Игровой самомассаж
картотека (подготовительная группа)

Арсентьева Елена Александровна

Игровой самосажж представлен комплексом веселых упражнений, способствующих формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью и развивают навык собственного оздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровой самомассаж166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж

        Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая музыка). Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.    

   В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается,  поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.          

        Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

         Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

        «Игровой самомассаж» является основой оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

         Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.

       

« Утка и кот »

 Массаж биологически активных зон для профилактики

простудных заболеваний

 

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет                                   Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою,                                             вниз.

А за ними кот идет,                                         Указательными пальцами растирать

Словно к водопою.                                     крылья носа.

У кота хитрющий вид,                                    Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает!                                       к вискам.

Не смотри ты на утят-                                    Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать!                                        пальцы, сделать «вилочку» и массировать

                                                                             точки  около уха.

«Дождик»

Массаж спины под песню Е. Поплянской

(сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше-                                        Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом!                                                           и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите-                                                Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-                                             Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше-                                        Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

«Чтобы не зевать от скуки»

Оздоровительный массаж всего тела:

быстрые, частые хлопки на соответствующие слова.

 Чтобы не зевать от скуки,

  Встали и потерли руки,    

  Постучим и тут, и там,

  И немного по бокам.

 

 А потом ладошкой в лоб    

  Хлоп-хлоп-хлоп.                                

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

 Щеки заскучали тоже?    

Мы и их похлопать можем.                                              

 Чуть нагнулись, ровно дышим,

 Хлопаем как можно выше.

 Ну-ка дружно, не зевать:

 Раз-два-три-четыре-пять.  

Вот и шея. Ну-ка, живо

 Переходим на загривок.    

А теперь уже, гляди,    

Добрались и до груди.                                                                                                           

 Постучим по ней на славу:

 Сверху, снизу, слева, справа.            

«Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

     Летели утки                                                             Слегка касаясь пальцами,

     Над лесной опушкой,                                              провести по лбу 6 раз

     Задели ели                                                                Слегка касаясь пальцами,

     Самую макушку,                                                     провести по щекам 6 раз

     И долго елка                                                             Указательными пальцами

     Ветками качала…                                                    массировать крылья носа

                                                                                           по кругу от себя

« Гусь »

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

   Где ладошка?  Тут? Тут!                               Показывают правую ладошку.

   На ладошке пруд? Пруд!                               Гладят левой ладонью правую.

   Палец большой-                                               Поочередно массируют

   Это гусь молодой,                                            каждый палец.

   Указательный-поймал,

   Средний-гуся ощипал,

   Безымянный-суп варил,

   А мизинец-печь топил.

   Полетел гусь в рот,                                    Машут кистями, двумя ладонями,

   А оттуда в живот.                                   прикасаются ко рту,  потом к животу

   Вот!                                                           Вытягивают ладошки вперед.

« Наши ушки »

Дети выполняют массаж ушей.

1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

5. Растирание ушей ладонями.

« Кто пасется на лугу »

Дети выполняют массаж спины

Далеко, далеко      

 На лугу пасутся                              

Ко…

 -Козы?        

Нет, не козы!  

                               

Далеко, далеко                                

На лугу пасутся                              

Ко…

Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко        

На лугу пасутся                              

Ко…Коровы?                                  

Правильно, коровы!              

  Пейте, дети, молоко,                      

Будете здоровы!                              

                                                                                                             

Встать друг за другом паровозиком,   положить руки на  плечи                                                    впередистоящего ребенка и похлопать по плечам.

Загнуть большой палец на правой руке и рисовать четырьмя                                                       остальными пальцами змейку вдоль позвоночника впередистоящего.                                                

Покачать плечами вперед-назад Наклонить голову вперед

Покачать головой вправо-влево.

Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета

Опять повернуться на 180 и повторить те же движения

Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе

Постепенно присесть. На последний слог быстро встать и поднять руки вверх.

« Божьи коровки »

Дети выполняют массаж ног

Божьи коровки, папа идет,                                      Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет,                                     Разминать ноги

За мамой следом детишки идут,                              Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут                              Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими.                           Постукивать пальцами

На солнышко они похожи,                                        Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день.                               широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им,                                             Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.                              Руки за спину.

« Черепаха »

Самомассаж тела

Шла купаться черепаха                            Дети выполняют легкое пощипывание

И кусала всех со страха                      пальцами  рук  груди, ног.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха Рура!                                    Дети поглаживают себя ладонями,

В озеро нырнула,                                 выполняя круговые движения и 

С вечера нырнула                               приговаривают.

И пропала… Э-эй,

Черепашка Рура,

Выгляни скорей!

« Ириски от киски »

Массаж глаз (по китайской медицине)

        

В гости к нам явилась киска.                             Потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,                  Прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху.                   цами, не надавливая сильно на кожу, от

                                                            внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!              Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам.                   глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки,                  Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке.                Постучать подушечками пальцев друг о

         друга.

« Наши глазки »

Массаж глаз 

(по методике йогов)

- Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребенок садится, как наездник);

- Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы;

- Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасаются к глазам;

- Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты. Хорошо, если возникнет ощущение тепла в глазах;

- Расслабить глаза.

(Массаж вызывает активную циркуляцию в глазах крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению)

« Пироги »

Дети выполняют самомассаж тела

За стеклянными дверями                      Выполнять хлопки правой ладонью

                                                                    по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами                                          То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,                               Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?                                           Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                                                Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!                                       Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                              Выполнять последовательное  погла-

К празднику наш стол готов!                 живание рук, корпуса, ног

« Вот какая борода »

Массаж биологически активных зон для профилактики

простудных заболеваний

 Да – да – да – есть у деда борода.  

  Де – де – де – есть сединки в бороде

 Ду – ду – ду – расчеши бороду.  

                 

Да – да – да – надоела борода.                                                                                                  

 Ду – ду – ду – сбреем деду бороду  

  Ды – ды – ды – больше нет бороды.          

Потереть ладони друг о друга

Руками провести по шее от затылка до яремной ямки      

Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз

 Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа                                                                           Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб.

Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой   растирать кожу

                                                                       

                         

                                                                                                                                               

« Жарче, дырчатая тучка »

Дети выполняют самомассаж

  Жарче, дырчатая тучка,                            Растереть ладошки.

  Поливай водичкой ручки,

  Плечики и локоточки,                               Постукивать пальцами по плечам,

  Пальчики и ноготочки,                              локоткам, кистям, затылку, вис-

  Мой затылочек, височки,                           кам, подбородку, щекам.

  Подбородочек и щечки!

 Трем мочалкою коленочки,                       Растереть ладонями колени,

 Щеточкой трем хорошенечко                     ступни и пальцы ног.

 Пяточки, ступни и пальчики…

 Чисто-чисто моем мальчика!

 Чисто-чисто моем девочку,

 Нашу девочку-припевочку!

« Белый мельник »

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

 Белый-белый мельник                     Провести пальцами по лбу от середины

 Сел на облака.                                    к вискам.

 Из мешка посыпалась                       Легко постучать пальцами по вискам             

 Белая мука.

 Радуются дети,                                     Сжав руки в кулаки, возвышениями

 Лепят колобки.                                    больших пальцев быстро растереть

                                                                  крылья носа.

 

 Заплясали санки,                                 Раздвинув указательный и средний

 Лыжи и коньки.                                  пальцы, массировать точки перед собой

                                                                  и за ушными раковинами.

                                                           « Лиса »

Гимнастика для глаз

 Ходит рыжая лиса,                                Крепко зажмурить и открыть глаза

 Щурит хитрые глаза.

 Смотрит хитрая лисица,                 Вытянуть вперед правую руку, на кото-

 Ищет, где бы поживиться.             рой все пальцы, кроме указательного,

                                                              сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево

                                                                и следить за движением указательного

                                                                 пальца глазами, не поворачивая головы.

 

Пошла лиска на базар,                         Поднять руку и опустить, прослеживая

 Посмотрела на товар.                          взглядом.

 Себе купила сайку,                           Описать рукой круг по часовой стрелке и

 Лисятам балалайку.                                против нее.

« Солнышко »

Гимнастика для глаз

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои

Нас покружи, оторви от земли

Солнечный лучик быстро скакал,  

И на плечо он к ребятам упал.

 Весело лучик песенку пел,

 Каждый себе на плечо посмотрел.

 Солнечный лучик быстро скакал,

 И на маленький носик к ребятам попал.

 Весело лучик песенку пел,

 Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки,                    

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

 Мы же на место сядем с тобой.                                                                                                                  

Потянуться руками вверх                    Похлопать в ладоши над головой.                               Покружиться, подняв руки вверх                                                                                   Вытянуть вперед правую руку,  

Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу.

                                                                               Проследить глазами.

Повторить то же самое с левой рукой

Вытянуть руку вперед и коснуться паль-          цем кончика носа. Проследить глазами

Похлопать в ладоши.

 Ходьба на месте.

Закрыть глаза и положить руки под щеку.

 Сесть на стульчики

« Дедушка Егор »

Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия

 Из-за лесу, из-за гор                     Ходьба на месте, не отрывая носки от пола,

 Едет дедушка Егор.                       стараясь поднимать выше пятки.

 Сам на лошадке,                            Ходьба на пятках, руки за спиной

 Жена на коровке,                            Ходьба на носках, руки за головой

 Дети на телятках,                         Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки

                                                            на поясе.

 Внуки на козлятках.                     Ходьба с высоким подниманием ног, сог-

                                                            нутых в колене, руки в стороны

 Гоп, гоп, гоп!                                   Приподниматься на носки и опускаться

                                                             на всю ступню.

 Приехали!                                                            Присесть

« Снежинки »

Гимнастика для глаз

 Закружились, завертелись                                           «Фонарики»

 Белые снежинки.

 Вверх взлетели белой стаей                         Поднять руки вверх и посмотреть

 Легкие пушинки.                                             на них

 Чуть затихла злая вьюга-                          Медленно опустить руки и просле-

 Улеглись повсюду.                                       дить за ними взглядом

 Заблистали, словно жемчуг,-                 Развести поочередно руки в стороны      

 Все дивятся чуду.                                     и проследить за ними взглядом

 Заискрились, засверкали                        Выполнить руками движение

                                                                       «ножницы»

 Белые подружки.                    

 Заспешили на прогулку                                                 Шаг на месте

 Дети и старушки.

« Бабочка »

Упражнение для подвижности голеностопного сустава

  И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;

  1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны;

  2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь достать коленями пол.

« Наши ножки »

Массаж рефлекторных зон ног

  1. Сжать кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку. Разотрите ее до исчезновения боли.
  2. Плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
  3. Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги.

( Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма)

« Самолет »

Гимнастика для глаз

Пролетает самолет,      

С ним собрался я в полет.                                     

Правое крыло отвел, посмотрел.  

                       

Левое крыло отвел, поглядел.                              

Я мотор завожу                                                         И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу,                                  

Возвращаться не хочу.

Посмотреть вверх и провести пальцем

за «пролетающим» самолетом

Отвести руки попеременно и проследить взглядом

Делать вращательные движения перед грудью

Встать на носочки и легко бежать по кругу

                                       

                                                   « Наши глазки »

Гимнастика для глаз (по методике йогов).

- Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы палец находился параллельно полу. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, смотреть не моргая, до усталости, до слез, фиксировать взгляд на кончике пальца  в течение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить глаза. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью;

- Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Со вдохом удалять палец от носа как можно дальше в пределах расстояния вытянутой руки, продолжая смотреть на кончик пальца. С выдохом вернуть палец обратно к носу. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью;

- Закинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на кончике носа. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Повторить то же, сфокусировав взгляд на области межбровья;

- Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелке. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения -переменный, от медленного до максимально быстрого;

- Закрыть глаза ладонями так, чтобы через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться.

« Снегопад »

Гимнастика для глаз

 (за всеми движениями проследить глазами, не поворачивая головы)

Белых хлопьев белый пух

Плавно и спокойно        

 Над деревьями кружит

И над колокольней.

Каждый дом и каждый куст                                      

Греет, одевает                                                               

Снеговая шубка и                                                      

Шапка снеговая.                                                         

Белых хлопьев белый пух                                          

С неба валит валом,                                                    

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа                                                

Сладко спали до весны                                              

Дерева и травы.

Это сколько ж наметет                                            

Снега за ночь-то!                                                          

Это как же полетят

С горки саночки!

Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую

Поочередно вытягивать руки вправо, влево.

Вытянуть руку вперед и коснуться ею лба.

Поднимать и опускать руку от уровня груди до пояса

Указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руку вперед, коснуться левого.

Закрыть глаза ладонями.

 

 Развести руки в стороны, глаза широко

« Зайка »

Дети делают массаж для носа и гимнастику для глаз

Вот и зайка к нам идет,                       Массаж носа (по китайской медицине),
Он нас лапкою зовет.                            
укрепляющий иммунитет к заболева-

Бедный заинька чихает,                       ниям верхних дыхательных путей:

Как поправиться – не знает.                Потереть указательные пальцы и мас-

Лекарство для тебя найдем:                 сировать ими ноздри сверху вниз и

Мы носик лапкою потрем.                    снизу вверх 10 – 20 раз.

В руках у нас морковка.                    Дети держат в руке морковку, выполняя

Продолжаем тренировку.                   ею медленные движения вправо-влево,

                                                                 вверх-вниз, по кругу и прослеживая за

                                                                                      ней взглядом.

Вот поправился наш зайка,

Он ребятам очень рад,

Приглашает поиграть.

« Медведь »

Гимнастика для глаз

Медведь по лесу бродит,                         От дуба к дубу ходит.            

Находит в дуплах мед                            

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу                                                        

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:                          

Не ешь наш мед, воришка!  

                 

Бредет лесной дорогой    

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает                                

И пчелок вспоминает.

                     

Ходьба вперевалочку, слегка согнув- шись, загребая чуть согнутыми руками

Изображать, как он достает и ест мед

«Отмахиваться от пчел»

Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек, прослеживая движение глазами, не поворачивая головы

Ходьба вперевалочку

                                                             

Прилечь, руки под щеку

« Заяц белый »

Гимнастика для глаз (песня О.Боромыковой

сб. «Коррекция речи и движения»)

(гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение)

 Заяц белый, заяц белый,                        Быстро моргают глазами.

 Ты куда за лыком бегал?        

 Заяц белый отвечал:                         Наклонять и выпрямлять голову вперед,

 «Я не бегал, я скакал».                                            закрыв глаза

 Заяц белый, заяц белый,                 Опять быстро сжимать и разжимать веки

 Ну а где же ты обедал?

 Заяц белый отвечал:                         Наклоны головы вправо-влево

 «Я сегодня голодал».                        Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза

« Медведюшка »

Гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка»)

Покажи-ка нам, медведюшка,

Как сбирались, красны девушки

За брусникой, за малиной

Да за ягодой калиной,

Как с корзинками шли по лесу

Набирали ягод доверху,

Отдохнуть они садились,

Ко пенечку прислонились.

Покажи-ка нам, медведюшка,                      

Как зевали красны девушки,                        

Как накрылися платочком                                    

Да уснули под кусточком.                                      

Как вскочили, потянулись,                                    

Меж собой переглянулись,                                      

Звонко песню запевали,                                          

Хороводы затевали.

   Ходьба на внешнем своде стопы,                              

Ходьба с перекатом с пятки на носок

Вставать на носки, делая вдох и разводя руки

в стороны, и опускаться на всю стопу.

Сесть на пол, руки - упор сзади

Попеременно вытягивать и выпрямлять носки ног

Встать, потянуться

Повороты в стороны

Ходьба топающим шагом

« Часовой »

Дети выполняют массаж ушей

На дальней  границе                                                Загнуть руками уши вперед

И в холод, и в зной,

В зеленой фуражке

Стоит часовой.

На дальней границе                                                Потянуть руками мочки ушей в стороны,

И ночью, и днем                                                       вверх, вниз, опустить.

Он зорко, он зорко

Следит за врагом.

И если лазутчик                                                       Указательным пальцем помассировать

Захочет пройти,                                                        слуховые отвороты.

Его остановит

Солдат на пути!

                       

« Дождь »

Гимнастика для глаз

Приплыли тучи дождевые:

 Лей, дождь, лей!

 Дождинки пляшут, как живые: Пей, рожь, пей!

 И рожь, склоняясь к земле зеленой,                  

 Пьет, пьет, пьет.  

А теплый дождь неугомонный   Льет, льет, льет.!                                                                                                                                                                            

Покачать поднятыми вверх руками,

посмотреть на них.

Опустить плавно руки, перебирая пальцами, прослеживая движения взглядом.

Наклониться, делая мягкие, пружинящие  движения руками, посмотреть вниз

Показать указательным пальцем движение сверху вниз и проследить взглядом.

« По таинственной дороге »

Гимнастика для стоп

По таинственной дороге

Шли таинственные ноги.

По большой дороге  

Шагали наши ножки.

Зашагали наши ноги.

По пыльной дорожке                        

А маленькие ножки

Бежали по дорожке,

 На узенькой дорожке    

                                   

Устали наши ножки.

Усталые ножки                                    

Шли по дорожке

На камушек мы сели

Сели, посидели.                                      Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют.                                                                                                                                

Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку

Ходьба на месте, не отрывая носки от пола

Перекаты с носка на пятку, стоя на месте

Быстрая ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях

Ходьба со сведенными носками ног

Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед,                          

Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола Погладить мышцы ног и ступни

« Подарок маме »

Массаж пальцев

Маме подарок я сделать решила. Коробку с катушками тихо открыла.            

Нитки и пяльцы достала я с полки,                  

Вдела зеленую нитку в иголку.                          

Мамин наперсток - на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы Иголкой веду за стежочком стежочек.            

 Я вышиваю чудный цветочек:

Сначала – зеленые стебельки,

После – веселые лепестки,

В центре кружка – ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю уставшие пальцы.                           Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу

В мамину комнату тихо иду.                              

Встану на низкую табуретку  

И на комод постелю я салфетку.

 В комнату мама войдет, удивится:      

 - Дочка, какая же ты мастерица.

             

Скользящие движения  ладонью о ладонь

Поочередно растирать пальцы левой руки, как бы надевая на каждый палец

«Колечко» из сжатых пальцев правой руки

Поочередно растирать пальцы правой руки

Потереть ладони друг о друга

Сжимать и разжимать пальцы

Переплести пальцы обеих рук и сделать «качельку»

 

Встают на ноги

Протягивают руки вперед

Покачать головой, поставив руки на пояс

« Колобок »

Упражнение для профилактики плоскостопия

Тише, тише, Колобок!                              Ходьба с высоким подниманием ног,

Вдруг услышит серый волк.                                    согнутых в коленях.

Тихо ножками пойдем,                           Ходьба на носках, сохраняя хорошую

Незаметно прошмыгнем.                                          осанку

Но румяный Колобок                          Приподниматься на носки и опускаться  

Прыгнул прямо в огород,                                         на всю стопу

Через грядки вдоль забора                                     Перекаты с носка на пятку.

Скачет, словно от Федоры.

« Липы »

Гимнастика для глаз

(все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы)

Вот полянка, а вокруг  

Липы выстроились в круг

Липы кронами шумят

Ветры в их листве гудят.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

После дождика и гроз                           Липы льют потоки слез

Каждый листик по слезинке                          Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап

Капли, капли, капли – кап!                   До чего же листик слаб!    

Он умоется дождем,                         Будет крепнуть с каждым днем.                                          

Широким жестом развести руки в стороны 

 Скругленные руки сцепить над головой.

 Руки вверх, покачать ими из стороны в  сторону

 Наклониться вперед

Наклонившись, покачать туловищем из стороны в сторону                                                    

Выпрямиться, руки поднять                                 Плавно опустить руки, перебирая пальцами

Руки вниз, встряхивать кистями

Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала в одну, потом в другую сторону «Уронить руки»

Погладить сначала одну, потом другую руку Сжать кулаки

« Наши спинки »

Дети выполняют массаж спины

В колону по кругу  встали,                            Движения соответствуют тексту

Ладошками по спинке застучали.           Выполнять в течение 40 - 50 секунд

Хлопаем по лопаточкам,

Спинка радуется.

Дети спинку подставляют,

Со спинками играют,

Здоровья спинкам добавляют.

« Плотник »

Дети выполняют самомассаж рук

Мастер в руки взял фуганок,  

Остро наточил рубанок,

Доски гладко отстругал,

 Взял сверло, шурупы взял,       Доски ловко просверлил,

 Их шурупами свинтил,

Поработал долотом,

Сколотил все молотком. Получилась рама –

Загляденье прямо!

Прекрасный тот работник

Зовется просто: плотник.

Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза                            Поглаживать правую руку Разминать левую руку

Разминать правую руку                          Круговые движения пальцами правой руки от плеча к левой кисти

То же левой рукой       

                                                                   Поколачивание по левой руке

Поколачивание по правой руке 

Быстро перебирая пальцами правой руки, пройти ими по левой от плеча до локтя.                                                                    

То же левой рукой

 Погладить левую руку

Погладить правую руку

« Наши глазки »

Дети выполняют гимнастику для глаз

(по оздоровительной методике йогов)

- Поочередная фиксация взгляда на пальце и горизонте: принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз. Поочередно переводить взгляд с пальца на красный листочек на дереве, задерживаясь в каждом положении на 2-3секунды. Палец должен быть примерно в одном направлении с листочком, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на листочки нужно смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять в течение 1 минуты.

- Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте: выполняется аналогично предыдущему упражнению, только взгляд переводится с кончика носа на красный листочек и наоборот. Эти упражнения повышают способность глаз точной фокусировке на различных расстояниях. Улучшение зрения происходит благодаря аккомодации (способности хрусталика менять свою кривизну).

- Отдых для глаз: сесть спокойно и устойчиво. Закрыть глаза и расслабить веки. Мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Лицо и тело тоже расслабляется. Время расслабления 20 - 30 секунд. Это упражнение предохраняет глаза от утомления и служит профилактикой против ухудшения зрения.

« Мы устали »

Упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности

 при усталости или перевозбуждении

-Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрячь мускулы плеч и груди. Затем втянуть живот и потянуться вверх, как будто выглядывая из окна, опираясь на руки. Повторить 3 раза. Во рту должно стать влажно.

- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям. Не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно, так, чтобы было приятно. Выполнять в течение 10 – 15 секунд.

- Растирать хорошенько уши в течение 15 -20 секунд.

« Петух »

Дети выполняют упражнения для мышц шеи

Ах, красавец-петушок!

На макушке – гребешок,

  А под клювом-то бородка.    

Очень гордая походка:      

 Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,   Громко на заре поет:

Кукареку! Хватит спать! Всем давно пора вставать!                              

 Наклоны головой в горизонтальной плоскости вправо – влево.

Наклоны головой вперед- назад, подбородок движется параллельно полу                                                                         

Идти по кругу, делая махи руками и поднимая голову – вдох, а опуская - выдох

Наклоны головы вправо-влево-                                Помахать руками, как крыльями, поднимая опуская голову

« Цветочек и бабочка »

Дети выполняют упражнение для пальцев, гимнастику для глаз

Набухай скорей бутон,

Распусти цветок – пион.

- Под эти слова дети выполняют упражнение для пальцев: подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Немного округлые ладошки образуют «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу. А пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой раскрытый «цветок».

Давайте попробуем вдохнуть чудесный аромат.

- Дети, закрыв глаза, медленно вдыхают через нос, задерживают дыхание и медленно выдыхают, произнося: «А-а-ах!»

Вот к прекрасному цветку подлетела бабочка,

        Посмотрим глазками, как она летает.

(Дети сидят, двигаются только глаза)

Посмотрите влево-вправо, вверх-вниз.(Повторить 4 раза).

 Теперь нарисуйте глазами солнышко. Бабочка села на цветочек, греется на солнышке. Она от удовольствия даже глазки закрыла. Давайте и мы с вами посидим с закрытыми глазами.

(Закрывают глаза на 30 секунд)

« Паровоз »

Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом

и положив друг другу на плечи ладони

- Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Стоять на месте не хочу!

- Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу

 - Стоять на месте не хочу!  Колесами стучу, стучу,

  Колесами стучу, стучу                                                                                                                                                Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу!  

 Чу, чу, чу!                                                                                                                        

Похлопывание по    спине ладонями,                                     Поворот на 180, поколачивание

кулачками

Поворот на 180, постукивание

пальцами

                                                  Поворот на 180, поглаживание ладо- нями

Легкое поглаживание пальцами

« Лес зеленый »

Массаж лица по китайской медицине

( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз )

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

 Клен кивает головой,

 А кудрявая березка.                                        Провожает всех ребят.

 До свидания, лес зеленый,                             Мы уходим в детский сад!                                                                                                                  

Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза

 От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, пальцем проводя до середины лба у основания волос – 4 раза                                                                       

                                                                         

Массаж височных впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз

                                                                         

Поглаживание лица ладонями сверху вниз - 4 раза

« Жук »

Гимнастика для глаз (дети садятся на пол, вытягивая ноги вперед )

     Указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

   

      К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж…»    

     Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

     Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.

     Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

     Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. « Ж-ж-ж…»

     Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко.

     Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.

    Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

 

   Жук наверх полетел и на потолок присел.

    На носочки мы привстали, но жука мы не достали.

    Хлопнем дружно – хлоп, хлоп, хлоп,

    Чтобы улететь он смог. « Ж-ж-ж…»

« Ладошки »

Самомассаж

Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка,                 Хлопки в ладоши

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой                 Шлепки по левой руке от плеча к кисти

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой                                  Шлепки по правой руке

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом                                      Легкое похлопывание по щекам

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!                               Хлопки над головой       

По коленкам – шлеп, шлеп!                                  Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай!                                Шлепки по плечам

По бокам себя пошлепай!                                      Шлепки по бокам

Можем хлопнуть за спиной!                                 Шлепки по спине

Хлопаем перед собой!                                             Шлепки по груди

Справа – можем! Слева – можем!       Поколачивание по груди справа, слева

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя.                             Поглаживание по рукам, груди, бокам,

Вот какая красота!                                                  спине, ногам.

« Наши ножки »

Самомассаж стоп

      Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги;

      - Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги;

      - Двумя руками разминают пальцы левой ноги;

      - Правой рукой разминают пятку левой ноги;

      - Шевелят пальцами левой ноги;

      - Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги;

      - Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав;

      - Топают ногой по полу.

      - Повторяют все с правой ноги.

« Дождик »

Гимнастика для глаз

Капля первая упала – кап!                          

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели,  

                             

Капельки кап-кап запели, Намочились лица,                                            

Мы их вытирал                        

Туфли посмотрите–                                    

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем  

И все капельки стряхнем.

 От дождя убежим,

Под кусточком посидим.                                

Сверху пальцем показывают траекторию движения капель и прослеживают ее взглядом

Смотрят вверх

Подняв руки вверх, быстро пальцами перебирают                                                                       Вытирают лицо руками

Показывают руками вниз и смотрят на обувь

Движения плечами

Приседают

« Прогулка »

Упражнение для профилактики плоскостопия

Дружно за руки возьмемся,                   

В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,                          

Что краснеет по кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами,                      

Комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп!                                  

Ходьба с перекатом с пятки на носок

Ходьба боком по толстому шнуру

Перекаты с носка на пятку, стоя на толстом шнуре

Одновременно с перекатами выполнять хлопки в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, внизу.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом

Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики

Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

Игровой самомассаж кистей рук.

Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Игровой самомассаж с предметами.

Разработки по проведению самомассажа....