выдох (повторить 4-5 раз).

Упражнение 7- Исходное положение лежа на спине; попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза).

Упражнение 8- Исходное положение лежа па животе, руки на поясе; разгибание корпуса -вдох, возвращение в исходное положение -выдох (повторить 3-4 раза).

Упражнение 9-Исходное положение стоя, руки на поясе; подскоки с последующей ходьбой.

Упражнение 10-Исходиое положение стоя, руки перед грудью; Разведение рук в стороны-вдох, сведение-выдох (3-4 раза).

        Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье ребенка, является двигательная  физическая активность. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. 

        Физическая культура раскрывает внутренние силы и возможности каждого ребенка, использует их для полного развития личности, а так же развивает у детей уверенность в собственных силах,  формируя чувство собственного достоинства  и желание заботиться о своем здоровье.        

        Главное – это приобщение подрастающего поколения к спортивно – оздоровительному образу жизни!                      

Предупреждение нарушений осанки у детей (памятка).

        Различные отклонения от нормальной осанки (сутулость, крыловидные лопатки, усиление поясничного изгиба позвоночника и др.) чаще возникают у детей со слабо развитой мускулатурой, имеющих привычку неправильно держаться при сидении и стоянии, перегружающих позвоночник.

        В связи с этим, для предупреждения подобных нарушений особенно большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие, а также воспитывающие у ребенка правильное положение тела и обеспечивающие частичную «разгрузку» позвоночника.

        Улучшение физического развития ребенка может быть достигнуто занятиями утренней гимнастикой, физкультурой, спортом. Особенно полезны физические упражнения, укрепляющие мышцы спины и живота. Эти упражнения лучше проводить в положении лежа.

Наиболее рекомендуемыми видами спорта являются плавание, ходьба на лыжах (с длинными палками), игра в мяч (волейбол, баскетбол).

Как предупредить плоскостопие (памятка).

        Гигиенические правила и рациональный режим статической нагрузки на нижние конечности.

  1. Необходимо ежедневно делать прохладную ножную ванну.
  2. Необходимо выработать у детей походку без излишнего разведения стоп.
  3. Полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку.
  4. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви.
  5. Не рекомендуется чрезмерная продолжительная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, камням, асфальту.
  6. Лицам, с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными ступнями) и отягощения большими грузами.
  7. При необходимости длительного стояния полезно для снижения утомления в мышцах ног перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы.

                     

                                ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

И.п- сидя за партой, руки опущены.

1.-ирогнуться, руки за спину, пальцы в замок (вдох)

2-3.-Задержать дыхание.

4.и.п.Темп медленный. Повторить 4-6 раза  

И.п.- сндя за партой, руки к плечам.

1.-поворот налево, руки вверх (выдох)

2.-и.п.-(вдох)

3-4-то же направо.

Темп средний. Повторить 4-6 раза.

И.п.- то же, что в упражнении №2.

1-4.-круговые движения руками вперед.

5-8.-тоже назад.

Темп средний. Повторить 4 раза.

И.п.- стойка ноги врозь. 1.-руки за голову.

2-3. – два пружинистых наклона прогнувшись.

4.- и.п. Дыхание свободное.

Темп средний повторить 4 раза.

Ходьба на месте на носках, рука за голову.

Темп средний. дыхание свободное. 10 сек.

И.п.- о.с.

1.-подняться на носках, руки через стороны вверх (вдох)

2.-и.п. – (выход)

Темп медленный. Повторить 4-6 раза.

Методические рекомендации по коррекции нарушений осанки.

  1. В начале и в конце каждого занятия при построении преподаватель должен обратить  внимание на осанку. Например, дать команду «Правильную осанку – принять!» (Ноги вместе, руки вдоль туловища, плечи развернуты, живот подтянут, голова прямо). Проследить за выполнением и сделать замечания при неправильном выполнении задания учащимися.
  2. Дать несколько упражнений для выработки правильной осанки. Например: пройти несколько шагов с правильной осанкой, выполнить повороты кругом и так же назад. Присесть, встать с ровной, прямой спиной несколько раз, можно скользить по стене спиной. Следить за правильным выполнением.
  3. Во время занятия сесть и принять правильную осанку сидя на полу или на гимнастической скамейке. Сидеть прямо, голова приподнята.
  4. Проводить упражнение «самовытяжение» стоя, сидя, лёжа. Руки вверх, потянуться. Лёжа на животе или на спине, тянуться в сторону рук и ног (и.п. – руки вверх). Максимально растянуть позвоночник.
  5. Во время подготовительной части занятий при выполнении упражнений поточным способом обязательно следить за осанкой; спину держать прямо, голова приподнята. Следить за правильным выполнением.
  6. При выполнении ОРУ больше времени уделять верхнему плечевому поясу, мышцам шеи, мышцам спины, брюшному прессу.
  7. Следить за правильным дыханием. При выполнении упражнений дыхание не задерживать. Научить правильному грудному диафрагмальному дыханию. Во время занятий чаще использовать упражнения на дыхание.
  8. Очень полезны упражнения в висах на гимнастической стенке с выполнением различных элементов ногами. Эти упражнения максимально растягивают позвоночник. После упражнений нельзя прыгать, нужно повернуться лицом к гимнастической стенке и спуститься по рейкам.
  9. Полезно выполнять упражнения на подтягивание, отжимание, «краб», «тачка», «тюлень».
  10. Полезно работать с набивными мячами, гантелями, резиновыми бинтами и на тренажерах.

Дома самостоятельно проводить коррекцию у зеркала и делать утреннюю зарядку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

Консультация для родителей.Предупреждение плоскостопия

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЁНКА ПЛОСКОСТОПИЕ Стопа   ребенка,   образованная хрящами, может легко дефор­мироваться.Плоскостопие считается одним из самых распространенных забо­леван...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Плоскостопие - это деформация стопы, заключающаяся в уменьше­нии высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супина­цией переднего отдела стопы....

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия".

Плоскостопие, без преувеличения, можно назвать социальным заболеванием, учитывая его чрезвычайную распространенность. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми – «на к...

Консультация Тема "Активная профилактика плоскостопия "

КонсультацияТема "Активная профилактика плоскостопия "Воспитатель     Попова Т.А.  Активная профилактика плоскостопия.К сожалению, летний период закончился, и походить го...