Памятка по прогулке для педагогов
методическая разработка

Федорова Наталья Анатольевна

Данный материал будет интересен и полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_struktura_progulki.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обязательные компоненты прогулки в детском саду по ФГОС

Обязательные структурные элементы прогулки

Описание и рекомендации

Наблюдение

Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за: объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными — во время прогулок за пределами ОУ; природными явлениями — движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега; трудом взрослых — дворника, водителя, строителя и т.д. В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму: Установление факта (облака движутся по небу). Формирование связей между частями объекта. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие). Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра). Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно). С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений: Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит воробей, какие звуки издает). Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения лиственных деревьев, стадии роста цветка, процесс изменения снега в течение зимних месяцев). При организации наблюдений обязательным условием является учет возрастного фактора. С младшими дошкольниками, для которых характерна значительная рассеянность внимания, наблюдения проводят в течение 7-10 минут, с воспитанниками старшей и подготовительных групп — 15-25. Созерцание окружающей природы осуществляется ежедневно, с обязательной сменой объектов наблюдения и длительности данного вида активности для поддержания высокой заинтересованности малышей.

Двигательная активность (спортивные и подвижные игры)

С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду согласно ФГОС значительное место отводят игровой активности, а именно: подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия; народным играм; играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола); играм с водой; малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик). При организации игровой деятельности на прогулке воспитателю важно принимать во внимание погодные условия, возрастной фактор и время пребывания на свежем воздухе. Длительность проведения подвижных игр: на утренней прогулке составляет 6-10 минут для воспитанников младшей группы, 10-15 — средней и 20-25 — старшей и подготовительной; на вечерней прогулке — 10-15 минут для младших дошкольников, 12-15 минут — для деток постарше. Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений: с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий; средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой; старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры. Кластер двигательной активности заканчивается постепенным снижением уровня активности через виды малоподвижные забавы. Актуальные методические рекомендации предусматривают необходимость разучивания 3-4 новых игр с воспитанниками ежемесячно с их последующим повторением.

Индивидуальная работа по различным направлениям развития

С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности. Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия. Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.

Трудовая деятельность

Планирование трудовой деятельности дошкольников во время пребывания на свежем воздухе — важная составляющая методики проведения прогулки в ДОУ по ФГОС. При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность. Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через: выполнение индивидуальных трудовых поручений — данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп; работу в группах; коллективный труд. С учетом возраста трудовая активность в группах детского сада реализуется следующим образом: Воспитанникам младшей группы педагог дает простые поручения, включающие 1-2 действия (принести один цветок и листик для гербария). Дети работают в непосредственной близости, но отношения взаимозависимости при этом отсутствуют. Групповая деятельность полностью контролируется воспитателем. Детей средней группы воспитатель предварительно делит на подгруппы, проговаривая задачи и особенности их исполнения для каждой, после чего систематически контролирует качество работы каждого «трудового отряда». Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится задача, после чего воспитатель инициирует коллективное обсуждение порядка действий, помогает в распределении ролей, пока дети самостоятельно реализуют поставленную трудовую задачу с незначительной помощью со стороны педагога.

Самостоятельная активность

Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей и педагогов

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда ребёнок присваивает себе чужие игрушки, а может и вещи, и я вам предлагаю несколько советов с помощью которых можно  исправить ситуацию . Памятка № 1 ...

Памятка для творчески работающего педагога

Представляю  памятку для  воспитателей,которые  хотят  работать  творчески....

Памятка для родителей и педагогов "Новый год"

Памятка -буклет для родителей и педагогов об организации досуга детей в зимний период....

Памятка "КВН между командами педагогов"

В памятке указан ход проведения КВНа между педагогами...

памятка по созданию портфолио педагогу

создание электронного портфолио...

Упражнение на релаксацию «Лесная прогулка» (для педагогов ДОУ»

Лесная прогулка»         В завершении нашей встречи мы хотели  предложить вам немного отдохнуть и пофантазировать. Итак,  приглашаем вас на прогулку п...

памятка "Зимние прогулки"

памятка "Зимние прогулки"...