Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей
методическая разработка

Гаврилова Марина Анатольевна

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. 

    Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.

  Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

    Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют навык рациональной осанки.

    Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

    Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

    Упражнения указанных групп могут быть направлены:

  • на развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты,  равновесия, координации, ритмичности, пластичности, грациозности и др.
  • на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.
  • повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей

    Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

    Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках.

    Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

    Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют навык рациональной осанки.

    Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования навыка рациональной осанки подбираются упражнения для укрепления мышечного корсета, расширения функции дыхания (укрепление диафрагмы, межреберных мышц).

    В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

    Наряду с влиянием на формирование опроно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

    Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

    Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

    Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

    Выполнение ОРУ под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию навыка рациональной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движениям, вызывает у детей положительный эмоциональный тонус.

    Классификация ОРУ по анатомическому признаку:

  • упражнения для рук и плечевого пояса;
  • упражнения для туловища и шеи;
  • упражнения для ног

    Упражнения указанных групп могут быть направлены:

  • на развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты,  равновесия, координации, ритмичности, пластичности, грациозности и др.
  • на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.
  • повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.

    ОРУ:

  • без предметов;
  • с использованием предметов:

     гимнастические палки, мчи, обручи, флажки, скакалки, ленты и др.;

  • с использованием снарядов:

     на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стула и пр.

      ОРУ могут выполняться:

  • при свободном построении в звенья, в круг;
  • при построении в колонны (передача предметов друг другу), в кругу с большой веревкой;
  • группами с большими гимнастическими обручами, веревками, парами.

Требования к отбору ОРУ:

    При построении комплексов исходят из педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. В выборе и определении последовательности упражнений руководствуются следующими методическими положениями:

  1. Упражнения оказывают разностороннее воздействие. Поэтому в комплекс входят

       упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических

       качеств.

  2. Особое внимание уделяют упражнениям на формирование навыка рациональной

      осанки, укрепление свода стопы, дыхания.  

 

  3. Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому  

      упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает

      утомление местного характера. Например, после упражнений для туловища

      (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять

      для туловища , но другого характера (наклоны вперед) и т.д.

4. В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением

    нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое  –

    сложное, в котором движения выполняются с большим напряжением.

5. Упражнения, сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем,

    которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием

    (приседания, упражнения из И.п. лежа и т.д.).

6. Упражнения соответствуют назначению комплекса, например:

  • комплекс для утренней гимнастики направлен на укрепление, оздоровление организма, упражнения известные);
  • комплекс физкультминутки – предупреждение умственного напряжения, повышение обменных процессов, упражнения известные, предельно простые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Роль спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного  возраста огромна.Они занимают важное место в воспитании детей....

Роль общеразвивающих упражнений в физическом воспитании детей раннего возраста

К большому сожалению наши малыши стали чаше болеть , а происходит это потому что они мало двигаются. Родители из- за педагогической безграмотности и занятности на работе не уделяют должного внимания р...

Консультация на тему: "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей"

Консультация на тему: "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей"...

Консультация для родителей "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей"

Консультация для родителей "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей"...

Физические упражнения – средство физического воспитания детей

Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности...

Роль общеразвивающих упражнений в формировании осанки детей дошкольного возраста

Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями,...