«Использование здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий ДОО»
статья (старшая группа)

        Здоровье детей считается  одной из самых актуальных тем на современном этапе. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.                                       

Актуальность здоровья детей говорит о необходимости принятия мер по здоровьесбережению, оздоравливанию,  профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. Поэтому, наряду с существующими методиками, требуется применение здоровьесберегающих  технологий (ЗОТ), которые направлены на решение задач современного дошкольного образования -  сохранения, поддержания и  обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sabaeva_l.v.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Городской методический кабинет

Заседание секции ГМО  Педагогическая гостиная

Тема: «Эффективные формы работы с детьми  и использование

              интерактивных методов обучения»

Сообщение

«Использование здоровьесберегающих и

физкультурно-оздоровительных технологий ДОО»

 

                                                                                 Выполнила: 

                                                                                    Сарбаева Л.В.

                                                                               воспитатель

МБДОУ детский сад

                                                                             «Фонарик»

п. Майна, 2021г.

Использование здоровьесберегающих и

физкультурно-оздоровительных технологий ДОО

                                                                                           «Забота о  здоровье детей - это

                                                                                           важнейший труд воспитателя.

                                                                                                От здоровья и жизнерадостности

детей зависит их духовная жизнь,

                                                                                                умственное развитие, прочность

                                                                                     знаний, вера в свои силы»                                                                                                  
                                                                         В.А.Сухомлинский
                                                                                             

        Здоровье детей считается  одной из самых актуальных тем на современном этапе. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.                                        

Актуальность здоровья детей говорит о необходимости принятия мер по здоровьесбережению, оздоравливанию,  профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. Поэтому, наряду с существующими методиками, требуется применение здоровьесберегающих  технологий (ЗОТ), которые направлены на решение задач современного дошкольного образования -  сохранения, поддержания и  обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

  Цель здоровье сберегающих технологий: обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников и воспитание культуры осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, умение оберегать, поддерживать и сохранять его.
     В  работе по здоровьесбережению ставим следующие задачи:

  • сохранять и улучшать здоровье воспитанников;
  • создавать условия для психофизического развития ребёнка;
  •  обеспечивать комфортные условия пребывания ребёнка в детском саду.                                                    
  •  содействовать просвещению родителей и педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т.к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма.  Наиболее приемлемыми в настоящее время  признаны методы эстетотерапии (Эстетотерапия – это целенаправленное стабилизирующее влияние на эмоционально-чувственную сферу человека с целью создания для него психологического комфорта и раскрытия творческого потенциала личности.) – это спорт, хореография, музыка и другие виды искусства (в зависимости от возможностей детского учреждения). Мы в своей работе используем, в основном, музыкальные и спортивные.  Методы  эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом. Несомненно  близок и  доступен детям дошкольного возраста  и  метод кинезотерапии (лечение движением).  Подвижность, присущая ребёнку - дошкольнику обусловлена тем, что моторная деятельность, вызывая усиленное дыхание, обмен веществ, является источником приятных ощущений, радостных эмоций, то есть хорошее самочувствие ребёнка, психофизическое  благополучие.  Абсолютно верно, что при любом двигательном тренинге упражняются не только части тела, но и развивается мозг, умственные способности.

  Здоровьесберегающие технологии, применяемые  в работе:

  • организация социально-психологического равновесия ребенка; 
  •  просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения.  

 Физкультурно-оздоровительных технологии:

  •  утренняя гимнастика и гимнастика после сна; 
  •  беседы о здоровом образе жизни;
  • подвижные  спортивные игры; 
  •  спортивные развлечения; 
  • физкультурные занятия и физминутки; 
  • различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз и другие); 
  • работа спортивного кружка «Веселая карусель»;
  • прогулки;  
  •  самомассаж и релаксация.                                                                                                                                          

     Работа с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
• Используем стенд  для родителей, где освещаются  вопросы оздоровления  детей (комплексы упражнений для профилактики сколиоза и плоскостопия, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);

• По возможности приобщаю родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ и группы (согласно, нынешних санитарных норм);
• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

      Оздоровительные подвижные игры - один из любимых детьми и распространённых видов игровых здоровьесберегающих технологий.

 Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения в ненавязчивой  форме. Во время игры проявляются творчество и фантазия, усиливаются мозговые импульсы, которые стимулируют жизненноважные функции организма.

     Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания.  Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту, воспитывает чувство ритма, уравновешивает нервную систему, способствует регуляции мышечных усилий.  Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии - одной из  здоровьесберегающих технологий.

        Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие  физических сил ребёнка,  оздоровительное воздействие на детский организм в целом. 

    Дыхательная гимнастика

       Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценное дыхание, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат.    Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является формирование носового дыхания. Дыхание носом способствует координированию воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу, предохраняет её от переохлаждения, сухости, инфицирования.   Носовое дыхание, особенно с ритмичным и полным выдохом расслабляет дыхательные мышцы и  укрепляет гладкую мускулатуру бронхов, улучшает мозговое  кровообращение.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и  оздоровлении детей!

Игровой самомассаж и упражнения для профилактики плоскостопия  
      Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя самомассаж под музыкальное сопровождение, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения формируют у ребёнка сознательное стремление к собственному оздоровьлению.

    Одним из  видов профилактики плоскостопия  является  самомассаж стоп. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста. Самомассаж стоп заключается в воздействии на мышцы, суставы и  связочный аппарат стопы.

   Массаж определённых участков ступней обеспечивает благоприятный доступ  энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам – массажёрам (коврики здоровья). Это коврики с разным покрытием. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции.  Ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, а его организм наполняется энергией, здоровьем.  

    Релаксация-состояние, помогающее ребёнку расслабиться после переживаний или  физических усилий, напряжения.

   Утренняя гимнастика - _комплекс физических упражнений, выполнение которых даёт заряд энергии на целый день.

  Бодрящую гимнастику после сна очень любят дети. Она помогает проснуться, улучшает настроение, поднимает тонус.

    Виды пальчиковой гимнастики, помогают развивать мелкую моторику, улучшают работу мозга.

    Физические занятия – организованное обучение физическим упражнениям и овладение основными видами движений. В тёплое время года проводится на свежем воздухе.

     Динамические паузы (физминутки) проводятся в качестве профилактики утомления. Включают в себя упражнения в зависимости от вида занятий (элементы гимнастики для глаз, дыхания и другие).  

Огромное  внимание в здоровьесбережении  отводится прогулкам на свежем воздухе, так же к режиму проветривания в группах и спальнях.

Прогулка – одна из традиционных форм оздоровления в детском саду. Пребывание детей на  свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Во время прогулок детский организм приобретает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, так же прогулка способствует умственному развитию. В детском саду прогулки проводятся каждый день, в связи с режимными моментами. В летний период дети максимально находятся на свежем воздухе, делается перерывы на сон и прием пищи.

В зимний период прогулкина воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. Зимние прогулки в детском саду проводятся при температуре до -15 град. и силе ветра не более 7 м/с.

Ежедневно на прогулках проводятся наблюдения подвижные игры, индивидуальную работу, приобщение детей к труду, и, конечно же, у детей остается время на самостоятельную деятельность.

    При регулярных прогулках улучшается сон, повышается физическая активность организма. Благодаря прогулкам у ребёнка повышается аппетит, улучшается обмен веществ, лучше функционируют дыхательные пути.  

      Таким образом, рассмотрев множество приёмов по здоровьесбережению можно сделать вывод, что использование технологий даёт снижение уровня заболеваний, повышается работоспособность и выносливость ребёнка, развиваются психические процессы, улучшается зрение, формируются двигательные умения, правильная осанка.                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в физкультурно – оздоровительной работе.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающе...

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий

Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенци...