Картотека "Техники релаксации"
картотека

 Вам стоит обучить детей некоторым из наиболее эффективных методов релаксации, чтобы помочь им управлять их ежедневными стрессами. Тем самым вы дадите детям необходимые инструменты, которые будут помогать им на протяжении всей жизни.Существует множество методов, которые дети могут использовать, чтобы снизить уровень напряжения и расслабиться. Каждый из них по-разному эффективен и воспринимается индивидуально. Попробуйте для начала обучить ребенка одному-двум из представленных далее методов, а затем постепенно обучайте остальным по мере его готовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_relaksatsii.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Антошка»

ТЕХНИКИ РЕЛАКСАЦИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Составитель:

Педагог-психолог

Студенкова О.А.

Коченёво, 2020

Растяжка.

 Растяжка снимает накопленное напряжение в мышцах. Научите ребенка аккуратно растягивать каждую группу мышц и чувствовать при этом, как они постепенно расслабляются.

Музыка.

Прослушивание успокаивающей музыки может помочь ребенку сосредоточиться. Даже очень маленькие дети могут наслаждаться расслабляющей классической музыкой.

Медитативные техники.

 Медитативные техники – йога, например, – расслабляют и ум, и тело. Вот простая техника, которую ваш ребенок может использовать как в домашних условиях, так и в детском саду.

  • Когда ребенок сидит на кровати дома или за партой перед началом урока, пусть он положит руки на колени и закроет глаза.
  • Следующий шаг – медленные и равномерные вдохи и выдохи.
  • Каждый вдох и выдох считается, как один счет, ребенок должен ровно дышать, по крайней мере, до пятидесяти.
  • Когда ребенок освоит эту технику, ему необходимо сосредоточиться и слушать свое дыхание. Если у него будет получаться, ребенок начнет чувствовать себя более спокойным и сосредоточенным.
  • Когда он закончит считать до пятидесяти, ему нужно сделать очень глубокий вдох, медленно выдохнуть и открыть глаза.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ

Глубокое дыхание – это эффективный способ замедления естественной реакции организма на стресс. Оно замедляет сердечный ритм, снижает кровяное давление и обеспечивает чувство уверенности. Этот простой метод подходит практически всем.

  • Вдохните глубоко.
  • Задержите дыхание на мгновение.
  • Медленно выдохните.

Продолжайте дышать глубоко, пока не обретете чувство покоя.

ОЧИЩАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок (Можно выполнять лёжа). Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь — не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.

Чтобы ребёнок привыкал к этой релаксационной технике, вы можете ставить классическую инструментальную музыку в стиле барокко или отрывки из Моцарта.

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать» и «выдыхать».

  1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
  2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
  3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  4. Сделай паузу и сосчитай до 5.
  5. Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое-надутый шарик.
  6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло,рот.
  7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
  8. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

ЛИФТ

Цель: совершенствование мастерства, достигнутого в «воздушном шарике». Расслабление и регулирование нервной системы.

Дети учатся выделять 3 участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота). Снова вдохни - воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни. Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта. Снятие эмоционального напряжения.

РЕЛАКСАЦИЯ

«Дайте возможность этим чувствам покинуть вас... гнев, боль, отчаяние... чтобы это ни было, пусть это уходит вместе с выдохом из вашего тела... если вы захотите, вы потом можете к ним вернуться. Вдохните теперь ощущение покоя, удовлетворения».

ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ РЕЛАКСАЦИЯ МЫШЦ.

Прогрессирующая релаксация мышц – это прекрасный способ снять стресс. Релаксация достигается путем напряжения и последующего расслабления различных групп мышц тела.

  • Лицо – попросите ребенка наморщить нос и лоб, будто он нюхает что-то неприятное, а затем расслабить лицо. Повторить три раза.
  • Челюсти – попросите ребенка плотно сжать челюсти, будто он собака, которая висит на кости, а затем отпустить воображаемую кость и полностью разомкнуть челюсти. Повторить три раза.
  • Руки и плечи – попросите ребенка вытянуть руки перед собой, затем поднять их над головой и потянуться как можно выше. После этого пусть ребенок опустит вниз и расслабит руки. Повторить три раза.
  • Кисти рук – пусть ребенок представит, будто он изо всех сил сжимает апельсин одной рукой, а затем бросает его на пол и расслабляет кисть и руку. Повторить три раза, а затем выполнить упражнение другой рукой.
  • Живот – пусть ребенок ляжет на спину и всего на мгновение максимально напряжет мышцы живота. Затем пусть расслабит живот. Повторить три раза, а затем выполнить это же упражнение стоя.
  • Ноги и ступни – попросите ребенка стоя вдавить пальцы ног в пол, будто он проделывает это с песком на пляже. Пусть поочередно вдавливает каждый палец в пол и расставит их настолько, чтобы чувствовать напряжение в ногах, а затем расслабится. Повторить три раза.

Выполняя эти упражнения, попросите ребенка наблюдать, как хорошо чувствует себя тело, когда он расслабляет каждую его часть. Цель выполнения этих упражнений заключается в том, чтобы достичь полного расслабления мышц тела.

НАПРЯЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ НОГ

Напряжение пальцев ног снимает напряжение остальной части тела. Это простое упражнение следует повторять по десять раз в одном подходе.

  • Лягте на спину и почувствуйте пальцы ног.
  • С помощью мышц согните все десять пальцев ног в направлении лица и считайте до десяти.
  • Расслабьте пальцы и посчитайте до десяти.

Выполняйте упражнения вместе.

МОРЩИНКИ

  1. Несколько раз вдохни и выдохни.
  2. Широко улыбнись своему отражению в зеркале.
  3. Наморщи лицо, начиная со лба: брови, нос, щеки.
  4. Подними и опусти плечи.
  5. Расслабь мышцы лица.
  6. Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокойно» и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Визуализация также известна как метод визуально управляемых образов. Эта техника использует воображение, чтобы замедлить мозговую деятельность и избавиться от негативных мыслей и тревог. Этот метод особенно эффективен после выполнения прогрессирующей релаксации мышц и позволяет сначала расслабить мышцы, а затем успокоить ум. Представление при помощи силы воображения прекрасного, спокойного места – это один из видов визуализации для снижения уровня стресса, доступный почти любому ребенку. Также может быть полезна цветовая визуализация, ей легко обучить ребенка.

  • Попросите ребенка представить в воображении любимый цвет, который заставляет его чувствовать себя спокойно и безопасно.
  • Пусть он представит, что «вдыхает» этот цвет в себя и распространяет его по всему телу вместе с выдохом.
  • Пусть ребенок продолжает визуализировать, пока не наполнится этим особым расслабляющим цветом.

Вместо цвета можно использовать успокаивающий звук, особенный аромат или чувство тепла или света.

МЕДВЕЖАТА В БЕРЛОГЕ (ВВОДНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ).

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

1.Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2-З раза.

2.Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2-З раза.

3.Игра «Холодно - жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза.

4.Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

6. Отдых.

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.)

Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.)

Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П. Чайковский. «Сладкая греза»). (Оставить музыку до засыпания ребёнка)

НЕБО

  1. Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.
  2. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака, - внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.
  3. Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.
  4. Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС.

Упражнение необходимо начать с дыхательной подготовки. Предложите детям занять удобное положение, выпрямиться; объясните им, что с выпрямленными спинками легкие больше вдыхают кислорода, следовательно, мозг их лучше дышит. Предложите детям сделать три медленных глубоких вдоха так тихо, чтобы никто их не слышал, и медленно выдохнуть. Начните говорить тихим голосом:

«Сегодня мы совершим маленькое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Мы с вами отправимся в лес. Вы дышите спокойно и представляете себе, что идете по лесной тропинке. День прекрасный, и вас окружает сказочный лес. Светит солнце, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву и то, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью. Он дышит прохладой.

 РАДУГА

Цель: снятие эмоционального напряжения. Стимулирование эмоционального воображения. Упражнение можно выполнять отдельно или после релаксации.

  1. Закрой глаза. Представь, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу - цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Ты видишь то, что описываю я, или то, что захочешь сам.
  2. Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаиващим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом?
  3. Следующий цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет7
  4. Желтый приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?
  5. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него?
  6. Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуй так же увидеть другие цвета.

САД ЧУВСТВА

  1. Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.
  2. Сядь поудобней в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад. И становишься его садовником.
  3. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь свою работу. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.
  4. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
  5. Ты ощущаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.
  6. Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.
  7. Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
  8. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь - можешь Нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Упражнения на релаксацию в работе с детьми"

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Упражнения для релаксации детей.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  РЕЛАКСАЦИИ...

Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада

В статье "Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада" дается определение понятия "релаксация", а также на примере личного опыта рассказывается о применении релаксац...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре

РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...